Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Арт-терапевтические приёмы, применяемые
на уроках музыки

Андрушко Елена Александровна,
учитель музыки ГБОУ СОШ №256,
г. Санкт-Петербург

При диагностике психических процессов детей, их эмоционально-личностной сферы всё чаще встречаются дети со средним и низким уровнями развития. Замечено, что с каждым годом увеличивается количество детей, приходящих в школу с серьёзными эмоциональными и логопедическими расстройствами, нарушениями опорно-двигательной системы.

Помочь таким детям могут не только специалисты - логопеды, дефектологи, но и учителя музыки, уделяя на своих уроках внимание дыхательной гимнастике, вокальным упражнениям и ритмической работе.  Эти занятия оказывают на школьника значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Арт - терапевтические приёмы, применяемые на уроках музыки, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира.

Использование на уроках музыки техники, предложенной Светланой Константиновной Кожохиной в своей книге "Растём и развиваемся с помощью искусства", даёт возможность связать воедино воспитание эстетического восприятия музыки, развитие исполнительских возможностей учащихся, развитие специальных музыкальных способностей (музыкально-слуховые представления, музыкальный слух, музыкальная память), способность ярко характеризовать образ, а также оказать корректирующее воздействие на организм ребёнка.

ТЕХНИКА № 1.

Танец радости.

Материалы  для работы: музыка; шифоновые  шарфы; акварельные  краски, восковые мелки, бумага, кисти, баночка для воды.

I ЭТАП. Музыка и движение.

Обращаемся к детям со следующими словами:

«Сегодня мы отправимся в Волшебную страну Эмоций. Нашим помощником и другом будет музыка. Я включаю музыку и предлагаю вам подвигаться. Возьмите шифоновые шарфики. Вы можете накинуть их на себя, или просто возьмите в руки. Закройте глаза, прислушайтесь к звукам и танцуйте.»

Ткань в этом случае выполняет роль проводника и гаранта безопасности. Когда ребёнок накидывает на себя ткань, он становится одновременно невидимым и видимым. С тканью ему значительно легче двигаться под музыку. Ребёнок всё видит и в то же время защищён прозрачной завесой. Предоставляем необходимое количество времени для танца. Ни в коем случае не смеяться, а подбадривать танцоров-детей. Музыка и движения телом помогут детям избавиться от мышечных зажимов и позволят получить удовольствие от управления своим телом.

II ЭТАП. Живопись (создание творческой работы).

Когда дети закончат танцевать, предложить им перейти к столу с художественными материалами:

"А теперь я предлагаю вам нарисовать картину. Вспомните свой танец, музыку и нарисуйте те ощущения, которые были у вас во время танца. Итак, приступайте к работе!"

Если детям трудно сразу начать первые штрихи и мазки, предложите несколько минут посидеть с закрытыми глазами. Пусть они представят танец, в своём воображении. Когда они будут готовы, то можно начинать рисовать. Обязательно сказать, что можно нарисовать всё, что угодно, любую картину. Нужно лишь прислушиваться к своим ощущениям  и выполнять те движения рукой, какие хочется, и брать те краски, которые нравятся.

III ЭТАП. Описание картины.

По завершении творческой работы предложить детям придумать для картины название. Далее, лучше всего попросить детей отложить рисунок на некоторое (небольшое) расстояние от автора и предоставить им возможность сочинить историю по своей картине.

Если дети неохотно или скупо рассказывают, задать им наводящие вопросы. Ни в коем случае не навязывать своё понимание детского рисунка и не трактовать его по-своему. Вопросы могут быть такими: "Связан ли твой рисунок с танцем? Удалось ли тебе передать ощущение радости и веселья в своей работе? Какими цветами ты изображал своё состояние? Как ты себя сейчас чувствуешь по завершении работы?"

Обязательно поблагодарить детей за работу, за их старания и искренность. Желательно записать истории, рассказанные детьми, на листе бумаги, поставить дату, а живописную работу оформить и повесить на стенд.

