Развитие интеллекта и творческого мышления обучающихся
на основе учебного предмета «Русский язык» в 5 классе
МКОУ «Ялымская СОШ»
Курганской области Притобольного района
Пояснительная записка
Непрерывный рост объёма информации требует от школы пересмотра методик преподавания учебных предметов. Недостаточно вооружать обучающихся определённой суммой знаний, необходимо вовлекать их в творческую познавательную деятельность, учить способам самостоятельного овладения знаниями.
Программа данного спецкурса разработана с целью повышения эффективности учебного процесса и реализации идеи развивающего обучения в рамках учебного предмета «Русский язык» в 5 классе. В основе – программа развивающего обучения Н.А.Криволаповой «Учимся учиться, размышлять, исследовать».
Разработанная система упражнений, основанных на занимательности, носит обучающий и развивающий характер, способствует лучшему усвоению содержания учебного материала и овладению определёнными способами умственной деятельности.
Цель спецкурса – создать условия для формирования у обучающихся способов мыслительной деятельности на основе работы с понятиями, усвоенными на уроках русского языка, способствовать лучшему усвоению программного материала по русскому языку в 5 классе.
Задачи спецкурса:
· развивать мышление, память, внимание, наблюдательность
· на основе предметно-ориентированного тренинга;
· формировать интеллектуальные умения и навыки;
· развивать языковую культуру и формировать речевые умения и навыки;
· формировать коммуникативные умения;
· формировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
· повышать уровень обученности русскому языку
Программа спецкурса предназначена для учащихся 5 класса, рассчитана на 34 часа, имеет практический характер, так как большая часть времени отведена на освоение приёмов и способов мыслительной деятельности. В ходе работы данного спецкурса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- внимательно слушать, запоминать;
- чётко излагать мысли, доказывать своё мнение;
- анализировать, обобщать и ограничивать понятия;
- выделять существенные признаки понятий и формировать определения;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- сравнивать, сопоставлять, оценивать языковые явления;
- проводить аналогии;
- классифицировать понятия по нескольким признакам;
- находить закономерности;
- объяснять значения слов в зависимости от контекста;
- составлять словосочетания и предложения разных видов;
- дополнять текст, составлять связный текст;
- понимать смысл фразеологизмов, пословиц, крылатых выражений;
- соблюдать нормы литературного языка;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;
- находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать их выбор
Содержание программы развития интеллектуальных умений
Что такое интеллект. Понятие языка, интеллекта. Речевое развитие как показатель интеллектуального и общего развития человека.
Понятие. Обобщение и ограничение понятий. Более общее и более частное понятие.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий при построении определений.
Конструирование определений. Правило составления определения понятия: обобщающее слово (родовое понятие) + существенный признак (видовые отличия).
Установление причинно-следственных связей.
Сравнение понятий. Выявление сходства и различия по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки.
Узнавание предметов по указанным признакам.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Аналогии.
Классификация понятий. Правила классификации. Классификация понятий по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям.
Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Анализ ситуации, установление причинно- следственных связей, нахождение закономерностей.
Содержание программы по русскому языку в 5 классе
Вводный курс
Орфография. Орфограмма. Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные.
Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматическое значение и морфологические признаки разных частей речи. Орфограммы в разных частях речи.
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение. Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами. Простое и сложное предложение. Виды сложных предложений. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в разных синтаксических конструкциях.
Основной курс
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Алфавит. Ударение. Значение букв е, ё, ю, я, Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные.
Морфемика. Орфография. Основа слова. Окончание. Корень слова. Приставки, суффиксы. Орфограммы в разных морфемах.
Лексика. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.
Литература
1.Криволапова Н.А. Учимся учиться, размышлять, исследовать. (Программа формирования общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений.) 5-9 класс. – ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2006.
2.Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию познавательных способностей. 5 класс. Методическое пособие для учителей. – ИПК и ПРО Курганской области. – Курган, 2006.
3.Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. Программа по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов. Авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купаловаи др. – М.: «Дрофа», 2012.
4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений./ 14-е издание, стереотипное. – М.: «Дрофа», 2012 год.
5.Русский язык. Практика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ Под редакцией А.Ю. Купаловой. – 11-е издание, стереотипное. – М.: «Дрофа», 2012.