Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Искусство фуги

Сагалевич Алина Валерьевна
Говоря о полифонии, нельзя не вспомнить немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, для которого полифония была не только средством выражения мыслей, он был подлинным поэтом полифонии. Полифоническая музыка достигла своего наивысшего выражения именно в фуге. Ведь многие свои музыкальные замыслы Бах воплотил именно в фуге.
Нет ничего удивительного в том, что тайна фуги притягивала многих композиторов. Так, И.С. Бах, этот величайший из великих музыкантов, огромный круг своих замыслов воплотил именно в фуге – то монументальной, то песенной, то строгой, то шутливой. Один из ярчайших примеров воплощения фуги – полифонический двухчастный цикл Органная токката и фуга ре минор И.С. Баха. Это произведение, столь сильное по своему эмоциональному воздействию, известно во всём мире. В нём сочетаются мощь и сила, нежность и лирика. Всё это великолепно передано в звучании органа – инструмента поистине безграничных выразительных возможностей.
Фуга в переводе с латинского языка означает «бег». Эта такая форма музыкального произведения, где первоначальная тема звучит поочерёдно во всех голосах. Один из величайших примеров воплощения фуги – «Токката и фуга» ре минор. И.С. Баха. Произвеление имеет мировую известность.  Недаром композитор написал данное произведение для органа. Инструмента, который обладает величайшеми звуковыми возможностями. Его даже сравнивают со звучанием большого симфонического оркестра. Сам композитор был органистом-виртуозом. Орган был одним из любимых инструментов, для которого он написал множество музыкальных произведений. В своей полифонической музыке, написанной для органа, композитор демонстрировал нам исповедь своей души.
Различные способы работы с темой – изменение тональности, ритмическое увеличение или уменьшение, зеркальное отражение (изложение звуков в противоположном направлении) – не только обогащают её звучание, но придают её интеллектуальный (интеллектуальный – мыслительный, умственный) смысл.
Иными словами, фуга – полифоническое произведение, основанное на теме: тема изменяется каждый раз при проведении в другом голосе.
Фуга была любимой формой И.С. Баха и его современников — композиторов эпохи барокко. Фуга живёт и в музыке следующих веков — в творчестве классиков Моцарта, Бетховена, романтиков Мендельсона и Листа, произведениях композиторов XX в. Хиндемита, Шостаковича, Бартока. И.С. Бах, например, создал целый цикл, состоящий из прелюдий и фуг, - «Хорошо темперированный клавир». Этот настоящий монументальный труд Иоганна Себастьяна Баха можно по праву считать одним из наиболее высоких достижений в мире музыки.
В «Хорошо темперированном клавире» каждой фуге предшествует прелюдия, играющая роль вступления. На занятии, посвящённом гармонии, вы знакомились с прелюдией до мажор. Прелюдии обычно не имеют таких ярких полифонических черт, как фуги. Строение фуг гораздо строже и сложнее.
В Музыкальной энциклопедии читаем: «Содержательный диапазон фуги практически неограничен, однако в ней преобладает или всегда ощущается интеллектуальное начало. Фугу отличает эмоциональная наполненность и в то же время сдержанность выражения»
Фуга привлекала не только композиторов, но и тех. кто пытался в иные виды искусства внести музыкальность. В  качестве примера рассмотрим картину «Фуга» М. Чюрлёниса. Данная картина – это уникальное явление мировой живописи, которая до сих пор не имеет аналогов. Художник передал ритмичность, с помощью изображения, используя изысканные краски, что передаёт ощущение соприкосновения с  изысканной музыкой. Он удачно синтезировал музыку и живопись. Музыка этой картины угадывается в передачеидеи музыкального многообразия, ритмического величия. Картина Чюрлёниса – это полное соответствие начальному построению фуги.
Первое проведение – одноголосное в верхнем регистре с почти нейтральными динамическими оттенками (пастельные тона). В теме – отдельные яркие элементы (аллегорическое изображение в виде ёлочек) и контрастные штрихи – солнечные маленькие кружочки на высоких подставках. Ёлочки в первом проведении темы имеют свой приятный синеватый цвет (оттенки в музыке). Дальше художник не даёт зеркального отображения темы - значит, тема изменяется. Ёлочки изменили свой цвет (динамические оттенки) и смещены в сравнении с первым изображением. Меняется амплитуда колебаний, её кульминационные моменты.