Данная работа будет способствовать выработке у детей умения чувствовать своё тело, прислушиваться к своим ощущениям и выражать их с помощью движений. Это хороший опыт расширения сенсорного диапазона и развития внутреннего "Я" каждого ребёнка.

ТЕХНИКА № 2.

Образы, навеянные классической музыкой.

Рекомендуемые музыкальные произведения:

- "Шутка" И.С. Бах;

-  Сюита «Пер Гюнт»  "Утро" Э. Григ;

-  «Времена года» "Весна" А. Вивальди;

- Сюита в старинном стиле "Пастораль" А. Шнитке;

- "Лебедь" К. Сен-Санса;

- Сюита «Пер Гюнт»  "Танец Анитры" Э. Григ

Материалы для работы:

  • краски акварель,
  • восковые мелки,
  • бумага,
  • кисти,
  • баночка с водой.

I ЭТАП. Слушание музыки.

Стараемся приучать детей к хорошей классической музыке.

Приглашаем детей к встрече с прекрасной музыкой следующими словами:

"Сегодня мы услышим прекрасную музыку, а затем на листе бумаги красками и восковыми мелками будем изображать свои ощущения".

Сначала произведение звучит 2-3 минуты.

Прежде чем слушать музыку, нужно сказать о том, чтобы во время звучания произведения дети старались представить в своём воображении какие-либо картины, каких-то персонажей - всё то, что они почувствует.

II ЭТАП. Изображение представленного.

Музыку можно слушать с закрытыми или с открытыми глазами. Если дети захотят рассказать то, что они представили во время звучания. Пусть они это сделают. Мелкие объекты лучше рисовать восковыми карандашами, а затем кистью прокладывать цветовые ощущения от музыки. Иногда это могут быть абстрактные очертания. Главное, чтобы дети научились ощущать музыку, а затем передавать свои чувства на бумаге.

После того как дети завершили работу, обязательно нужно сказать, название музыкального произведения, и фамилию композитора. Лучше делать это в завершении занятия, чтобы слова взрослого никоем образом не повлияли на чувства и ощущения детей.

Главная цель каждого педагога - сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства.

Упражнения по арт- терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, повышения самооценки и укрепления уверенности в себе.

В настоящее время под арт-терапией понимают использование всех видов искусств. Это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - контролируемое использование звуков и музыки в психокоррекции человека, представляющая собой деятельность, включающую воспроизведение, фантазирование и импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений. Музыка способна пробуждать в ребёнке богатые внутренние зрительные образы, вызывать сильные чувства. Так мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Кроме тональности, на слушателя оказывает мощное воздействие темп, ритм и динамика музыкального произведения. Сочетание лада и темпа в наибольшей степени определяет эмоциональный «заряд» того или иного произведения.  В целом музыка помогает ребёнку гармонично развиваться, обогащая его внутренний мир. Всё это формирует успешного и сильного человека.

Для того чтобы музыка подействовала на слушателя наилучшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Из реальной жизни надо постараться шагнуть в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений и красок. С помощью музыки можно учить ребёнка чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, выявлять характерные особенности звучания своего голоса, а через него – своей неповторимой индивидуальности.

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (хореотерапия) - психокоррекционное использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека. Например, свободными движениями рук снимается зажатость плечевого пояса, что помогает избавиться от гнева; через движения кистей рук сбрасываются накопившиеся зажимы. В процессе пластических импровизаций под музыку развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы. Сила, которая заложена в музыке, способна влиять на физиологические процессы организма как в двигательной, так и в вегетативной системе ребёнка. Если музыка доставляет удовольствие, то сердечно-сосудистая система реагирует следующим образом: замедляется пульс, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. Если музыка неприятна, то сердцебиение учащается, поднимается давление. Яркая, ритмичная музыка вызывает у детей непроизвольное движение в такт рукой или головой. Неосознанные движения могут быть совершенно разнообразными.

