Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Повышение профессиональной компетентности
педагогических кадров как важный элемент
совершенствования системы обучения
педагогических кадров внутри учреждения

Басманова Галина Петровна,
Артамонова Тамара Иосифовна,
методисты ГБУ ДО Детско-юношеского центра
Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»
 
Теоретические основы вопроса повышения педагогической квалификации
В «Российской педагогической энциклопедии» квалификация определяется как «уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник, и является его важнейшей социально-экономической характеристикой» [3].
Теоретическое обоснование проблемы повышения квалификации педагогических работников довольно широко освещено в публикациях таких ученых-управленцев, как Т. Шамова, К.А. Нефедова, Г.Н. Сериков, И.О. Котлерова, Н. Горчарова, А. Дарвинский, А. Пескунова, В. Турчинка и другие.
Целесообразность и возможность применения программно-целевого принципа в управлении повышением квалификации педагогических работников обосновываются в работах С.Г. Молчанова, Д.Ф. Ильясова, В.П. Ворошиловой, В.А. Худякова, В.В. Давиденко и др.
Управленческое содействие в повышении квалификации педагогов сводится к созданию в образовательной системе комплекса условий:
  • социально-правовых;
  • перспективно-целевых;
  • потребностно-стимулирующих;
  • коммуникативно-информационных.
С понятием квалификации тесно связаны понятия профессиональной компетентности и профессионализма. Важно отметить, что профессионализм не сводится лишь к совокупности профессиональных умений, а определяется еще и уровнем личностно-профессиональных качеств специалистов, направленностью их личности, особенностями мотивации деятельности. Можно сказать, что в основе профессионализма педагога лежит профессиональная компетентность (от лат. Competo - добиваюсь, соответствую, подхожу).
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Повышение квалификации имеет объектом своего воздействия профессиональную компетентность работника сферы образования и состоит из пяти основных компонентов:
- специально-профессиональные знания;
- научно-познавательные потребности;
- коммуникативные способности, умения и навыки;
- организаторские способности и навыки управленческой деятельности;
- личностно-гуманные качества [5].
В декабре 2012 г. были внесены изменения в Трудовой кодекс РФ: глава 31 дополнена статьей 195.1. В ней даны понятия квалификации работника, профессионального стандарта, согласно которой: профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. вторая ст. 195.1 ТК РФ).
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ч. первая ст. 195.1 ТК РФ).
Профессиональный стандарт - многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках области профессиональной деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням [3].
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 года № 613 н.
26 декабря 2016 года вышел приказ Минтруда и соцзащиты № 835 н
«О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждённый приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613 н». Дата начала применения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» была перенесена с 1 января 2017 г. на 1 января 2018 года.
Профессиональный стандарт педагога призван:
  • определять необходимую квалификацию педагога;
  • обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
  • обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
  • содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт применяется:
- при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
- при организации обучения и аттестации работников;
- при заключении трудовых договоров;
- при разработке должностных инструкций;
- при установлении систем оплаты труда с 1 января 2018 года.

Ключевые понятия стандарта
  1. Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (утверждены приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н):
  • обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или бизнес-процессе;
  • трудовая функция – система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.
  1. ТК РФ Ст. 57:
  • трудовая функция:
  • работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации;
  • конкретный вид поручаемой работнику работы.
Структура профессионального стандарта:
  • трудовая функция:
  • трудовые действия;
  • необходимые умения;
  • необходимые знания.
Обобщенная трудовая функция Возможные должности
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (общеразвивающими предпрофессиональным) Педагог дополнительного образования (ДО), старший педагог ДО, тренер-преподаватель, преподаватель
Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Методист
Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ Педагог-организатор
 
Обобщенная трудовая функция Должности Трудовая функция
Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам Педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы
Организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы
Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания
Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы
Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы
 
