Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья  «Что мы знаем о музыке?»

подготовили

педагоги дополнительного образования

по классу фортепиано

Рыбас Елена Сергеевна

Березина Елена Сергеевна

Рапаева Марианна Николаевна

ГБОУ гимназия № 587

 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

            Научные исследования позволяют сделать вывод: подобно тому, как в детском возрасте человек начинает испытывать потребность учить звук, у него возникает желание слушать музыку. Возникает вопрос. Почему? Вероятно, потому что, музыка играет положительную роль в процессе эволюции. Тот факт, что музыкальность заложена у людей с рождения, не оспаривает уже никто, а исследователи музыки находят тому все больше доказательств. Психолог Иен Кросс из Кембриджского университета утверждает – «это элемент генетического кода».

          Имеются свидетельства о существовании музыки уже в первобытном обществе в виде наскальных изображений музыкальных инструментов древнего происхождения и людей, исполняющих танец. Отец теории эволюции Чарльз Дарвин тоже размышлял о причинах возникновения музыки. В своем знаменитом труде «Происхождение человека» он пишет: «Музыкальные звуки и ритмы наши пращуры использовали, чтобы произвести впечатление на особей противоположного пола». Музыка в те времена, неразрывно связанная с танцем, сопровождала ритуалы, посвященные войне и охоте.

         Из древнегреческой мифологии, в частности из легенд о музыкальных состязаниях с участием самого Аполлона, мы узнаем о важной роли музыки в жизни человека в древности. В античном мире музыка представлялась не только магией, но и воспринималась в высоком смысле слова как принцип построения миров. Видным представителям античности, в частности Платону и Пифагору, мир представлялся как звучащее единство, построенное на всеобъемлющем трехзвенье музыки: musika mundana - музыка вселенной, musika humana - музыка, звучащая в человеке, и musika instrumentalis - музыка инструментальная или вокальная, то есть музыка, воспринимаемая акустически.

         Вначале музыка имела прикладной характер и сопровождала различные события в жизни человека – рождение, свадьбы, праздники, отправления на войны и торжество побед в сражениях, наконец, смерть и связанные с ней ритуалы. Немало ставших известными музыкальных произведений было создано как по заказу, так и по внутреннему побуждению самих композиторов в связи с торжественными, радостными или печальными событиями. Действительно, каждое из этих событий невольно ассоциируется с хорошо известной музыкой. Нам слышатся марш из «Аиды» (опера написана к открытию Суэцкого канала), хоры из «Ивана Сусанина» и «Князя Игоря», свадебный марш Ф. Мендельсона, написанный к свадьбе английской королевы Виктории, похоронный марш из фортепианной сонаты Ф. Шопена, заупокойные мессы Баха, окутанный зловещей тайной Реквием Моцарта. Постепенно музыка начинает проникать в человеческую душу и прочно занимает свое место в духовном мире.

                   Музыкальная биография самого человека начинается очень рано, еще до рождения. Примерно на 23 неделе беременности слух эмбриона уже полностью сформирован. Прежде всего, он слышит удары сердца матери, пульсацию кровеносных сосудов, звуки, сопровождающие процесс пищеварения. Но к нему проникают и звуки извне, в том числе и музыка. Недаром врачи рекомендуют женщинам слушать хорошую, приятную на слух музыку, чтобы воспитать в этом плане свое еще не родившееся дитя. В Великобритании, при поддержке Би-би-си действует рассчитанная на 20 лет программа «Child of our Time»: будущих матерей просят в последние три месяца беременности слушать произведения различных стилевых направлений. Когда детям исполняется год, их тестируют с целью установить, смогут ли они узнать композицию и нравится ли она им. Получается, что младенцы не только отдают предпочтение определенной музыке – они, судя по всему, способны вспоминать мелодии, которые слышали год назад. Методика состоит в том, что младенцы лежат на спине, справа и слева от них размещены динамики, из которых звучит музыка. По тому, в какую сторону малыши поворачивают голову, можно определить, какой из двух сигналов им нравится больше. Результаты эксперимента показали: младенцы предпочитают ту музыку, которую слышали в утробе матери. Оказывается, музыка оставляет четкий след в нашей памяти, когда бы мы ее не услышали.

