Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Использование информационных технологий
на уроках музыки 
и во внеурочное время
как средство активизации познавательной
деятельности и реализации творческого
потенциала учащихся

 
                                                                               Шевалдина Светлана Анатольевна,
                                                                    учитель музыки ГБОУ СШ № 469
                                                                 Санкт-Петербурга

 
Актуальность педагогического опыта
Важной составляющей Приоритетного национального проекта "Образование" является информатизация образовательного пространства школ. Она включает в себя оснащение школ современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения.
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда, творческое начало в личности. Поэтому необходимо организовать учебную деятельность в школе так, чтобы ученик мог сам брать знания, т.е. правильно действовать: мыслить, предсказывать результаты деятельности, сопоставлять их, делать выводы. Необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности и её реализации в творческой деятельности. Деятельностное содержание образования отражается в учебных программах, ориентированных на способы деятельности, умения, навыки, которые необходимо сформировать, на опыт деятельности.  Опыт должен быть накоплен и осмыслен учащимися, а учебные достижения продемонстрированы. Информационные технологии в учебном процессе дают такую возможность, их применение позволяет активизировать процесс познания, реализовать идеи развивающего обучения, дают возможность проявить свои творческие способности каждому ребенку. На уроках и во внеклассной деятельности под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование.
 Условием возникновения опыта стало:
  • изменение целей образования и требований к новому образовательному результату;
  • информатизация образования как объективный процесс в реформировании системы образования;
  • наличие информационной среды в образовательном учреждении, где я работаю, улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий.
       Учебный кабинет, в котором проходят уроки музыки в нашей школе, оборудован АРМ учителя, интерактивной доской Star Board, мультимедиапроектором и аудиосистемой.  Это позволило на всех ступенях обучения организовать работу по формированию у учащихся элементарных навыков пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами, применять полученные знания для создания собственного творческого продукта.
Содержательная форма представления педагогического опыта- технология.
     Профессор Г.К. Селевко в своей работе "Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств"[1] предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе. Информационно-коммуникационная среда — это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по сбору, обработке, транслированию, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.
         В концепции стандартов общего образования нового поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
         Урок музыки в современной общеобразовательной школе претерпевает принципиальные изменения, вызванные текущим моментом. Это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. При организации современного музыкального образования в школе
  • необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменятся в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превратится в субъекта учебной деятельности.
  • учебным планом предусмотрен один урок музыки в неделю. Этого времени недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности, поэтому возникает проблема увеличения интенсивности урока. Одним из способов решения этой задачи становятся ИК-технологии.
  • существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко- и видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, коммуникаторов, и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности урока музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.
  • одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
         Таким образом, существуют противоречия между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в школе. Поэтому назрела необходимость в новых подходах к преподаванию с целью активизации познавательной деятельности школьников и развития творческого потенциала детей.
 
Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта).
  Инновационность опыта заключается в создании новой образовательной среды  и развитие собственной преобразующей деятельности школьников. В кабинете музыки создана и активно применяется в учебном процессе дидактическая база, раздаточный, наглядный материал. Это позволяет использовать на уроках качественный демонстрационный материал: авторские презентации, лучшие образцы мировой художественной культуры на различных носителях: CD, DVD и т.д. Эта информация позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
Формирование интереса к музыкальным занятиям важно в начальной школе, ведь именно в этом возрасте начинает формирование эстетический вкус и музыкальный кругозор. Учитывая возрастные особенности, тщательно подхожу к отбору музыкального материала, использую то, что доступно детям, например, мультфильмы, где в качестве сопровождения используется классическая музыка, медиафайлы с классической, детской музыкой, обучающие музыкальные игры.
Использование информационных ресурсов Сети Internet позволило создать большую медиатеку детских песен, куда включен классический детский репертуар, произведения современных композиторов и детских музыкальных коллективов. Это вызывает интерес детей: увеличивается количество участников школьной вокальной группы, они принимают участие как в школьных, так и в районных конкурсах и фестивалях, многие продолжают музыкальное развитие в системе дополнительного образования, тем самым расширяя рамки школьного предмета.