Роль системы повышения педагогических кадров внутри образовательного учреждения
В каждом учреждении кадры имеют огромное значение. Без квалифицированных кадров ни одна организация не может достичь своих целей. Большинство учреждений стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи, для интенсивного развития их потенциала.
В настоящее время делается акцент на долговременное развитие трудового потенциала работников, и именно поэтому управление человеческими ресурсами становится одним из важнейших направлений в деятельности любого учреждения дополнительного образования детей, поставленных в такую ситуацию, когда их функционирование и развитие напрямую зависит от квалификации и профессиональной компетентности педагогов.
По оценке американских ученых, ежегодно обновляется 5% теоретических и
20% профессиональных знаний, которыми должен владеть специалист. Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа в учреждении, реализующая концепцию непрерывного образования.
В нашем учреждении, как и в других образовательных учреждениях, возникла необходимость детального знакомства большого круга педагогических работников с новым документом, профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», что не позволяет сделать быстро и в нужном масштабе внешняя система повышения квалификации.
Методической службой учреждения были проделаны следующие шаги:
1 шаг – ознакомление со стандартом;
2 шаг – изучение доступной литературы по теме;
3 шаг – анализ функциональной карты вида профессиональной деятельности;
4 шаг – проведение диагностики по обобщенным трудовым функциям;
5 шаг – определение проблемы и запросов;
6 шаг – разработка проекта «Моделирование программы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров».

 
Проект «Моделирование программы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров»
Цель проекта: совершенствование системы научно-методического сопровождения повышения компетентности педагогов дополнительного образования в учреждении.
Задачи:
  1. Создание программы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров «Школа педагогического мастерства»:
  • определение содержания программы;
  • подбор практико-ориентированных форм повышения компетентности;
  • подготовка учебно-методического обеспечения программы;
  • организация доступа к информационным системам различного характера (Интернет ресурсы, профессиональные периодические издания и др.), обмен опытом с коллегами;
  • расширение возможностей овладения новыми ИКТ-технологиями и использования их в работе;
  • предоставление практической возможности повышения психолого-педагогической грамотности.
  1. Подготовка диагностических материалов для оценки результативности реализации программы.
Целевая аудитория: проект предназначен для повышения компетентности педагогов дополнительного образования, методистов, педагогов-организаторов.
Каждый сможет выбрать для себя интересующие его направления. В диагностике по разделам программы участвуют все педагоги и педагоги-организаторы.
 
Результатом проекта является разработка Программы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров «Школа педагогического мастерства».
Для постановки задач программы было определено соответствие кадров учреждения современным требованиям. С этой целью были проанализированы сведения о кадровом составе коллектива, определены проблемные зоны.
Разработка данной модели, ее апробация должны позволить:
  • достичь повышения уровня готовности педагогов к введению Профессиональных стандартов;
  • повысить уровень компетентности педагогических работников;
  • увеличить количество педагогов дополнительного образования, вовлеченных в экспериментальную, исследовательскую и диагностическую деятельность;
  • увеличить количество методической продукции, дидактических материалов и учебных пособий, созданных педагогическими работниками;
  • повысить активность участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства;
  • создать условия для повышения удовлетворенности потребителей (родителей, обучающихся) качеством оказываемых образовательных услуг;
  • повысить уровень конкурентоспособности образовательного учреждения.
 