         Можно сказать без преувеличения, что музыка прочно входит во внутренний мир человека с самого рождения и становится постоянным спутником до последних дней. Вся вереница событий человеческой жизни – рождение, незабываемые детские годы, счастливые мгновения любви и горечь ее утраты, тяжелые болезни и связанные с ними страдания – сами по себе наполнены музыкой разного характера и содержания. Иными словами, музыка постоянно сопровождает нас и в тяжелые и в счастливые периоды, превращаясь тем самым в постоянного и неизбежного спутника жизни.     А что мы знаем о музыке животного мира и птиц, обитателей мирового океана? Тот, кому случалось летним днем совершать прогулку по лесу, скажут, что животный мир не лишен музыкальных способностей. Словосочетание «певчие птицы» появилось не случайно. Звуки, которые они (в основном самцы) издают, чтобы привлечь самку и обозначить свою территорию, нельзя назвать иначе, чем песней. Каждая трель состоит из ряда нот, можно распознать даже повторяющиеся музыкальные фразы. Дрозды, к примеру, используют звукоряд из пяти звуков в пределах октавы, широко представленный и в человеческой музыке, от африканского фольклора до рок-н-ролла. Возьмем, к примеру, мексиканского крапивника – он придерживается, и довольно точно, двенадцатиступенной хроматической системы, лежащей в основе современной европейской музыки. Например, в лае собак и криках обезьян трели птичьи не запрограммированы генетически. А вот американский пересмешник вообще поет каноном: одна птица задает тему, а другая повторяет ее, вступая через некоторый промежуток времени, но раньше, чем первая закончила петь.

         Музицируют и некоторые обитатели мирового океана. «Песни» китов даже записаны на компакт-дисках. Эти морские млекопитающие создают сложные композиции из коротких музыкальных фраз, так, что получается «мелодия» различной продолжительности. При этом используется классическая форма: тема – вариация – кода, и все это похоже на джазовую импровизацию. Во время брачного периода у группы самцов вырабатывается репертуар. Можно установить региональные особенности «фольклора» китов в различных частях мирового океана. Патрисия Грей, возглавляющая программу исследований музыки Академии наук США, утверждает: «Эту музыку можно исполнять, и в качестве доказательства сочинила на ее основе несколько пьес для саксофона, фортепиано и кита. Из этих двух фактов можно сделать вывод: пение, независимо от того, называем мы его музыкой или нет, возникло в процессе эволюции многократно и совершенно независимо для разных видов.

         Музыка – это не просто определенные сочетания звуков, гармоний, ритмов. Звучание музыки, так же как и ее восприятие, - значительно более сложный процесс с участием психо-эмоциональных, эстетических, культурных, социальных и других факторов. Этот процесс не поддается исчерпывающему описанию с помощью различных закономерностей, хотя они, разумеется, существуют и на них даже строятся принципы терапевтического воздействия музыки.

         Музыка в душе каждого из нас предназначена для противодействия и борьбы с многочисленными стрессами, телесными и душевными недугами. Грэхэм Грин сказал однажды: «Иногда я спрашиваю себя, как могут убежать от панического страха, хандры все те, кто не пишет стихов, музыки и картин». Но именно музыка, быть может больше, чем другие виды искусства, оберегает нас от болезней и помогает переносить их. Не потому ли еще в древние века музыка использовалась в качестве одного из средств врачевания, о чем существует немало свидетельств. Например, игра Давида на арфе оказывала целительное действие на царя Саула, а израненному на охоте Одиссею удалось излечиться благодаря пению. Таким образом, благодаря своим специфическим средствам музыка оказывает соответствующее воздействие на человека, в том числе на состояние его здоровья, настроение, работоспособность и социальную активность.

         Каждый из нас живет с музыкой в душе. Надо только уметь ее услышать и прочувствовать. По словам исследователя-медика Берендеса, «духовный мир человека лежит вне материального мира, и в его царстве есть сокровищница, наполненная прекрасной музыкой. И кто целеустремленно ищет ее, тому открывает она свои врата». Действительно, трудно назвать такую область человеческих мироощущений, на которые не ложилась бы музыка самого различного характера. На долю музыки выпала гуманистическая миссия откликаться на весь сложный спектр человеческих эмоций.

         В наше время музыка необходима каждому. Нравственное и эстетическое воспитание личности особенно актуально в наше время, когда снижаются культурные запросы и значение духовных ценностей, распространяется низкопробная поп-культура. Одним из универсальных средств развития и воспитания всегда было искусство, в силу своей способности передавать опыт эстетического восприятия и моделирования мира по законам добра и красоты. Свои музыкальные задатки есть у каждого. Вопрос лиши в том, чтобы учесть все их разнообразие и найти наилучшие для человека формы обучения и воспитания. Классическая музыка дарит благодатные возможности как средство познания духовной культуры и нравственного совершенствования, а кроме того, и это чрезвычайно важно, пробуждает в человеке творческое начало. Умение слушать и понимать серьезную музыку – не врожденное качество, оно воспитывается и развивается.

Список использованной литературы:

  1. Стивен Пинкер «Язык как инстинкт». УРСС; изд. Эдитореал, 2004
  2. Кристоф Дрессер «Почему мы все музыкальны?» ООО изд. «Астрель», 2009
  3. Л. Дворецкий «Музыка и медицина». М.: изд. Анкил, 2002
  4. http://musike.com.ua

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»