Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие музыкального оображения на уроках фортепиано в младших классах школы искусств

Васюкова Юлия Анатольевна

«Пусть цепь правил всегда будет обвита
серебряной нитью фантазии»
Р. Шуман.

Объект исследования: воображение

Предмет исследования: развитие воображения на уроках фортепиано в младших классах.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие музыкального воображения.

2. Охарактеризовать функции и механизмы музыкального воображения.

3. Выявить связь музыкального воображения с жизненным опытом исполнителя

4. Проанализировать методы развития музыкального воображения.

Как известно, воображение является неотъемлемой составляющей творческого мышления, а оно в свою очередь – залог творчества вообще.

В последние годы проблема воображения привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания.

Воображение справедливо называют центральным звеном творческого процесса, и поэтому оно является главным объектом формирования и развития творческих способностей. Воображение лежит в основе вдохновения – как соединения в одну точку всех способностей. Воображение интегрирует в себе эмоциональное и рациональное начало, оно сочетает все познавательные процессы, зрительно – образное восприятие реальности с ее трансформацией в памяти.

Воображение – психическое свойство человека, которое возникло и развивалось воображение в процессе труда. Физиологический процесс воображения – есть процесс образования новых сочетаний из уже сложившихся нервных временных связей в коре головного мозга. Наряду с восприятием, памятью, мышлением, воображение играет важную роль в деятельности человека. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте.

Воображение обладает дуалистической природой. С одной стороны – это своеобразный отход от действительности. Человек воображает то, чего он еще не видел, но источник воображения всегда в объективной реальности, во внешнем мире. Поэтому воображение можно назвать одной из форм действительности. Все, что создано фантазией человека, неизбежно исходит из того, что имеется в действительности. Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем богаче у него воображение. Практика является критерием правильности образов воображения. Сам процесс воображения связан с практической деятельностью: человек создает образы, уточняет, обогащает, изменяет их. Практика позволяет конкретизировать замыслы, содействует их реализации.

Музыкальное воображение имеет свои отличительные особенности. Так как строится на таком эффекте восприятия как синестезии.

Музыка во многом отличается от других искусств – ее выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. Не имея зрительного образа, музыка является чистой формой абстрактного искусства.

Философы – идеалисты не раз пытались доказать, что музыка – это лишь набор приятных для уха созвучий, не имеющих отношения к действительности. Классики доказывали обратное: музыка, как и всякое иное искусство, есть особая форма отражения реальной действительности. Содержание музыки познаваемо, но нет точного предметного соответствия между звуковыми образами и образами действительности. Ей свойственно передавать настроения в очень условных звуковых образах.

Для развития музыкального воображения ребенка важно помнить о его отличительных особенностях.

Во-первых, чем большее количество ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти слушатель-ребенок, тем лучше активизируется его воображение.  Поэтому для развития воображения важно:

1) подобрать яркий звукоизобразительный репертуар, направленный на активную работу фантазии.

2) стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу музыки.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Л.С. Выготский выделяет 3 основные функции воображения:

1. Последовательная. Чтобы вызвать у ребенка живое представление о предмете, надо в реальной жизни найти все элементы, из которых будет построено представление.

2. Эмоциональная. Всякая эмоция имеет свое внутреннее и внешнее состояние, а это значит, что фантазия является аппаратом, непосредственно осуществляющим работу наших эмоций.

3. Воспитательная. Позволяет развивать и упражнять свои способности.

Одной из наиболее сложных задач преподавателя фортепиано является развитие музыкального воображения, которое представляет собой необходимый элемент художественного творчества. Для музыкального воображения характерно сознательное формирование образов в соответствии с определенными целями и задачами.

Музыкальное произведение существует в виде:

1) записанных композитором нот;

2) живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот;

3) взаимодействия художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя.

Во всех этих видах – создании музыки, ее исполнении и восприятии – обязательно присутствуют образы воображения.

Создавая музыкальное произведение, композитор конструирует воображаемыми звуками, продумывает логику их развертывания, отбирает интонации, передающие чувства и мысли в момент создания музыки. Успех исполнителя связан с тем, насколько хорошо он чувствует и понимает образ музыкального произведения и передает его. Неправильно думать, что творчество – свободная игра воображения, не требующая большого и тяжелого труда. П.И.Чайковский говорил о том, что вдохновение не приходит ленивым.

Основная задача преподавателя фортепиано – подготовить учащихся к восприятию, а значит, и пониманию музыкальных произведений разных жанров, разной степени сложности, различных по настроению. Развивать их музыкальные творческие способности. Недостаточно научить детей каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке. Важно пробудить постоянную потребность в общении с искусством звука, творческую активность.

Чтобы творческие проявления детей на уроках фортепиано имели активный и эмоциональный характер, преподавателю необходимо знать следующее:

1. Отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечает учебным требованиям;

2. Использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованность.

Обозначим кратко особенности развития воображения в младшем школьном возрасте. Маленький ребенок в своем воображении уже может создать самые разные ситуации. Личность ребенка формируется постоянно под влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка, которая обеспечивает специфические возможности для развития – это игра. Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия.

3. Разрабатывать и ставить серию творческих заданий (стихи, рисунки, композиция).

Преподаватель игры на фортепиано должен быть прежде всего учителем, т.е. разъяснителем и толкователем музыки.

Особенно это необходимо на первых ступенях развития учащегося. Нужен комплексный метод преподавания. Преподаватель должен донести до ученика не только так называемое «содержание» произведения, не только познакомить с поэтическим образом, но и «дать анализ формы, структуры, гармонии, мелодии, полифонии, фактуры и т.д.», как считал Г.Г. Нейгауз.