ВОКАЛОТЕРАПИЯ – это принцип классического пения, главными средствами выступают специально разработанные вокальные упражнения. Вокалотерапия  важна для психического формирования детского организма. Работа со звуком, ритмом, дыханием интервалами, насыщение песни эмоционально-выразительной, образной стороны, подводит не только к качественному и техническому исполнению песен, но и формирует, корректирует личность человека. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, многое могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос – «говорящий музыкальный инструмент».

Упражнение «Буря». На выдохе низким голосом дети длительно тянут звук « у» с усилением громкости в середине и ослаблением в конце: уу (по дирижёрскому жесту учителя). Одновременно с усилением звука дети слегка разводят руки в стороны и приподнимаются на носочках, с ослаблением звука они возвращаются в исходное положение. Затем дети садятся, расслабляются, прислушиваются к ощущениям в теле.

Упражнение «Разговор цветов». Дети садятся в маленькие кружки (цветы) и по очереди начинают тихо и протяжно петь любой звук – «распускаться». «Цветы» раскрылись, запели в полный голос (у каждого цветка свой звук), затем закрылись.

Упражнение «Кенгуру». Дети отрывисто поют звукоряд, при этом подпрыгивая сначала на двух ногах, затем на одной.
 

Упражнение «Цапля». Дети поют любой звук в унисон как можно дольше, стоя на одной ноге и разведя руки в стороны, как крылья. 


Игра «Музыкальные знакомства». Дети произносят нараспев свои имена, поют, по желанию, начало своих любимых песен. В этой игре возможны также звуковые импровизации с гласными звуками. Например, произносят нараспев имена детей данного класса, в которых встречается звук « а» (Аня, Ваня, Таня, Саша и др.). Звук «а» - открытый, радостный, приветственный, направленный наружу, «показывает себя»: ребята раскрывают руки наподобие буквы «А». После этого произносятся нараспев имена со звуком «о» (Оля, Коля, Егор и др.). Звук « о» – закрытый, внутренний, ласкающий: дети сводят руки в кольцо. Этот звук обволакивает, обнимает, охраняет нас. Аналогичным образом дети импровизируют с другими звуками алфавита.
 

ИЗОТЕРАПИЯ - терапия изобразительным творчеством-рисованием. Ещё в древности люди заметили, что цвет , как и музыка, может быть индикатором и регулятором эмоциональных состояний человека. Попытки изменения сознания и поведения людей с помощью цвета известны с древних времён. Исследователи XX века обратили внимание на возможности цветовой диагностики цветотерапии. В. Вундт связывал белый цвет с эмоциональной разгрузкой, чёрный – с напряжением, а серый – с нейтральным состоянием. Дж. Фрезер обозначал чёрным цветом бессознательное, а белым – рационализм. М. Люшер выявлял в предпочтениях чёрного цвета агрессивную динамику; серого – сдержанность, стремление к стабилизации; белого – социальную обусловленность; синего – мышление; жёлтого – интуицию, которая озаряет, как вспышка молнии, истоки и тенденции происходящего; красного – волнение и взрывы эмоции; зелёного – покой и умиротворённость.
Любимые и нелюбимые цвета невольно влияют на наше самочувствие, на наше эмоциональное состояние. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие функциональные изменения в организме: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции. У каждого цвета есть свои специфические свойства и сила. Плохих цветов не существует. «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в движении – гармония в жизни» - известный постулат японских педагогов.
АРТТЕРАПИЯ – собирательный термин для обозначения совокупности видов терапии искусством. Наряду с тем, что она позволяет каждому ребёнку самовыразиться через творчество, она выступает и как средство эмоционального воспитания и образования.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., 1989.

2. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 004.

3. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.

4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Изд. центр "Академия", 2000.
5. Кожохина С. К. "Растём и развиваемся с помощью искусства" СПб.: Речь, 2006.

6. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.

7. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007.

8. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика. – М., «Владос». 2000.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»