Статья
Фольклор – как средство воспитания
и развития творческих способностей ребенка
Каплунова Елена Николаевна,
музыкальный руководитель.ГБДОУ детский сад №104
Выборгского района Санкт-Петербурга
Каждый жанр народного творчества является кладовой знаний народа, копилкой народной мудрости. Фольклорные произведения народа с раннего детства приобщают детей к духовным ценностям и учат добру и справедливости. Меня, как музыкального руководителя, интересует детский фольклор. Приобщая ребенка к народной культуре, мы воспитываем патриотические чувства, интерес к истории своего народа, любовь к песенному и танцевальному творчеству. Именно в детском саду закладывается фундамент, происходит накопление опыта, знаний и музыкальных впечатлений. В нашем саду музыкальное воспитание осуществляется через проведение народных праздников. Вечеров досуга, бесед, которые проводятся на занятиях. Одним из самых ярких и веселых является праздник «масленица», в котором принимают участие и дети, и воспитатели, и родители.
Я, как музыкальный руководитель, стараюсь заинтересовать всех и подобрать интересный и яркий материал. Мы все вместе готовим атрибуты к празднику. Оформляем музыкальный зал, продумываем костюмы. Благодаря включённости ребенка в деятельность по подготовке праздников. Он становится не просто зрителем, а активным участником происходящего. Разучивая русские танцы, дети учатся раскрепощённости, запоминают, а потом и дополняют свои движения новыми элементами. Исполняя песни, ребенок учится более чисто интонировать, развивает свою фантазию и придумывает новые музыкальные образы. Очень весело проходят и осенние народные праздники, такие как: «Здравствуй, милая, картошка», «Осенняя ярмарка».
Обучение детей фольклору происходит на основе синтеза музыки: хореографии народного танца, песенного творчества и театрализованной деятельности.
В своей работе я использую многообразие народной музыки для разучивания игр, плясок, хороводов, инсценировок. Разнообразие русских народных мелодий обогащает мир ребенка, позволяет развивать творческие способности каждого, проявлять фантазию, заряжает положительной энергией. Широта народного музыкального материала – необъятна. Это и лирические, медленные мелодии, и весёлые задорные, и залихватские плясовые. Все это остается в памяти ребенка. Дети очень любят танец «Субботея», пляску «Калинка», хороводы «Во поле берёза стояла» и многие другие. Ребенок дошкольного возраста живёт больше чувствами, чем разумом. На первом месте всегда стоят эмоции. Дети очень внимательны и готовы поверить в сказку, добро и справедливость, а народная музыка и создана, чтобы воспитывать, оберегать и учить прекрасному.
Знакомство с музыкальным фольклором развивает внимание и интерес к окружающему миру, народным традициям, воспитывает художественный вкус. Обогащается и развивается речь ребенка, формируются нравственные ценности, обогащаются знания о природе, быте людей. Период от рождения и до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного развития ребенка, первоначального накопления физических и психических качеств, необходимых человеку для всей дальнейшей жизни. Очень важно, чтобы в этот период ребенок впитывал самое лучшее, что создала культура русского народа. Необходимо пробуждать в детях лучшие чувства, уберечь от черствости, эгоизма и равнодушия. Музыкальный фольклор является важным средством воспитания детей и приобщения к народным истокам.
Литература:
1. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» Москва 1998 г
2. Варганова В. В. «Русские народные песни» Москва 1988 г
3. Аникин В.П. «Русская народная сказка» Москва 1984 г