Практические методы и приемы при проведении уроков музыки и во внеклассной работе с применением ИКТ.
  • Организация компьютерного практикума (обработка звуковых файлов, создание учебных работ: информационных бюллетеней, презентаций, схем)
  • Использование творческих заданий с применением компьютерных программ Word, PowerPoint, Publicher, программ для  обработки звуковых файлов и т.д. (создание книжек-малышек, афиш, сборников информационных данных, презентаций, создание видеороликов и т.д.)
  • Коллективные творческие проекты (школьные конкурсы,  фестивали, акции)
  • Участие в сетевых образовательных и творческих проектах, в совместной деятельности учащихся, организованной на основе компьютерной телекоммуникации.
  • Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности  школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, тестовые задания ,в  том числе и тесты в формате on-line, фронтальный опрос, викторины по слушанию музыки, самоконтроль.
  • Проектный метод. В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. Самое сложное для учителя в ходе проектирования оставаться в роли независимого консультанта и удерживаться от подсказок, даже если учащиеся «идут не туда». У учеников при работе над проектом возникают специфические сложности, но они объективны, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Результатом внедрения проектного метода в образовательный процесс и во внеурочные занятия являются творческие проекты детей, участие в сетевых проектах и дистанционных акциях.
          Формирование информационных компетенций на уроках музыки с использованием ИКТ позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, дает возможность раскрытию  творческого потенциала личности. Самостоятельное освоение материала, оформление его с помощью возможностей различных программ положительно влияет на формирование эстетического вкуса учащихся. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные модели поднимают процесс обучения на новый уровень: современному ребенку интереснее воспринимать информацию именно в такой новой форме, ведь при использовании компьютера на уроках и в самостоятельной учебной и творческой деятельности информация представляется не статичной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, ведь учащиеся получают возможность воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального действия с теми же или другими начальными параметрами. Вместе с ребятами метод проектов реализуем в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Такие проекты выполняются с помощью информационных технологий на основе освоения просторов глобальной Сети. Возможности интернета, доступ к разнообразной информации, использование мультимедийных возможностей компьютерных программ позволяют реализовать смелые и порою неожиданные идеи. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения, когда в результате творчества ученика рождаются интересные авторские проекты.
         Методологическая база педагогического опыта.
         Концептуальную основу опыта составляет деятельностный подход, который заключа­ется в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а  добывая их сам, используя различные источники, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
         Деятельност­ный подход исходит из положения о том, что психологические способности че­ловека есть результат преобразования внешней предметной во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социаль­ное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.       
          В основу моделирования процесса формирования информационных компетенций и условий, его обеспечивающих, положены системный, компетентностный подходы, позволяющие раскрыть структуру и содержание информационных компетенций.
         Положения опыта основаны на дидактических принципах - руководящих идеях. на основе которых организуется образовательный процесс на уроке. «Принцип – это инструментальное, методическое выражение познанных законов и закономерностей обучения, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики» - В.И. Загвязинский*. Принципы дидактики – часть теории обучения. В своей практике использую следующие:
  • принцип оптимального сочетания и соотношения природо- и культуросообразности;
  • принцип воспитывающего и развивающего обучения (соотношение овладения знаниями и развития);
  • связи теории и практики;
  • научности и доступности (популярности и трудности);
  • наглядности (конкретности и абстрактности);
  • систематичности (единичного и общего);
  • системности (развитие личности на основе воспитания, овладения знаниями и способами деятельности);
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  • прочности (понимания и запоминания)
Актуальным является использование как общедидактических принципов обучения, так и принципов художественной дидактики:
  • увеличение объема репертуара;
  • увеличение теоретической емкости урока;
  • насыщенность урока музыкальным звучанием;
  • отход от репродуктивного уровня к творческому;
  • принцип эмоционально-ценностного развития.
Основу работы составляют теоретические положения концепции о деятельностном под­ходе Л.С. Вы­готского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающие основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельно­сти учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Опыт работы основывается также на работах авторов, занимающиеся проблемой информационных технологий в образовании – это О.Б.Воронкова, И.В.Роберт, Г.К.Селевко и теорией музыкальной деятельности Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой и психологией музыкальных способностей Теплова Б.М*.
         В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы. Происходит развитие личности ученика, его подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
  • развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование умений принимать оптимальные решения;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
         Содержательную основу опыта составляют следующие ключевые понятия и термины:
  • информационные технологии обучения – технологии, использующие специальные технические информационные средства;
  • информационные компетенции –навыки деятельности по отношению к информа­ции в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача;
  • информационная компетентность - способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;
  • мультимедиа - (multi - много, media - средство информации) истолковывается как многокомпонентная информационная среда, совокупность которой составляют: текстовая информация, аудиоряд, видеоряд; объединение сред обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: учащийся не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем;
  • информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
  • обработка информации – процесс преобразования информации без изменения ее качества; виды обработки информации: регистрация, классификация, систематизация;
  • системный подход – метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.
Педагогическая целесообразность педагогического опыта.
Опыт представляет собой описание технологии формирования информационных компетенций с целью активизации творческой и познавательно активности детей, имеет четкую структуру и логические этапы осуществления. Опыт практико-ориентированный. В нём обозначен предметный результат деятельности учащихся: банк данных виртуальной энциклопедии «В мире музыкальной культуры», подборка видеосопровождения «Круг наших песен», виртуальный кинозал «Звучащие образы», сборник «Моя школьная частушка», учебные и творческие проекты, фонотека «Мир музыки современного подростка». 

