Методическая разработка урока для 5 класса
Музыка рассказывает обо всём
Сагалевич Алина Валерьевна
Цель урока:Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Задачи урока:
Развивающие:
Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Образовательные:
Научить выявлять взаимодействия между музыкой и другими видами искусства.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Музыкальный материал урока:
Г. Свиридов. Вальс к повести А. Пушкина «Метель».
В. Алеев, стихи С. Маршака. Гвоздь и подкова (пение).
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Крылатые качели (пение).
Дополнительный материал:
Портрет композитора Г. Свиридова.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Звучит Г. Свиридова. Вальс к повести А. Пушкина «Метель».
Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас прозвучала? (Музыка замечательна, она была серьёзной и глубокой, звучала то спокойно, то взволнованно, она заставляла задуматься, она как будто звала куда-то вперёд.)
Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Печальна и чиста, Как жизнь людьми любима, Как жизнь ты непроста, Как жизнь, непостижима, Музыка!..» К. Кулиев
II. Сообщение темы урока.
Тема года: «Музыка и другие виды искусства».
Тема урока: «Музыка рассказывает обо всём»
Сегодня мы с вами будем подниматься на более высокую ступеньку понимания музыки. Тема года: «Музыка и другие виды искусства».
Как вы думаете, каким образом можно изучать музыку? (можно говорить о творчестве великих композиторов и исполнителей, о музыкальных произведениях, изучать нотную грамоту, играть на различных музыкальных инструментах, учиться петь.)
III. Работа по теме урока.
Что такое музыка?
Слово «музыка» (от греч. «musike» буквально – искусство муз) – вид искусства, который воздействует на человека через звуковые образы, окружающие его различные переживания и окружающую жизнь. Музыка – это искусство звуков.
Согласны ли вы с высказыванием великого норвежского композитора Эдварда Грига: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»? (Учебник стр. 3)
И да, и нет.
Да: потому что каждое искусство символично, оно говорит о своём на своём собственном языке, оно никогда не вторгается во владения другого искусства. Звук не может соперничать со светом, как скульптура не соперничает со стихом, так же, как в природе воздух не соперничает с огнём. Само такое противопоставление кажется абсурдным. Каждая вещь на Земле самоценна и с этой точки зрения не нуждается ни в чём.
Нет: потому что существует всеобщая связь явлений и её законы непреложны. Так для звучания мелодии требуется туго натянутая струна, а струна даёт выразительное звучание лишь в соприкосновении с деревом особой породы, обработанным специальным способом, – и всё это находится уже за пределами самой музыки. Так происходит и со всеми остальными вещами в мире: для чего-то требуются чернила и бумага, кисти и краски, для чего-то – течение рек и цветение лугов, и с этой точки зрения всё нуждается во всём.т – так как
Итак, какой вывод мы можем сделать? (И да, и нет. Да, так как действительно каждая вещь на Земле самоценна. А нет – так как существует всеобщая связь вещей и явлений, которые пронизывают всё человеческое существование, времена, человеческие судьбы.)
Возьмем к примеру, эпиграф к роману Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол», написанный поэтом эпохи Возрождения Джоном Донном, перевод звучит в прозе. «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесёт край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я один со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».
А теперь прочитаем стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гвоздь и подкова», после чего обсудим прочитанное.
Не было гвоздя – подкова пропала.
Не было подковы – лошадь захромала.
Лошадь захромала – командир убит.
Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя, –
Оттого, что в кузнице не было гвоздя!
Каким же образом была повержена в бегство целая армия? (Отсутствие гвоздя повлекло за собой последовательность событий, в результате которых армия потерпела поражение, то есть вот такая, казалось бы, мелочь, сыграла такую значительную роль). Можно сделать вывод о том, что в искусстве происходит то же самое. Нет ничего мелкого, незначительного, постороннего; открытие в одной области часто приводит к развитию и совершенствованию в другой. Здесь как нельзя лучше подходят строчки известной песни: «Ничто на Земле не проходит бесследно». Если каким-то образом выпадает какое-либо звено, происходит изменение во всей цепи событий.
Слушание песни
Послушайте одну очень интересную песню «Зонтики» неизвестного автора
Город этот выдумал один художник,
Люди в нём не знали, что такое дождик,
Просто не слыхали ничего об этом,
Вот какие люди жили в городе том.
Лишь один чудак, в зелёный плащ одетый,
Продавал так зонтики зимой и летом,
Маленькие люди удивлялись этому –
Вот какие люди жили в городе том.
Припев:
Господа, бада-бада, бада-бада
Купите зонтик: красный зонтик, синий зонтик,
Жёлтый зонтик, белый зонтик
Может пригодится он вам.
Домики там были все из пластилина,
Из пустых коробочек – автомобили.
И не опасаясь никакой ангины,
Маленькие люди жили в городе том.
Маленькие были у людей заботы.
Шли они в театры, шли в кино с работы.
Вечером в подъездах собирался кто-то.
И смеялись и шутили в городе том.
Припев.
Маленькое небо как-то вдруг промокло.
В маленьких окошках задрожали стёкла.
И большущий дождик застучал по крышам –
Все схватили насморк сразу в городе том.
Вспомнили тут люди о торговце старом,
Начали искать его по всем базарам,
Но исчез торговец со своим товаром,
Лишь такая песенка осталась о нём.
Припев: повторяется 2 раза.
Ребята, как вы бы назвали эту песню? («Зонтики», «Сказочный город», «Продавец зонтиков», «Игрушечный город», «Художник» и т. д.)
А каким образом эта песня перекликается с темой нашего урока?
¾ Не зря изначально художник придумал продавца зонтиков в этом сказочном городе. Не зная о существовании плохой погоды, живя и не задумываясь о том, что их ждёт в будущем, жители города считают чудаком того человека, который предупреждал их о том, что может случиться. И в конце концов мы приходим к выводу: именно отсутствие зонтиков привело к тому, что жители всего города впоследствии заболели.
¾ А как звучала эта песня? Какое у неё было настроение? (Песня прозвучала грустно, протяжно, минорно, нежно, ласково; припев – несколько веселей, более отрывисто; третий куплет звучал взволнованно, как бы передавая состояние природы и людей…)
Вокально-хоровая работа.
Разучивание 1 куплета песни «Зонтики».
IV. Итог урока.
Расскажите, как вы поняли, что мы будем изучать на уроках музыки в пятом классе? (Мы будем наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, искать различного рода взаимосвязи музыки с другими видами искусств.)
Мы будем учиться понимать то, что мир един, и будем говорить об это с точки зрения музыки, так как музыка способна рассказать обо всём. Надо только научиться её слушать. Слушать музыку – это искусство, которому надо учиться. Хочется закончить урок словами замечательного русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича: «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть и гениальным слушателем».