ПРОФИЛАКТИКА И РАЗРЕШЕНИЕ
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
С ПОМОЩЬЮ ДИАДНОГО ПЕСОЧНОГО ПОДНОСА
Киселева Л.В., Посысаева О.Л.,
ГБДОУ детский сад №134
Выборгского района Санкт-Петербурга
Создание условий реализации образовательной программы является одной из приоритетных задач на этапе разработки Федерального Государственного Образовательного Стандарта для дошкольных образовательных учреждений [3]. Полноценное развитие воспитанников во всех образовательных областях возможно только на фоне их эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. Создание положительного эмоционального фона для развития гармоничной личности предполагает работу не только с детьми, но и с родителями, так как семья играет первостепенную роль в жизни ребенка. То, что писал Л.С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленном на логизированное и интеллектуализированное поведение, стало еще более актуальным в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети и взрослые стали меньше общаться друг с другом, наши современники стали менее отзывчивыми к чувствам окружающих. Таким образом, важной проблемой становится достаточно частое возникновение конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса - детьми, родителями, педагогами.
Средством для преодоления конфликтных ситуаций по предложенной нами образовательной технологии выступит диадная песочница, с помощью которой конфликтующие стороны могут проигрывать те или иные ситуации, устанавливать положительный эмоциональный контакт друг с другом. Этот вид деятельности особенно нравится детям. Здесь они могут реализовать свои фантазии, избавиться от страхов, тревоги, агрессивности. Они учатся общаться, взаимодействовать, познавать окружающий мир. Предложенную технологию мы применяем для всех категорий детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья).
В настоящее время существует несколько методов, в которых инструментом психокоррекционного взаимодействия выступает песок или другой сыпучий материал. Психологом Санкт-Петербурга Старостиным О.А в 2011 году была предложена новая методика семейной терапии – Песочная Семейная Терапия (ПСТ) [1], которая заметно отличается от существовавших до сих пор методов работы с песком. В отличие от других методик в ПСТ используется двойная песочница – диадный поднос (ДП), которая позволяет перенести на песок внутреннее содержание семейных конфликтов и дисфункций. На пространстве песочного подноса создается не песочная картина, и не рисунок, но некий песочный ландшафт, кроме того автор предложил отказаться от использования в работе дополнительных предметов, фигурок. Простота и доступность применения предложенной новой методики, позволила нам перенести и адаптировать ее к условиям дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида.
Предлагаемая технология предполагает использование сдвоенного песочного подноса разделенного пополам перегородкой. Поднос может быть наполнен песком или другим сыпучим материалом.
Этапы взаимодействияучастников педагогического процесса в паре
1. Создание положительного эмоционального настроя.
2. Концентрация внимания на движениях, телесных ощущениях рук.
Затем, участники процесса подводятся к песочнице: «Вот два домика (обозначаются границы), выбирайте себе домик». На данном этапе большое значение имеет момент первичного контакта с материалом.
3. Этап построения ландшафта. Действия с материалом не регламентируется, это могут быть: перемещение песка, изменение направления, воздействие различной силы на сыпучий материал, «вспахивание» его. Без обязательного создания каких-либо завершенных по форме объектов. Каждая половинка песочницы для участника процесса, который с ней взаимодействует, является продолжением его индивидуальности, проекцией телесных ощущений, эмоций и чувств.
4. Этап эмоциональной оценки. Участники процесса определяют свое эмоциональное отношение к собственным песочным конфигурациям, (возможно, вносят какие-либо изменения). А затем к конфигурациям партнера (по договоренности также могут внести изменения).
5. Этап гармонизации. На данном этапе поведение участников процесса непредсказуемо, обусловлено степенью глубины конфликта, личностными особенностями, эмоциональными переживаниями и многими другими внешними и внутренними факторами.
Независимо от вариантов поведения участников процесса, конечным результатом данного этапа является гармонизация отношений, снятие остроты конфликта. В идеале это проявляется в стирании границы, объединении пространства «домиков».
6. Этап завершения. По окончанию работы участникам процесса предлагается разровнять песок, в случае отказа, это делает организатор процесса со словами: «Это просто песок…»
Особенности работы с парой взрослых участников.
Взрослые участники педагогического процесса (педагоги, родители) часто испытывают психологическую неготовность (нежелание) признавать существование конфликта и искать пути его разрешения.
В связи с тем, что взрослые люди, согласившиеся на проведение сеанса, осознают существование конфликта, обращаются за помощью с запросом на его разрешение, этап создания положительного эмоционального настроя заменяется на этап актуализации проблемы (проговаривания).
Литература.
1. Старостин О.А. Песочная Семейная Терапия-холистический подход в семейной психотерапии// Арт-терапия в практической деятельности: материалы международной научно-практической конференции 22-23 ноября 2012 года.-СПб.: СПбГИПСР, 2012.-С. 113-116;
2. Старостин О.А. Сыпучая телесно-ориентированная терапия – холистический метод психотерапии невротических расстройств // Актуальные вопросы психологии: Материалы IVМеждународной научно-практической конференции. 30 апреля 2013 г.: Сборник научных трудов. – Краснодар, 2013.-С. 224-227
3. Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта для дошкольных образовательных учреждений