Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мастер-класс по ТРИЗ

Сегодня на уроке познакомимся с новой образовательной программой: Теорией Решения Изобретательских Задач, которой около 70 лет. Слайд Автор теории Генрих Самуилович Альтшуллер. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач в любой области деятельности. Для нее необходимы сильные логика и воображение. Слайд Итак - Разминка: а)Решаем логическую задачу. В какую сторону идет автобус? Ответ: Понимаем, что двери находятся с противоположной стороны от нас, и, зная, о правостороннем движении, отвечаем правильно. Слайд. б)Следующая задача. Рыба весит 1кг и еще половину своего веса. Сколько весит рыба? Ответ: 1кг является второй половиной, следовательно, рыба весит 2 кг. Слайд в)Логическая задача-загадка. (Из сборника В.И Даля.) 1) «Взят от земли яко же Адам; посажен на колесницу, яко Илия пророк; ввержен в пещь огненную, яко три отрока; возжалився некая рабыня, олекоше его в пестрые ризы и застави его второй век житии. Егда же придет расслабление костем его, тогда повержен бывает на распутие, и земля костей его не приемлет.» 2) Родился я в каменной горе, крестился в огненной реке; вывели меня на торжище; пришла девица, ударила золотым кольцом; мои кости рассыпучие, в гроб не кладучие, блинами не помянучие. 3)Родился на кружале, рос – вертелся, живуче парился, живучи жарился; помер – выкинули в поле; там меня зверь не ест и птица не клюет. Ответ: глиняный горшок. г) Следующая задача. Поскольку все присутствующие – изобретатели, рассмотрим загадку как объект изобретения: Выразим понятие, тишины. То есть ответ загадки – тишина; необходимо ее описать. Включаем вербальное воображение. Слайд Известно: Разум и фантазия одинаково необходимы для наших знаний и равноправны в науке, поэтому - д)Творческое задание. Введем понятие системы. СИСТЕМА – это объединение элементов (частей) для выполнения определенной функции. Пока идет творческий процесс, хочу привести несколько высказываний о воображении: «Чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать» – писал Д.Родари. «Сильное воображение порождает событие» (М. Монтель). «Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения» (Д. Дьюи). « Как много дел считались невозможными, пока они не были осуществлены». Известен удивительный факт. А, именно, тот, что нейроны, находящиеся в коре головного мозга, перерабатывая информацию, оказывают благотворное влияние на весь организм подобно физической зарядке. Это, можно сказать, положительный наркотик, который получает человек во время умственной деятельности. Слайд Учимся решать изобретательские задачи: Что мы должны знать как минимум: Предъявление к объекту противоположных требований, свойств, признаков называется ПРОТИВОРЕЧИЕМ. Формулировка противоречия: объект должен быть таким (функция или признак) и одновременно не таким (функция или признак). Слайд ИКР- идеальный конечный результат- самый эффективный путь к решению задачи. Объект сам выполняет то, что нам необходимо. Слайд ФУНКЦИЯ – это действие, которое может выполнять система. Функция может быть как полезной, так и вредной. Слайд РЕСУРС – это то, что обеспечивает решение задачи. Слайд Задача: Петр 1 спешно создавал Российский флот. Корабли строили , и летом, и зимой. Зимой корабль, набрав скорость при спуске, врезался носом в лед. Лед, даже и тонкий сильно повреждал деревянные корпуса кораблей. Большие полыньи пред настилом были длительной и утомительной работой. Изобретательные российские корабелы предложили способ спуска кораблей на лед без ущерба для деревянных корпусов. Вопрос: как им это удалось? Слайд Алгоритм решения изобретательских задач: Ответы по порядку: 1.Корабль должен спуститься на воду без повреждений. 2.Противоречие: между деревом и льдом. 3.Судно, практически само спускается в воду без сложных затрат 4.Ресурсы: зима, корабль, лед, вода, воздух, корабелы. 5.Перед спуском судна на воду его носовую часть поливали водой до образования ледяного панциря. Слайд ТРИЗ – это анализ и сравнение; наблюдательность и память; системное, творческое мышление, умение выделить суть задачи и постановка целей; планирование пути; уверенность в своих силах. Очевидно: ТРИЗ можно применять в любом школьном предмете, а также использовать для творческих и исследовательских проектов.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»