Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ПЕРСПЕКТИВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ СВЕТСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ВНЕДРЕНИЯ
В ЕЁ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ  ПРОГРАММУ КУРСА ОРКСЭ
(«Основ религиозной культуры и светской этики»)


Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогики, религиоведения,  теологии, философии образования и социологии. В данной статье рассматривается проблема влияния вводимого в школах курса ОРКСЭ на процесс духовно-нравственного воспитания учащихся. Автор высказывает предположение, что введение курса в содержание обучения и воспитания повысит эффективность воспитательного процесса. Особое внимание в статье обращается на возможности взаимодействия урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, подчёркиваются сильные стороны курса. В статье приводятся взгляды сторонников концепции «множественных современностей» Шмуэля Эйзенштадта и Кристины Штекль, через призму которых, опровергая  несовместимость современности и религии, автор делает предположение о будущем положительном  влиянии поколения школьников, прошедших обучение ОРКСЭ, на восприятие российским обществом религиозной традиции.
Федоренко Сергей Александрович – преподаватель АНО ДПО «Академия инновационных технологий», г. Санкт-Петербург.
Ключевые слова и фразы: гражданская идентичность, ОРКСЭ, гуманистическая направленность,  российская педагогика, духовно-нравственное воспитание, управление образовательным процессом, управление образовательным процессом, новые ФГОС, учреждения культуры, спортивные общества, нравственные установки, концепция «множественных современностей», коллаборационизм, гражданское общество, лаицизм, светскость, воспитательные усилия педагога.
 Процесс духовно-нравственного развития личности россиянина увенчивается сформированностью гражданской идентичности. Гражданин России – это нравственный, образованный и творческий человек. Такой национальный воспитательный идеал обозначен в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России в сфере общего образования».
Средствами формирования гражданской идентичности является освоение культурных богатств многонационального народа России, принятие судьбы Родины как своей личной. В качестве реализации главной стратегической задачи российского образования – формирование национальной системы базовых ценностей самоуважения, творчества и солидарности можно рассматривать включение в образовательные программы школ комплексного учебного предмета ОРКСЭ. Российские педагоги не хотели работать с безликой группой, они стремились работать с учащимся как с человеком, который становился их единомышленником. Основной принцип, заложенный в содержании курса,- общность в многообразии, многоединство, поликультурность,-отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира [1, с.3].
Подходы к реализации программ духовно-нравственного воспитания в свете реализации новых ФГОС требуют не только серьёзного осмысления, но и уточнения. Здесь необходимо решать целый ряд управленческих и методических проблем. ФГОСы второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания провозглашают понимание приоритета высших ценностей, которое отсутствует у большинства наших сограждан. Существует высокая степень поляризации в обществе, проявляющаяся в нетерпимости между социальными группами – культурами богатых и бедных, коренных жителей и иммигрантов и т.п. Ещё недостаточно налажена взаимосвязь между учреждениями образования и учреждениями культуры, спортивными обществами. Наблюдается некое торможение в создании и деятельности органов общественно-государственного управления образовательными учреждениями, ощущается слабость включения родителей и общественности в процесс управления образовательным процессом. Практически нет специализированных программ и проектов поддержки и сопровождения классных руководителей по вопросам духовно-нравственного воспитания. Между тем, в мире существуют положительные примеры включения родителей в процесс руководства образовательным процессом. Школьная система США основана на управлении школами со стороны муниципалитетов, через которые родители влияют на ограждение детей от нежелательных знаний и на процесс духовно-нравственного воспитания через приобщение к религиозной традиции. В России же педагогические коллективы и общественность зачастую просто не имеют представления о том, какие воспитательные задачи надо решать для формирования духовно-нравственных основ личности. Нужно понимание того, что духовно-нравственные качества и свойства личности не внедряются извне педагогом, а взращиваются из тех семян, что потенциально присутствуют в каждом человеке. Они прорастают в ходе объект-субъектного взаимодействия, основанного на диалоге и совместной деятельности.
Ключевые предметные области априори задают пространство нравственного воспитания. Однако индивидуальная программа саморазвития школьника формирует содержание воспитательного процесса в соответствии с актуальными запросами детей и их родителей и с учётом необходимых для этого ресурсов. К сожалению, в отличие от североамериканской системы школьного образования, где актуальные запросы родителей и школьников имеют механизм реализации через муниципальное управление школой, в России процесс создания эффективных органов общественно-государственного управления образованием (Попечительские советы и т.п.) явно затянулся. Попечительские советы пока не оправдывают в большинстве случаев возлагаемых на них ожиданий. Поэтому и надежды родителей более связаны с деятельностью педагога, воспитательные усилия которого должны быть направлены на то, к чему учащиеся в процессе саморазвития стремятся.
Большинство учителей сходятся во мнении, что введение курса ОРКСЭ в содержание обучения и воспитания повышает эффективность воспитательного процесса. Через предмет создаются условия для систематического духовно-нравственного воспитания и образования детей в школе. Под влиянием курса ОРКСЭ у детей меняются нравственные установки, развиваются творческие способности и расширяется набор поведенческих действий (поведенческий репертуар).
Особый интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, в процессе которой классные руководители и учителя ОРКСЭ работают с родителями и семьёй ребёнка. Часто повышенный интерес родителей к предмету побуждает их к совместной проектной деятельности. Интерес к курсу ОРКСЭ нередко пробуждает интерес к семейным традициям и своей родословной.
Сильной стороной курса является возможность использования музейной педагогики и современных интерактивных методик, которые, в свою очередь, повышают эффективность внедрения курса в учебный процесс и его результативность. Педагоги отмечают, что в ходе изучения курса в лучшую сторону изменились отношения между детьми: они стали добрее, снисходительнее к недостаткам друг друга, терпимее друг к другу и окружающим.
