Воспитательный потенциал дополнительного образования
Салман Александра Викторовна,
педагог дополнительного образования,
музыкальный руководитель ОДОД
ГБОУ СОШ № 217 Красносельского района
Санкт-Петербурга им. Н.А.Алексеева
Педагогика рассматривает воспитание как процесс взаимодействия педагога и воспитуемого. Оно ориентировано на формирование социальных ценностей, принятых норм поведения в обществе, духовное развитие и социализацию детей. Семейный уклад, среда, в которой находится ребенок, его окружение, образовательные учреждения, средства массовой информации, социально-экономические условия,- все это факторы, которые имеют влияние на подрастающее поколение.
Современные условия развития общества ставят перед нами задачу воспитания личности ребенка, способного на саморазвитие, самореализацию и самоконтроль. Система дополнительного образования детей играет в этом процессе большую роль.
Дополнительное образование детей через содержание, формы и методы работы с детьми реализует процесс профессионального воспитания (организация своей деятельности, культура выполнения своей работы, адекватность профессиональной оценки своей деятельности) и социального воспитания (ответственность перед коллективом, умение взаимодействовать с участниками детского сообщества, активность, потребность в творческой деятельности, соблюдение этических норм). Индивидуальный подход педагога к каждому ребенку является обязательным условием образовательного процесса. Тем самым педагог помогает ребенку адаптироваться в детском коллективе, снимает психологический зажим, выявляет и развивает способности ребенка, создает благоприятные условия для его творческого развития.
Педагоги дополнительного образования детей создают условия для комфортного пребывания воспитанников на своих занятиях через принцип воспитания социокультурной средой, принцип педагогического руководства и активности воспитанников, принцип уважения ко всем участникам образовательного процесса, принцип опоры на положительные качества личности ребенка, принцип воспитания посредством коллективной работы. Участие в том или ином объединении ОДОД- добровольный выбор ребенка. Только заинтересовав обучающихся, создав благоприятные условия для их развития, педагогу удастся создать дружный и способный на творчество детский коллектив.
Список литературы.
- Социально-педагогическое партнерство в решении актуальных задач воспитания. Научно-методическое пособие / Под научной ред. В.А.Степиховой. - СПб.: СПб АППО, 2010.– 125 с.
- Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р.