Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Вокально-технические упражнения для детей

 

Голос – особый дар человека. Он помогает людям в общении, в выражении своих чувств к окружающему его миру. Певческий голос - особый тонкий инструмент, который имеет яркую индивидуальность, нуждающийся в защите, развитии и укреплении. Для того, чтобы певческий голос был красивым, свободным, полётным, завораживающим, необходимо постоянно его развивать. С самого раннего детства человек начинает слушать музыку, сначала это колыбельные мамы и окружающие музыкальные .звуки, доносящиеся сегодня отовсюду, затем он начинает петь сам, непроизвольно, потому что музыка не оставляет равнодушным никого, я не знаю человека, который не любил бы петь, независимо от его вокальных способностей, каждый желал бы овладеть мастерством вокала. В детском саду, в школе развитие музыкальных способностей, обучение музыке и пению, является обязательным. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. На это направлена деятельность сети учреждений дополнительного образования, школ искусств, Дворцов Творчества детей и молодежи, клубов и студий. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся пением, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. Занятия по обучению пению состоят из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокально-технические упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование).

Главное условие пения – это внутренняя полная физическая свобода. Она достигается естественной позой певца: прямой и свободный корпус, расправленные плечи, прямое положение головы, выпрямленные колени, ноги на ширине плеч. Мышцы лица, шеи и плеч также в спокойном состоянии. Идеальным положением певца при пении является положение стоя, однако, учитывая возраст детей, можно проводить распевания сидя. При пении нельзя запрокидывать голову, гримасничать, зажимать нижнюю челюсть. Всё должно быть просто, свободно и непринуждённо. Процесс пения должен быть таким же естественным, как процесс речи. Это достигается регулярными вокально-техническими упражнениями.

Цель работы над вокальными упражнениями – выработка вокальных навыков, повышение вокальной техники.

Задачи:

·       Развитие голоса

·       Расширение диапазона

·       Укрепление дыхания

·       Чистота интонирования

·       Развитие вокального слуха

·       Выработка кантилены, ровности звука

·       Работа над подвижностью, гибкостью голоса

·       Работа над звукообразованием

·       Работка над высокой позицией звука

·       Выработка единой манеры звукообразования

 

Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух поступает через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи – в расширенные при вдохе лёгкие.  Вдох делается носом , но , непосредственно перед самым звукообразованием, дополнительно вдыхаем через рот. Поток воздуха при вдохе через нос и рот попадает на заднюю часть нёба, на нёбный язычок, а не на заднюю стенку гортани, что предохраняет горло от попадания холодного воздуха. Вдох делается, не поднимая груди и не напрягая корень языка и челюсть. Нужно почувствовать, какие мышцы живота участвуют в формировании звука, и как открывается диафрагма при вдохе. Между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка, эта пауза мгновенная и естественная, и совершенно незаметна, просто она помогает переключиться со вдоха на выдох. Вдох и выдох всегда должны быть активными.

Вокально-техническая работа ведётся в соответствии с психофизическими особенностями детей разного возраста. Детские голоса отличаются лёгкостью, звонкостью и нежностью звука. Они делятся на дисканты и альты. Дискант – высокий детский голос, его диапазон до1соль2. Альт низкий детский голос, его диапазон сольмми2.

Различают три этапа развития детских голосов:

1.      7-10 лет. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию свойственно головное резонирование, лёгкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок. Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки ми1 – ля1.  Тембр очень неровный, гласные звучат пёстро. Задача педагога – добиваться более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

2.      11-13 лет. Предмутационный период. У детей (особенно у мальчиков) появляются оттенки грудного звучания. Голоса явственно делятся на дисканты и альты. Лёгкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1- фа2, альты звучат более плотно в диапазоне сим - до2. У девочек преобладает звучание головного регистра, основной диапазон составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определённость и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу.

3.      13-15 лет, мутационный (переходный период). Он совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно, у других - более явно и ощутимо (голос срывается во время пения или речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна - от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и без резких изменений голоса. В этот период очень важно услышать начало мутации и при первых ее признаках принять меры предосторожности: чаще прослушивать голоса детей и вовремя реагировать на все изменения голоса, и работая в возможностях диапазона ученика. Как показала практика, ученики не теряют технику исполнения.

4.      16-18 лет,юношеский возраст. Послемутационный период. Становление голоса взрослого человека. Важно не допускать форсированного звука, весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным неокрепшим связкам.