Введение ОРКСЭ в учебные планы школ России стало крупным поворотным пунктом в российском образовании, обозначившим возвращение религии в общественную жизнь и окончательный крах попыток утвердить в общественной жизни России принцип светскости в форме лаицизма. Из европейских стран примером светскости в форме лаицизма является Франция. [9, с.135-148]   Лаицизм – это идеология, подразумевающая жесткий контроль религии со стороны государства, её принципиальное изгнание из публичного пространства и восприятие религии и любых религиозных организаций в целом как постоянной угрозы гражданскому благополучию. В США же идеи лаицизма не поддерживаются государством и обществом, там, наоборот, за религией признаётся очень важное место в публичном пространстве, при этом она считается не последним фактором как личного, так и общественного благополучия.
Некогда Макс Вебер полагал, что капиталистическая экономика станет опорой не только модернизации, но и секуляризации общества, а следовательно и сферы образования. По логике М. Вебера капитализм мог возникнуть только в иудейско-христианской традиции и, в частности, в аскетическом пуританизме могла зародиться почва для развития современного капиталистического общества, которое затем обрело автономию со своей собственной автономной логикой, никак не зависящей от породившего его христианства. Как писал Макс Вебер: «победивший капитализм не нуждается более в подобной опоре с тех пор, как он покоится на механической основе».[2, 157] Иначе говоря, христианство стало собственным могильщиком.
Очень популярный в 90-е годы тезис о саморазвивающейся капиталистической экономике как «механической основе» современности позволил игнорировать религиозный фактор в жизни современного общества. Однако развивающаяся концепция множественных современностей, делающая акцент на важности исторического контекста модернизирующегося общества, позволяет усомниться в способности этой «механической основы» перемалывать все культурные различия народов в единую стандартизированную форму современности. Появилась возможность вернуться к веберовской проблематике хозяйственной этики мировых религий, рассмотреть их установки по отношению к миру и поиску спасения в свете того, как именно они влияют на ту форму, которую примет современность.  [ 3]  Религиозная вера теперь в различных своих проявлениях составляет важный компонент, как внутреннего мира россиянина, так и внешних форм его обыденной жизни (то есть уклада жизни).
Целью вводимого курса является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании религиозных традиций народов России и уважении к ним. Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности учащегося на принципах христианского гуманизма, покоящихся на нравственных принципах иудейско-христианской традиции. Изучение курса учащимися позволит  как расширить их кругозор, так и сделаться достойными гражданами своего Отечества. Главный автор теории множественных современностей, позволяющей лучше понять условия существования религии в современном мире, израильский учёный Шмуэль Эйзенштадт (1923-2010 гг.) утверждает: западную траекторию модернизации не следует рассматривать как единственно возможный путь к современности, в мире множество постоянно эволюционирующих современностей, каждая из которых является особой идеологической интерпретацией модернизационной программы, соответствующей специфическим культурным условиям. Религия как один из элементов среди прочих культурных оснований определяет форму модернизации в различных обществах.   [5, Р. 591-611]  Согласно Эйзенштадту, религия действительно является самым важным фактором существования множественных современностей, поскольку они укоренены в более ранних паттернах осевых цивилизаций, которые, в свою очередь, кристаллизуются вокруг религий.  [4]  РПЦ пережила десятилетия гонений, политического коллаборационизма  (т.н. «сергианство»), богословскую и институциональную убогость. В настоящее же время РПЦ стала влиятельной силой, от мнения которой нельзя отмахнуться никаким общественным и государственным институтам. По ключевым вопросам современной общественной, культурной и политической жизни Церковь высказывает своё мнение. Как отмечает западный исследователь Олаф Мюллер, опирающийся на данные опросов 80-х и 90-х годов, касающихся религиозности, он обнаружил масштабный рост приверженности Православной церкви и доверия к ней при лишь небольшом росте числа практикующих православных, т.н. «воцерковлённых». Проблема взаимоотношений Церкви и государства затронута в «Основах социальной концепции РПЦ», принятой Архиерейским юбилейным собором 2000 года. Там, в частности, говорится, что «христианская традиция неизменно уважает светское образование». [6] Церковь напоминает о вкладе христианства в национальную и мировые культуры, активно сотрудничая со школой в деле  воспитания детей в духе любви к ближнему, к своему Отечеству, его истории и культуре. [8]  В 2008 году Церковь приняла документ, посвящённый правам человека под названием «Основы социальной концепции РПЦ о достоинстве, своьоде и правах человека» (кратко называют его «Учением о правах человека»). В документе говорится: «Индивидуальные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины, семьм». [7, III, 5]  Перед исследователями недалёкого будущего встанет необходимость разрешения вопроса: как молодые люди, изучавшие в школе курс ОРКСЭ влияют на развитие гражданского общества?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Основы религиозных культур и светской этики: Книга для учителя 4-5 классов / Под. Ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М.: Просвещение, 2010. С.3.
2 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма: РОССПЭН, 2006. С.127.
3 Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Сравнительный очерк по социологии религии. Введение. //Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма: РОССПЭН, 2006.
4 Штекль Кристина. Европейская интеграция и русское православие: две перспективы в рамках парадигмы множественных современностей // Государство, религия и церковь в России и за рубежом. №1 (30), 2012. С. 65.
5 Eisenstadt S.N. The Reconstruction of Religious arenas in the Framework of Multiple Modernities // Millenium: clournal of International Studies. 2000/ Vol. 29 (3)/ P/ 591-611.
6 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (http: // www.patriarchia.ru/).
7 Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека (http: // www.patriarchia.ru/).
8 История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сахарова. М.: Русское слово, 2008. С. 229.
9 Уазнер Д. Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины ХХ века // Религиоведение. 2008. №2. С.135-148).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»