В следующем проведении темы автор не даёт её полного изображения, но видна резкая смена цвета (динамическое нагнетание), отдельные отголоски темы (тени) с вдруг появляющимися яркими элементами (чёткое изображение ёлочек). Близкое расположение ёлочек говорит о приближающейся кульминации. И, как итог, кульминация фуги – яркое проведение темы в низком регистре (тёмный насыщенный цвет). Насыщенность красок (от светлого к тёмному) и переход от светлых тонов к тёмным, а также блики точек на тёмном фоне соответствуют богатству развития музыки в момент кульминации. Общая цветовая гамма картины (в зелёных тонах) соответствует единообразию содержания фуг музыкальных — обычно вся фуга выдерживается в одном характере.
Чюрлёнис родился в семье органиста, с детства учился играть на фортепиано, позже — на флейте, закончил Варшавский музыкальный институт, Лейпцигскую консерваторию по классу композиции. Также он посещал художественную школу, учился в Варшавской школе изящных искусств. Деятельность Чюрлёниса проходила в двух направлениях — музыкальном и живописном; он записывал и гармонизовывал ме­лодии литовских народных песен, был организатором литовских художественных выставок. Чюрлёнис — автор симфонических поэм «В лесу» и «Море», а также картин, которым он давал музыкальные названия («Соната», «Прелюдия», «Фуга»). Картины хранятся в Каунасском художественном музее, носящем его имя. Картины Чюрлёниса очень музыкальны: это проявляется в их строении, особой ритмичности, богатстве колорита.
Тайна фуги волновала многих композиторов. Строение фуги обеспечивает уравновешенность, строгость и стройность звучания. Фуга всегда начинается с экспозиции, в которой тема излагается во всех голосах., затем – разработка, в которо происходит развитие темы, далее звучит реприза. Слово реприза в переводе с французского языка означает повторение, возобновление. Реприза создаёт устойчивое завершение всего произведения.
В «Музыкальном словаре Гроува» указано определение токкаты: «В наиболее распространённом значении — виртуозная пьеса для клавишного инструмента, предназначенная для того, чтобы «потрогать» клавиши, т.е. проявить беглость пальцев» .
Токкату и фугу И.С. Бах написал в Веймаре, где на протяжении девяти лет работал органистом (там же он сочинил много органных хоральных прелюдий, одну из которых вы слушали несколько уроков назад на занятии, посвящённом различным темпам). Токката и фуга — одни из самых величественных масштабных музыкальных произведений, имеющих общечеловеческое этическое содержание.
Токката полна ораторского пафоса, торжественности, строгоститак же как прелюдия, токката подготавливает слушателей к фуге и не имеет строгой полифонической формы. Тема фуги происходит от одной из мелодий токкаты.
Органные фуги Баха крупнее по масштабам, чем его клавирные фуги, более многозвучны. Фуга ре минор — пример грандиозной по содержанию и размерам органной фуги.
Слово токката произошло от toccare –  имеется в виду касание клавиш органа. В  XVI  веке старые итальянские мастера называли так свои фантазии, которые сочинями для клавишных инструментов. В токкате композитор свободно песреходит от одного эпизода к другому, звучат пассажи, аккорды, которые напоминают торжественное звучание хора.
Токката Баха – это всегда импровизация, что в переводе с итальянского языка означает непредвиденный. А импровизировать – это значит играть, одновременно сочиняя без предварительной подготовки. Токката является традиционным вступлением к фуге.
Философская сущность музыки И.С. Баха заключается в глубочайшей человечности, в самозабвенной любви к людям. Он сострадает горю человека и разделяет его радость, сочувствует ему и поощряет стремление к правде, к справедливости. В своем искусстве композитор показывает всё самое благородное и прекрасное, что есть в человеке. Он пытается передать действительность окружающего мира через душевные переживания, размышления и чувства.
Произведения Баха давно стали достоянием для человечества, которое оказывает эстетическое и нравственное воздействие. Ведь люди всегда тянутся к свободе, знания, культуре и художественной красоте. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»