Фольклорные традиции на уроках музыки
Сойникова Татьяна Николаевна
Учитель музыки ГБОУ СОШ № 156
Санкт-Петербург
Калининский район
В школу приходят дети с различной подготовкой. Поэтому перед учителем стоит задача научить своих воспитанников самостоятельно ориентироваться в многообразии получаемых впечатлений. С самых первых уроков воспитывается любовь детей к народной песни. Народные песни привлекают красотой, задушевностью мелодий, глубиной и искренностью, многообразием жанров. Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия, развивает и обогащает мир ребёнка.
Я работаю по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной четыре года. Программа интересна мне тем, что в ней появились такие темы как: « Россия - Родина моя», « О России петь - что стремиться в храм», « Гори, гори ясно – чтобы не погасло». В разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально – слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности.
Мой урок посвящён Рождеству во втором классе.
Он знакомит с одним из праздников Русской православной церкви. Начальные сведения о празднике Рождества Христова учащиеся получили ещё в первом классе.
Евангельская история о Рождестве Христове даётся не только как историко-культурологическая справка – главное здесь то, что события двухтысячелетней давности ложатся в основу произведений искусства и далёкого прошлого, и современности.
Материал урока:
«Рождество Христово ангел прилетел»
Ф.Грубер «Тихая ночь»
Рождественская песня
А.Фет Ночь тиха.
П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев»
Американская песня «Бубенчики»
Технологии на уроке – развитие критического мышления, игровая технология, здоровье - сберегающая технология.
Как я это делаю на уроке.
Начинается урок с музыкального приветствия и объявления темы урока. Тема «Рождество» появляется на экране.
Распевание «Рождество Христово ангел прилетел» связан непосредственно с темой урока, и как введение в урок, и как материал урока, и как рождественское песнопение.
Дальше идёт беседа о Рождестве через вопросы к детям.
- Говорят Рождество это тихая радость?
- Что за праздник Рождество?
- Когда на Руси отмечали этот праздник?... и т.д.
В процессе беседы знакомлю с понятием:
Икона.
Богородица
Волхвы
Ангел
Изображение иконы и слова появляются на экране.
Следующий раздел урока - исполнение и игра на свирелях международного гимна Ф.Грубера «Тихая ночь». Это произведение тоже связано с Рождеством.
Песня христианская, но не православная, из католического песнопения. Исполняем песню опираясь на нотную запись и текст песни на экране. Здесь происходит забег в тему «Музыка разных народов», знакомство с духовной классикой, толерантность.
Затем идёт разговор о связи Рождества с Новым годом.
- Почему на ёлке звёзды?
- Почему украшают ёлку?
Связь с вифлиемской звездой, связь с Евангельским Рождеством.
На экране новое слово сочельник и значение этого слова.
Исполняем песню «Рождественская» (программная).
Следующий раздел урока - слушание. Звучит музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».
- Чья музыка?
И на экране появляется портрет П.И.Чайковского и фрагменты из балета.
Перед импровизацией детей читают стихотворение А.Фета «Ночь тиха».
«Снег идёт на Рождество
Падает как милость Божья….
Ты подставь ему ладонь
Приземлится ангел белый».
Дети импровизируют под музыку П.И.Чайковского, фантазируют. Кто в костюме снежинки, кто в костюме ангела. Ритмопластика, пластическое интонирование – это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. На своих уроках я часто пользуюсь этим приёмом.
На экране новое слово для детей – вертеп. Значение этого слова и фотографии разных вертепов.
Ставится проблема перед детьми.
-«Почему в Европе Рождество справляется не в одно время с Россией?»
Санта Клаус и Дед Мороз – в чём их сходство и в чём отличие.
Исполняем песню «Бубенчики» с музыкальными инструментами (шумовые).
Такие Орф- моменты я тоже включаю на своих уроках.
Урок получился с погружением в праздник. Урок – путешествие. Узнали, как справляют Рождество в разных странах. Узнали много новых слов: Икона, Богородица, Волхвы, Ангел, Вертеп, Сочельник. Создание на уроке ассоциативной атмосферы с помощью художественных произведений различных видов искусств. Главным результатом урока музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребёнка, который называется одухотворённостью, и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.
Спросите себя как ученика, что вам больше всего запомнилось: чему вас обучали или как это делали? То как нас учат, действует сильнее и остаётся в памяти надолго, в отличие от того, чему учат. То, что делаешь сам, усваивается лучше.
.