Программа повышения профессиональной компетентности педагогических кадров «Школа педагогического мастерства»
Программа предназначена для обучения педагогов дополнительного образования учреждения, педагогов-организаторов.
Актуальность: данная программа отражает создание условий для обучения и самообучения педагогических работников в рамках дополнительного образования и силами педагогических и административных работников ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ».
В связи с введением Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», для совершенствования работы учреждения и профессионального развития педагогических кадров возникла необходимость обновления работы по повышению квалификации педагогических работников. Расширение, совершенствование приемов и методов обучения педагогов в «Школе педагогического мастерства» – это возможность эффективного взаимодействия методической службы, опытных педагогов и молодых специалистов, инструмент быстрого реагирования на изменения в сфере образования.
Цель программы: совершенствование компетенций педагога дополнительного образования, способствующих модернизации образовательного процесса, развитию профессиональной, психолого-педагогической и компьютерной грамотности педагогических кадров в соответствии с требованиями Профессионального стандарта.
Задачи программы:
1. подготовка педагогов к работе в условиях модернизации и обновления педагогического процесса в дополнительном образовании;
2. совершенствование основ профессиональной компетентности педагогических кадров: овладение современными приемами и методами обучения, инновационными технологиями;
3. обмен передовым опытом;
4. овладение новыми информационно-коммуникационными технологиями и использование их в работе;
5. повышение психолого-педагогической грамотности.
Структура программы
Программа содержит три блока.
  1. Методический блок (нормативно-правовая база, профессиональный стандарт, создание и корректировка образовательной программы).
  2. Коммуникативный блок.
  3. Блок информационно-коммуникационных технологий.
Ожидаемые результаты:
1. Внедрение системы обеспечения непрерывного профессионального роста педагогических кадров в учреждении.
2. Оказание практической помощи педагогическим работникам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства в свете последних требований к педагогу, что должно обеспечить:
  •  знание нормативно-правовой базы дополнительного образования, Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», основных правил документооборота, современных педагогических технологий,
  •  освоение навыков написания и корректировки образовательных программ, выработку умения составлять УМК к программам,
  •  эффективную организацию деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы, на организацию досуговой деятельности обучающихся,
  •  эффективное взаимодействие с родителями,
  •  овладение педагогами основами мониторинга качества обучения детей, психолого-педагогической диагностикой образовательного процесса, современными методами работы с детьми, основами психологической грамотности.
3. Повышение компетентности педагогических работников в области информационно-коммуникационных технологий, что должно обеспечить:
  •  использование возможностей офисных пакетов в создании УМК-комплексов,
  •  использование возможностей электронных таблиц для создания таблиц диагностики образовательного процесса,
  •  эффективную организацию работы в сети Интернет для получения необходимой для образовательного процесса информации.
Анализ реализации программы
Начало реализации программы - необходимый элемент для определения положительных и отрицательных предварительных результатов. Особенно важно определение недочетов для быстрого и своевременного их устранения.
Например,
  • не все актуальные темы охвачены программой;
  • необходимо расширение некоторых изучаемых тем;
  • необходимо углубление знаний по коммуникативному блоку;
  • необходимо углубление знаний по блоку ИКТ;
  • необходим новый блок тем для обучения педагогов-организаторов.
На основе анализа спроса на тематику обучения возможна корректировка программы:
  • внесение дополнительных тем: профориентационная работа с учащимися, коррекция деятельности и поведения на занятиях, возможности и ресурсы внешней социокультурной среды и т.д.;
  • расширение уже затронутых тем: информационно-коммуникационные технологии (работа в Excel), мотивационная сфера, организация досуговой деятельности обучающихся, оценочные средства и т.д.);
  • углубление знаний по коммуникативному блоку: психолого-педагогические аспекты организации деятельности учащихся по освоению программ;
  • разработка блока тем для обучения педагогов-организаторов.
Заключение
Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в новой среде. Поэтому подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые технологии в процессе обучения, – насущная необходимость нашего времени.
Существенная роль системы повышения педагогических кадров внутри ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» подтверждается ее востребованностью.
Востребованность системного обучения педагогов внутри нашего учреждения определяют следующие факторы:
  • частое обучение на курсах повышения квалификации затруднено из-за отдаленности района;
  • разный уровень готовности педагогов к восприятию новой информации;
  • широкий спектр тем программы, предлагаемых для изучения;
  • возможность получения оперативной информации об изменениях в системе образования всем заинтересованным педагогам;
  • экономия времени.
Таким образом, проект может служить инструментом совершенствования системы научно-методического сопровождения повышения компетентности педагогов в учреждении.
Конечным результатом реализации проекта становится программа, которая позволяет активизировать и систематизировать процесс повышения компетентности педагогов дополнительного образования.
Анализ начала работы по программе повышения профессиональной компетентности педагогических кадров «Школа педагогического мастерства» в ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» показал заинтересованность педагогов в обучении и выявил ряд неудовлетворенных потребностей по тематике обучения, что позволит продолжить процесс усовершенствования программы.
 Список использованной литературы
  1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004.-№5.- с. 3-12.
  2. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 года № 613 н
  3. Сорокина Н.П. Квалификация // Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 - М.: Изд-во Большая российская энциклопедия, 1993. - с. 424.
  4. ТК РФ Статья 195.1
Список использованных источников
  1. Белобородова О.В. Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения в современных условиях http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/03/14/
  2. Плотникова С.В. Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров на уровне современных требований http://festival.1september.ru/articles/413205/
  3. 3.Трунова Л.К. Модель повышения квалификации кадров в учреждении дополнительного образования детей http://festival.1september.ru/articles/601778/
  4. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов http://xn--h1am1a.xn--p1ai/journal/2011/Eidos-Vestnik2011-103-Khutorskoy.pdf
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»