О музыкальном развитии учащихся в условиях общеобразовательной школы
Шрага Эмилия Абрамовна педагог-организатор
ГБОУ лицея № 384
Кировского района Санкт-Петербург
Основная цель обучения музыке — научить понимать и выявлять содержание исполняемых произведений. Для этого необходимо развивать музыкальный слух, ритм, память. Поэтому так велико значение первого года обучения, когда закладываются основы теоретических знаний и практических навыков.
Воспитание слуха является первым необходимым условием формирования учащихся. Это восприятие отдельных звуков и определение их высоты и силы; восприятие нескольких звуков, составляющих мотив; восприятие мелодии; восприятие двух или нескольких одновременно звучащих мелодий.
Вторым условием является воспитание ритма. Здесь важно сочетание слухового и зрительного восприятия.
И, конечно, базовой основой развития ученика является выработка игровых движений.
Это, прежде всего, умение ощутить руку в целом (от плеча до пальцев) и умение различать ощущение отдельных частей руки.
Работа над динамикой звука связана с тренировкой в быстроте опускания клавиши.
Ученик должен усвоить основное правило: чем быстрее опускается клавиша, тем сильнее звук. При этом нужно научить ребёнка опускать клавишу без стука и без напряжения в руке.
Также воспитанное слухом восприятие разного характера штрихов (стаккато, легато, нон легато) связывается с усвоением соответствующих движений руки.
Необходимо воспитывать в ученике внимание, точность и дисциплину в работе над нотным текстом.
Ребёнок в начальный период знакомится с основными выразительными средствами музыки. Он учится извлекать мягкий, полный звук, вести точную линию. Создавать осмысленную фразу.
На первом году обучения мелодия должна занимать основное место в работе. Учащиеся пробуют самостоятельно найти осмысленную фразировку мелодии, определить динамическую линию, опорные звуки, цезуры.
На начальном этапе особенно нужны теоретические пояснения. На каждом уроке ученик получает новые теоретические знания, связанные с исполнением. Он знакомится со всеми указаниями, имеющимися в нотном тексте, познаёт элементы музыкальной речи (мотивы, фразы, предложения, периоды).
Не стоит торопиться научить ученика «играть». Лучше шаг за шагом развивать музыкальное мышление, начиная с анализа настроения простых мелодий, и одновременно готовить к овладению игровыми движениями.
Игровые движения — то фундамент, на котором строится обучение игре на фортепиано. Приступая к подготовке игровых движений, нужно начать с нескольких предварительных упражнений. Ученик должен понять различие между пассивным состоянием руки (свисающей как плеть) и активным состоянием (держащей какой-то предмет). Затем ученик вытягивает руку вперёд с тем, чтобы, опуская и поднимая её от плеча. Ощутить её цельно. Не отделяя кисть от предплечья и плеча. Свесив кисть, затем предплечье, потом, опустив плечо, освобождает кисть и предплечье и приводит руку в пассивное состояние.
С маленькими учениками лучше начинать с упражнений на движения всей руки от плеча. Детям знакомо движение руки при игре в мяч. Такая игра в мяч может служить для раскрепощения плеча и свободного движения всей руки.
Прежде чем применить эти движения за роялем, можно предварительно показать ученику движения переноса руки по дуге. Эти дугообразные движения ученик производит, перенося руку по октавам вверх и вниз каждой рукой по очереди.
К следующей группе крупных движений относятся вращательные движения предплечья и плеча. Музыкальным примером для этих движений является «Полька» А.Гедике. Можно сделать такое предварительное упражнение: ученик устанавливает руку на интервале терции 1-м и 3-м пальцами и начинает производить колебательные движения слева направо и обратно (вращение локтевого и плечевого сустава). Левая рука делает те же колебательные движения на интервале кварты 1-м и 4-м пальцами. Колебательные движения в начале должны быть небыстрые, но чёткие, ритмичные. Усвоив их, ученик добивается того, что при колебании руки получается поочерёдное звучание то от опоры на 1-ый палец, то на 3-й палец. Клавиши при этом являются опорными точками для колебательных движений. Переходя к упражнению двумя руками одновременно, ученик должен заметить. Что колебания рук проходят в противоположных направлениях.
Понятие о быстроте движений ученик может получить на пятипальцевом упражнении. Ученик опускает на клавиатуру руку, опираясь на пятый палец, затем вращательным движением предплечья и плечевого сустава рука поворачивается от 5-го пальца в сторону 1-го. Во время поворота пальцы, лежащие на клавишах от «соль» до «до» делают пробег по ним и останавливаются на ноте «до». При пробеге пальцев по клавишам не нужно ими активно нажимать. Вращение всей руки даёт энергию, необходимую для движения перекатывания. Это упражнение создаёт у детей иллюзию «виртуозности».
При занятиях с учеником надо следить за тем, чтобы положение корпуса не стесняло движений рук. Ученик не должен отклоняться назад.
Главным разделом работы с учеником является развитие восприятия
содержания музыкального произведения. Конечная цель — научить ребёнка стараться передать замысел композитора. Для этого нужно учиться воспринимать особенности мелодического строения, ритма, динамики, общего настроения музыки.
Для ученика важной проверкой результатов его работы является исполнение в присутствии слушателей. При этом главной целью исполнения должно быть желание передать слушателям настроение, музыкальные мысли, чувства, связанные с произведением.
Литература:
1. Иоаннесян Н.А. «Преданность «искусству»
2. Баринова С.А. «Воспитание музыкой»