 

Весь певческий процесс прежде всего должен корректироваться физическими возможностями участников вокального коллектива. Основные качества детского голоса – лёгкость и звонкость, связанные с возрастными особенностями человеческого организма, естественны по своей природе. Об этом необходимо помнить и стремиться сохранить эту специфическую черту звучания детского голоса. Для развития и укрепления вокальных навыков даются вокально-технические упражнения.

Регулярное выполнение упражнений позволит:

1.    Закрепить необходимые условные рефлексы

2.    Сконцентрировать творческое внимание

3.    Настроить сложный процесс звукообразования

4.    Пробудить эмоциональную сферу

5.    Пробудить творческую фантазию

Признаки неправильного пения – першение в горле, боль, зажим шейных мышц.

Признаки правильного пения – расслабление гортани, комфорт, зевание.

 

Упражнения.

1.    Формирование близкого звука, освобождение от горлового звучания.

Пение закрытым ртом на заданной высоте, произнося звук М. Звук должен попадать в маску лица и заставить почувствовать вибрацию и щекотание губ. Звук направляется к передним стенкам зубов, тянется ровно и долго, без толчков.

Пение закрытым ртом попевок в районе терции и квинты.

 

2       Пение на заданной высоте разных гласных (а, э, и, о, у). Звук должен тянуться ровно, без толчков. Обращать внимание детей на округление всех гласных, на единую манеру исполнения их, петь без напряжения.

3       К тем же гласным добавить согласные, которые помогают активизировать работу артикуляционного аппарата. Необходимо добиваться чёткого. Быстрого и естественного их исполнения, Упражнение поётся на одном звуке, легко и бодро, по полутонам вверх и вниз в диапазоне голоса.

4       Опевание звуков поможет в работе над интонацией в пределах большой терции.

5       Упражнение на развитие устойчивого интонирования чистой кварты. (Прилетели две тетери, поклевали, улетели –I,I,II,II,III,III,IV,IV)

6       Интонация чистой кварты даётся в обратном, нисходящем движении (зеленейся, зеленейся, мой зелёный, пышный сад)

7       Интонирование мажорного трезвучия в сочетании с нисходящим мажорным звукорядом ( солнышко, солнышко свети V,III,I– V,IV,III,II,I)

( маленькой елочке холодно зимой)

8       Освоение скачка мелодии на чистую квинту (ходит зайка серенький, хвост у зайки беленький). Выделенный звук надо брать сверху, «без подъезда»

 

9       Развитие правильной атаки.

Пение слогов ЛЯ-А, интонируя мажорное трезвучие(I-III, III-V, V-III, III-I),

Чётко произнося слоги. Следим за толчкообразной работой диафрагмы и мыщц живота.

Пение слога ДА (поступенное движение и I-II-III-IV-V-IV-III-II-I. Гортань не должна подниматься за звуком. Слог произносить чётко на каждую ноту, рот объёмный и красивый.

 

10.      Развитие подвижности голоса и близкой подачи.

 

Происходит толчкообразное движение диафрагмы и живота на звук Я, подача которого идёт точно в положение  сформированного звука И, при этом челюсть опускается вниз, а корень языка расслабляется. Необходимо сохранять одинаковую яркость звука.

11.      Упражнение на подвижность голоса. Пение звукоряда вверх и вниз в быстром темпе.

12.      Развитие динамического диапазона. Так называемые в работе - нюансы (крещендо, диминуэндо) вводятся постепенно. Здесь внимание должно быть сосредоточено, что бы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным Р, как и форте.

 

13.      Развитие певучести (кантилены) голоса.

 

Опора на выделенной ноте.

14.      Пение скороговорок для выработки четкой дикции.

15.      Пение канонов  для  развития гармонического слуха.

 

Все упражнения лучше начинать петь со звуков примарной зоны, двигаясь постепенно по полутонам вверх и вниз по всем звукам диапазона.
Регулярное выполнение вокально-технических упражнений позволит ансамблю петь в единой манере звукообразования красивым, чистым, ровным звуком. Иногда упражнения могут носить эпизодический характер, чаще это напевки изучаемого материала (обычно берутся, трудные места).
Навыки, формирующиеся во время распевок, впоследствии становятся рефлекторными. И, по сути, в одном упражнении можно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности, и ни важно их количество, но это не значит, что нужно выбирать много распевных упражнений, так как там будут чрезмерные задачи, а это станет перегрузкой для детей, следовательно, отсутствием приобретения навыка.

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»