Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка урока музыки для 5 класса

Хоровая музыка

Сагалевич Алина валерьевна
Цель урока: создание дидактических условий для исследования этапов становления и формирования хоровой музыки.
  1. образовательные:
-сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление особенностей народной и академической хоровой музыки;
2. воспитательные:
-воспитывать эмоциональную отзывчивость учащихся к таким музыкальным явлениям, как народная и авторская хоровая музыка,
- прививать навык вдумчивого слушания музыки,
-воспитывать уважение к национальной музыкальной культуре.
3. развивающие:
- развивать слушательскую музыкальную культуру учащихся через приобщение к образцам хоровой духовной музыки,
- развивать познавательный интерес учащихся.
 
Формируемые УУД:
Личностные
  1. Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений.
  2. Понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства.
  3. Эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки.
Передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности..
Познавательные
  1. Формулируемые проблемы урока.
  2. Расширение представления о духовной хоровой музыке
  3. Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.
Коммуникативные
  1. Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.
  2. Формирование учебного сотрудничества внутри класса
  3. Воспитание уважения к культурным традициям своего
Регулятивные
1.Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с текстом, карточками, интерактивной доской.
2. Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка
своей музыкально-творческой деятельности.
3.Воспитание любви к духовной музыке и музыке композиторов разных стран.
народа и страны.
  1. Сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.
  2. Тип урока- урок- исследование.
На уроке применены элементы  метода проектной деятельности, пластического интонирования.
Музыкальный материал: «Конь» (сл.А.Шагалов, муз. И.Матвиенко), «Купала» - русская народная песня, «Есть на Волге утес» - русская народная песня, «Достойно есть» - византийская духовная песня, «Ой ты Порушка, Параня» - русская народная песня, «Вместе весело шагать» - (муз. В.Шайнский)
ХОД УРОКА
Повторение изученного материала:
Учитель: Мы уже знакомы с русской народной песней, с музыкой разных народов мира. Сейчас слушая фрагмент песни , определите , к какому песенному жанру относится данная песня.
фрагмент песни «Есть на Волге утёс», варианты жанров. 
 Эпическая песня
Духовная песня
Календарно-обрядовая
Романс
Народная песня
Лирические песня
Народная хоровая
Учитель: Итак, к какому жанру относится это произведение?
Дети: Эта песня относится к жанру народной хоровой музыки. Исполняет ее хоровой коллектив имени Пятницкого, русского музыканта, который занимался изучением фольклора.
Назовите тему нашего урока. Как бы вы ее назвали?
Актуализация темы урока:
У: Скажите, а где вы можете слышать хоровое пение?
Дети: В школе, на концерте, в храме.
У: Ребята ,а вам интересно узнать, как появилась хоровая музыка, проведём исследование этапов становления и формирования хоровой музыки.

Усвоение новых знаний
Происхождение хоровой музыки
У. Формулируем понятие «Хор» . 
Слово «хор» произошло от греческого «choros» и латинского «chorus»-
Вопрос: Как вы думаете, что такое хор?
Ответы- большой коллектив людей, исполняющий вокальную музыку.
У. Но не всякий коллектив можно назвать хором.
Скажите, а вас можно назвать хоровым коллективом?
У. И всех можно сразу поставить на сцену для исполнения песни на концерте?
(нет, потому что для того чтобы петь на сцене, нужны специальные знания и умения в вокальном исполнении)
У. Некоторые девочки из класса ходят на занятия вокальной группы. Вокальная группа- это хор? (нет, в ней немного человек)
В нашем районе каждый год проходит конкурс «Битва хоров», где участвуют все школы района. Здесь поют и взрослые и дети. Посмотрите на слайд и скажите, на какой фотографии вокальные группы, а где фотография хора?
Значит, не всякий коллектив можно назвать хором. Хор отличается большим числом исполнителей.
- Вспомните и назовите виды хоров. (ответы уч-ся)
У. Видите, разные хоры, и конечно, певческие голоса в хоре тоже разные.
У: Вы знаете классификацию певческих голосов, назовите их. (ответы уч-ся)
 
Для чего, по-вашему, в хоре участвуют разные голоса? (Рассуждения учащихся, подвести нужно к тембровому богатству, как особому выразительному средству хорового исполнения).
В качестве доказательства мысли о том, что тембр является одним из совершенных украшений музыки хочу предложить послушать песню И.Матвиенко «Конь» в исполнении Сретенского монастыря. (слайд 7)
Поделитесь впечатлениями об услышанном произведении, понравилось?
Что именно?
Проанализируйте произведение по схеме.
Где может звучать такая хоровая музыка? (концерт, храм)
Особо популярной и востребованной хоровая музыка была в храмах.
У: Одноголосное исполнение и является наиболее древним в храмовой хоровой музыке. Одноголосие пришло на Русь из Византии, страны художественным наследием которой пользуются и по сей день.
У: Усвоение византийского хорового наследия происходило, прежде всего, в русских монастырях – Киево-Печерском, Псково-Печерском, Валаамском, Соловецком, Троице-Сергиевой Лавре.
У: Сейчас мы послушаем византийский распев «Достойно есть».
После слушания ответьте, какой способ хорового исполнения в этом произведении?
песня «Достойно есть», дети слушаютСлушание).
Ответы учащихся - исполняет один голос на фоне мужских голосов, которые поют с закрытым ртом. Исполнение с чувствами преклонения, благоговения, радости, уважения, благодарности. Пение а капелла.
У. Обратите внимание на такой приём хорового пения, как пение с закрытым ртом. Давайте вместе попробуем так пропеть. Как называется пение без слов (вокализ). А такое пение можно назвать вокализом?  Правильно, такой приём пения так и называется- пение с закрытым ртом , которое часто применяется и в духовной музыке.
Давайте и мы попробуем спеть с закрытым ртом мелодию новогодней песни «В лесу родилась…»
Послушайте еще один пример хорового исполнения. Произведение «Купола» в исполнении Кемеровского детского ансамбля.
Слушание.
Проанализируйте по схеме.
Это образец народного исполнения хоровой музыки.
Вспомним песню, которую мы с вами разучивали на прошлом уроке и споем образец народного исполнения песни.
Исполнение «Ой ты Порушка Параня»
Послушайте песню «Вместе весело шагать». В.Шайнский , М.Матусовский
А как эту песню нужно петь?
Попробуем разучить и спеть 1 куплет и припев.
Ребята, конечно же люди, занимающиеся профессионально хоровой музыкой будут придерживаться строгих соблюдений правил исполнения академического вокала или народного.
Исполнение .
Обобщение урока:
Согласны вы с текстом о том, что петь лучше хором?
- Что нового вы узнали?
- Чему учит хоровая музыка?

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»