Одной из характерных черт детской психологии является мышление в конкретных образах. Детям на уроке фортепиано сначала надо показать, а затем попросить воспроизвести. Маленький ребенок игру на фортепиано представляет как своего рода новое развлечение. Задача преподавателя – направить это «развлечение». Наиболее подходящий материал – детские песенки, сказки, стихи, картинки, знакомые явления из жизни или природы (дождь, колокольный звон, голоса животных). Для вербализации образа педагог может предложит ребенка к пройденным пьесам сочинить слова или нарисовать иллюстрацию. Для этого этапа работы можно использовать такие пьесы, как «Дождик», «Елочка», «Колыбельная», «Ежик», «2 кота», «Осеняя песенка», «Марширующие поросята».

Мне представляется, что язык звуков сам по себе слишком абстрактен, чтобы надолго заинтересовать ребенка. Для детей средней одаренности – самой доступной опорой музыкального высказывания является словесный текст. Для описания пьесы можно использовать: старинный танец «Контрданс», ансамбли «По малину» и «Скок-скок».

В музыкальном воспитании большую роль играет преемственность развития. Поэтому необходимо рассматривать возрастные особенности учеников. Для детей младшего возраста характерны: моторная активность, потребность в новых впечатлениях, их воспроизведении, любознательность, выделения себя из поля зрения.

Задачей подготовительного периода является развитие не только музыкального слуха, но и всех видов творческого воображения, включающего в себе музыкально-слуховые, двигательные и зрительные представления. Разнообразные виды художественной деятельности – чтение и сочинение стихов, рисование, инсценирование песен. Примером может служить работа с пьесой «Олень».

Большое значение в работе музыкального воображения играют зрительные образы. Музыкально-слуховые образы переходят из области эмоционального в область сознательного отражения. Музыкально-слуховые представления находятся в постоянной взаимосвязи с процессами мышления и восприятия. Важно отметить, что в зависимости от своего жизненного опыта 2 человека, услышав одно произведение, могут совершенно по-разному оценить его. Все эти особенности в музыке, ее исполнение и создание обусловлены работой воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не может быть одинаковым даже у 2-х людей.

Музыкальное произведение, записанное композиторам при помощи нот, однозначно. Но в реальном звучании оно существует в большом количестве разнообразных исполнительских трактовок. Вариантность исполнений одного и того же произведения ведет к формированию у учащегося богатого творческого воображения, повышает художественную выразительность игры.

Показателями продуктивности развития способности воображения считаются следующие признаки:

беглость – способность порождать большое количество идей;

оригинальность – нестандартные идеи и образные характеристики;

гибкость – способность преобразовывать различный материал;

разработанность (или детализация) возникшей идеи;

осмысленность приобретенного опыта.

Если ребенок способен быстро перевести музыкальный образ на язык зрительного или вербального образа, его интерпретация оригинальна, в сравнении с вариантами предложенными его сверстниками, он легко интерпретирует пьесы разного характера, его рисунок или текст детальны, проработаны и логичны, он может объяснить и доказать свою точку зрения, то мы можем говорить, что у ребенка высокий уровень развития музыкального воображения.

Как осуществляются механизмы воображения в музыке? Для обучающихся школы искусств более характерно использование двух механизмов воображения: отражения действительного в новой форме и комбинация элементов прошлого опыта.

Первый механизм используется нами для развития музыкального воображения. Второй механизм используется при обучении ребенка сочинительству. Простейший пример подобного обучения - подбор ритмического рисунка к сюжетной картинке, к зрительному образу.

Воображение может присутствовать, а может и активно развиваться основная тенденция в развитии воображения у детей – постепенное увеличение соответствия продукта воображения все более сложным закономерностям реальной действительности.

Нельзя не сказать о программной музыке. Произведения с названиями оказываются более легкими для восприятия. Композитор как бы намечает тот путь, по которому будет двигаться воображение исполнителя. Для одаренного музыканта вся музыка программна. А при работе с учащимися понимание музыкального произведения оказывается при помощи сравнений, метафор, образных ассоциаций, активизируется воображение ребенка и вызывает эмоциональные переживания.

Рекомендуемые произведения для работы над развитием музыкального воображения.

Б. Берлин «Марширующие поросята»

Д. Кабалевский «Ёжик»

Русская народная песня «Дождик»

Е. Накада «Танец дикарей»

В. Косенко «Дождик»

И. Кореневская «Дождик»

Ю. Виноградов «Танец медвежат»

И. Стрибогг «Вальс петушков»

А. Гедике «На слонах в Индии» далее проверить

Ё. Накада «Гоночная машина»

С. Майкакор «Маленький командир»

Д. Кабалевский «Каваллеристская»

Э. Сигмейстер «Поезд идет»

Д. Кабалевский «Клоуны»

Р. Шуман «Смелый поездник»

О. Хромушин «Колыбельная для Барби»

О. Хромушин «Бармалей»

Г. Свиридов «Колдун»

Р. Шуман «Отзвуки театра»

Э. Григ «Кобальд», «Танец эльфов»

И. Неймарк «Веселый почтальон»

Ж. Металлиди «Воробьишкам холодно»

И. Неслюкевич «Девочка и Баба-Яга»

Г. Порнов русский танец «Ванечка»

Смелков «Колобок», «Малыш-Кибальчиш»

В. Косенко «Балетная суета»

Е. Рушанский «Маленькая балерина»

Г. Свиридов «Парень с гармошкой»

В. Витлин «Стращилище»

Г. Портнов «Бабушкина сказка»

А. Роулет «Озеро»

Литература:

1. Большой психологический словарь /Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М., 2003.

2. Вайдман П.Е. Наблюдение над методом творческой работы //http://www.tchaikov.ru/nablud.html

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: "Союз", 1997.

4. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: "Музыка", 1987.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»