 Технология опыта:
  • .создание информационной среды музыкального образования в школе (оснащение кабинета музыки  материальной и дидактической базой, современной техникой);
  • внедрение ИКТ в организацию учебного процесса, применение компьютерных технологий на различных этапах проведения урока и во внеурочной деятельности;
  • отбор учебного материала для самостоятельной деятельности учащихся направленной на развитие у учащихся основных мыслительных операций, которые необходимы для обработки и оценки информации. Разработка  учебных занятий, где осуществляется самостоятельная деятельность учащихся трех типов: репродуктивная, поисковая, которая нацелена на поиск новых знаний и различных источников информации, творческая, которая связана с применением приобретенных знаний и умений в нестандартных ситуациях и создание собственного творческого продукта. Применение различных видов самостоятельных работ на основе компьютерных технологий. Поддержка учащихся в ходе самостоятельной познавательной и творческой деятельности.
  •  изменение позиции учителя: из транслятора содержания обучения в организатора информационных коммуникаций и эксперта,
  • дистанционные формы взаимодействия с участниками образовательного процесса;
  • мониторинг достижений;
  • участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, фестивалях разных уровней.
Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова, А.К. Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, я обозначила цель моей педагогической работы:
-создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.
        Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
  • способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках музыки и во внеурочной деятельности;
  • формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика;
  • совершенствовать интеллектуальные способности учащихся и положительный настрой к активной познавательной и творческой деятельност  через применение средств ИК-технологий
 Социальная направленность педагогического опыта.
Педагогический опыт направлен на становление активной личностной позиции детей, формирование коммуникативной компетенции, осознание ими своего социального статуса как формы реализации индивидуальных возможностей личности, в процессе решения образовательных задач. Учащиеся учатся соотносить свои устремления с интересами других людей и групп, продуктивно взаимодействовать, решать общие задачи особенно важно на современном этапе развития системы образования и общества. 
Воспроизводимость педагогического опыта.
Воспроизведение опыта малозатратно. Кабинет музыки должен быть оснащен стандартным набором оборудования: мультимедийным проектором, интерактивной доской и компьютером, имеющим выход в Интернет. 
Учитель должен обладать рядом педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, методикой проектной работы с детьми, групповыми и индивидуальными формами работы, знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся) 
Для информационно-методического обеспечения опыта необходимы Интернет-ресурсы, ЦОРы, образовательные электронные издания, методическая литература по предмету.
Целевая аудитория – учащиеся 1-8 классов
 Ресурсное обеспечение педагогического опыта.
Кадровые ресурсы: подбор, расстановка и дополнительное обучение педагогов в соответствии с требованиями к уровню их подготовленности: компетентность, инициативность.
        Материально-технические ресурсы: наличие оснащённой материально-технической базы школы для развития проектно-творческого потенциала личности. Кабинет музыки как творческая лаборатория по применению информационно-коммуникационных технологий, оснащенный современными техническими средствами обучения, компьютерными программами для демонстрации художественных произведений (аудио- и видеопроигрыватели Media Player, Windows Movie Maker,  мультимедийные энциклопедии, справочники, электронные библиотеки, выход в Интернет) используется в качестве катализатора мотивации детей к развитию проектно-ориентированного интеллекта.
         Программное обеспечение для нововведения: рабочие учебные программы образовательной области «Искусство» на основе государственных образовательных стандартов нового поколения.
         Информационно-методическая среда: теоретические, практические, учебно - методические семинары, педагогические мастерские.
         Информационные ресурсы: теоретические работы, учебно-методические комплекты по музыке для каждого года обучения, дополнительная и справочная литература, программно-методические материалы, дидактический материал, ЦОРы, Internet
         Организационные ресурсы: учебно-воспитательная система классов
         Научно-методические ресурсы: учебные программы курсов повышения квалификации педагогических работников   http://www.eorhelp.ru/, http://www.iteach.ru/
         Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера
          Результативные параметры:
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов.
Опыт применения компьютерных технологий на уроках музыки и во внеурочной деятельности по­зволяет говорить о повышении познавательной  и творческой активности учащихся, формировании информационной компетентности учащихся. Наблюдается стабильность достижений учащихся в ус­воении изучаемого материала. Наблюдается положительная динамика участия в фестивалях, конкурсах по предмету разного уровня.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по ис­пользованию данной технологии с целью формирования информационных компетенций.
Метапредметные умения и навыки, сформированные средствами ИКТ, позволяют учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал. Развитие способности учащихся к самостоятельному интеллектуальному и творческому труду формирует потребность в саморазвитии и самосовершенствовании путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
 
Список литературы
  1. Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., 2006
  2. Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002
  3. Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., 2004
  4. Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003
  5. Селевко Г. К.Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий -2006-с.
  6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств/Г.К.Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  7. Тимченко, А. А., Разваляева, Н. В. Применение информационных технологий в процессе изучения гуманитарных дисциплин как средство реализации деятельностного подхода в образовании// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин. Материалы первой областной научно-практической конференции/Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова; под редакцией Л. Н. Савиной. М.:Планета, 2010
 
 
[1] Селевко Г.Н. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных  средств. М. НИИ школьных технологий, 2005, с.55-64
 

 
*Загвязинский В. И. Теория обучения, современная интерпретация. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001
   * Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. -Л.: АПН РСФСР, 1947

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»