Воспитание гармонического слуха самым тесным образом связано с развитием полифонического мышления «работа над полифонией с необходимостью требует гармонического восприятия».
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.–Л.: 1947, С. 223.
Полифония - вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании двух и более мелодических линий. Воспитывает слух, учит звуковому разнообразию, навыкам игры легато, готовит к исполнению произведений любых жанров.
Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения.
Фортепиано по своей природе инструмент многоголосный. В сущности, вся фортепианная литература создана в расчете на полифонические возможности инструмента. Параллельно общему музыкальному развитию учащегося должно расти его восприятие музыки как искусства многоплановых звучаний. Учащийся уже на 1-ом году обучения приступает к освоению двухголосия в простейшей его форме. Это ставит перед ними двойную задачу – слышание и проведение обоих голосов сочетанием различных движений 2-х рук.
Полифонию, доступную уже в 1-е годы обучения, можно разделить на 3 группы:
1. Народно-песенная музыка подголосного склада.
Например, учащийся играет песню «За селом» – укр. песня в обработке Г.Орлянского. Затем учащийся вместе с преподавателем разбирают основную мелодию и подголоски.
2. Пьеса с двумя контрастирующими голосами. Исполняется «Русская песня» Т. Салютринской, анализируется полифония. Основной – верхний, менее значительный – нижний голос.
3. Сочинения имитационного склада. Композиторы создали много простых и лаконичных пьес, вводящих ученика в полифонический стиль. Остановимся вкратце на сборнике Е. Гнесиной «Фортепианная азбука» (М. «Музыка» 2001г. № 6, 10, 25, 31, 33, 37, 46). Пьесы просты – поочередное вступление голосов и дослушивание в конце произведений. Показ музыкального материала. Учащиеся исполняют перечисленные пьесы и анализируют проведения имитаций.
В сборнике Б. Милич «Маленькому пианисту» (Москва «КИФАРА» 1996г.) – внимание учащихся направляется на слушание элементов полифонии в ансамблях – «Кошечка», «Скок, скок», «Выйдуль я на реченьку». Учащиеся сами играют ансамбли в 4-е руки и показывают элементы полифонии. В сущности, исполнение на фортепиано мелодии с аккомпанементом требует от учащегося умения слушать одновременно два звуковых плана (выделить мелодию, спрятать аккомпанемент). Делая это, учащийся совершает первый шаг к овладению фортепианным полифоническим стилем исполнения.
Значительное место в репертуаре начинающих пианистов занимают произведения И.С. Баха - автора знаменитых полифонических произведений. Лучшими пьесами являются менуэты, полонезы, марши из сборника «Нотная тетрадь А.М. Бах». В форме менуэта И.С. Бах выражал различные эмоциональные оттенки – жизнерадостность, задумчивость, печаль. В некоторых менуэтах жанровые черты, танцевальность, значительно сглажены. Зато заимствованы танцевальные ритмы и формы. Верхний голос любого из менуэтов отличается мелодической гибкостью, ритмическим разнообразием, чередованием различных штрихов. Нижний голос обычно ведет, хотя и самостоятельную по выразительности, но более сдержанную и плавную линию. Так возникает контраст между голосами.
На этом этапе учащийся может исполнить менуэт № 7 Соль-мажор И.С. Баха из «Нотной тетради А.М. Бах». Вместе с преподавателем он анализирует форму, лад, тональный план, полифонию, показывает имитации, разбирает по голосам.
Новая ступень в развитие полифонического слышания учащегося –передача значительности, самостоятельности нижнего голоса, и в то же время проведения его как бы на втором плане.
В общем виде процесс разучивания полифонической пьесы состоит из следующих этапов.
1. Ознакомление с сочинением в целом.
2. Изучения каждого голоса отдельно.
3 Проигрывание отдельных пар голосов.
4. Совместное проигрывание по голосам (преподаватель-учащаяся).
5. Пропевание голосов.
Известно, что изучение произведений И.С. Баха – одна из труднейших проблем музыкальной педагогики. Основная работа над интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса. В менуэте № 7, который исполнял учащийся, преподаватель обращает внимание на:
1. Различный характер звучания голосов.
2. Фразировку.
3. Несовпадение штрихов
4. Несовпадение кульминаций.
5. Разная ритмика.
6. Несовпадение динамического развития.
Планируемый результат работы:
Когда учащийся играет произведение целиком, в работу включаются новые музыкальные задачи. Одна из них - поиск нужного соотношения всех голосов в их одновременном звучании. Каждый голос имеет свое «лицо», характер, окраску. Учащийся добивается нужного туше; более звонкого, открытого звука в верхнем голосе, более густого, основательного звука в басу.
Преподаватель перечисляет, на что надо обратить внимание при исполнении произведений И.С. Баха на фортепиано.
а) темп и характер движения; связь характера движения с нотным текстом: соотношением длительностей, фактурой, жанровой характерностью, размером;
б) раскрытие структурной и выразительной стороны тематического материала. Музыкально-смысловая и синтаксическая суть темы и противосложения, интермедии. Характер темы, выразительное интонирование с помощью средств артикуляции и динамики;
в) артикуляция.
Различная роль артикуляции:
– как краски;
– использование штрихов для достижения ясного произведения мотивов (межмотивная и внутримотивная артикуляция).
Артикуляция вертикали двухголосной ткани: обычно каждый голос оттеняется разными штрихами.
г) Динамика. Выводы Ф. Бузони и А. Швейцера о терассообразном характере баховской динамики (противопоставление пластов возможно - как по горизонтали, так и по вертикали). Лаконичность динамических указаний.
д) орнаментика.
Мелизмы – небольшие относительно устойчивые украшения отдельных звуков. Основное правило исполнения: за счет основного звука. Обозначение и расшифровка мелизмов.
е) аппликатура
Использование приемов «перекладывания», «скольжение», «беззвучная подмена»; возможность «неудобного» разъединения конца одного построения и начала другого путем использования одного и того же пальца.
ж) педаль.
Функция педали: освобождение рук и достижение связности, обогащение выразительности звучания; заострение ритмического и артикуляционного характера. Педализация не должна разрушать прозрачность и ясность голосоведения и превращать полифоническое мышление в гармоническое.
Итогом работы над полифонией становится понимание учащимися художественно-выразительного значения полифонических произведений. Это помогает понять мир глубоких содержательных музыкальных образов композиторов. Изучение полифонической музыки много дает учащимся детских музыкальных школ и для музыкально-пианистической подготовки в целом, так как звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе.