Эмоциональная отзывчивость на уроках музыки
Андрушко Елена Александровна,
учитель музыки
ГБОУ СОШ № 256 Санкт-Петербурга
учитель музыки
ГБОУ СОШ № 256 Санкт-Петербурга
Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности.
Музыку называют языком чувств, моделью человеческих эмоций, т.к. воздействуя на человека, она, в первую очередь, обращается к его душе и внутреннему миру. Чувства человека - это эмоциональное отношение человеческой личности к окружающей действительности. Произведения искусства так же, как сама жизнь, волнуют человека, вызывают у него душевный отклик. Переживание оставляет живой след, человек начинает по-новому воспринимать и себя, и свои действия.
Эмоциональная культура и отзывчивость на уроке музыки развивается через восприятие, слушание музыки и её исполнение, т.е. сначала через прочувствование и осмысление музыкального образа произведения, а потом через умение осознанный музыкальный образ выразить в слове, жесте, эмоции, движении, звуке.
Природа музыкального искусства является источником эмоций. Самое главное вызвать желание детей на уроке услышать музыку. Необходимо правильно настроить детей перед прослушиванием. Привлечь их внимание можно рассказом истории жизни композитора, фактами, поражающими воображение или созвучными будущей музыке, рассказать историю создания произведения, если она необычна. Использование репродукций картин или иллюстраций тоже позволяет создать нужную атмосферу. В любом случае «прелюдия» перед прослушиванием музыки может содержать либо загадку, либо «зацепить» так, чтобы возникло это самое желание – услышать музыку.
Являясь одним из видов активной музыкальной деятельности, музыкальное восприятие предполагает осознанное и целенаправленное вслушивание в звучащий музыкальный материал, осмысление его образно - эмоционального строя. Развитие музыкального восприятия предполагает:
1.Непосредственное воздействие музыкальной звуковой ткани на сознание слушателя через его органы чувств;
2.Непосредственную эмоциональную реакцию слушателя;
3.Стремление осознать, осмыслить непосредственность впечатления от музыкального произведения.
Прослушивание музыки обязательно должно содержать вопрос, ребенок должен не только захотеть её услышать, но и должен знать, зачем он слушает эту музыку, что он должен о ней рассказать учителю после прослушивания.
Целью и задачей музыкальной педагогики в общеобразовательных школах является развитие звуковых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Вначале - в их чисто музыкальной природе, потом - в связи с содержанием звуковых образов и, наконец, в пределах изъяснения музыкальной символики - записи (выразительной и изобразительной).
Не следует ограничиваться быстрыми заключениями по немногим данным. У одного человека музыкальность скажется в способности запоминать спетые или сыгранные фразы, у другого - в чутком разговоре по поводу испытанного впечатления от прослушанной музыки. Поэтому раскрывать музыкальные инстинкты необходимо с осторожностью и с применением различных способов "улавливания музыкальности" и выяснения степени интереса к музыке.
Образование музыкальных представлений связано с осознанием особенностей музыкального языка, строения музыкальной речи, её выразительных средств. Эмоциональная отзывчивость на музыку формируется и воспитывается вместе с развитием музыкальных способностей, к которым относятся музыкально - слуховые представления, музыкальный слух и музыкальная память. Первым условием развития всех этих способностей в процессе восприятия музыки является правильный отбор музыкальных произведений не только по содержанию и художественным качествам, но и по их доступности соответственно возрасту и уровню, как общего, так и музыкального развития детей. Основная задача, связанная с осознанием музыкальных впечатлений, заключается в том, чтобы научить детей подмечать различие музыкальных произведений как по их общему характеру, так и по наиболее отличительным на слух выразительным средствам.
Педагог направляет творческий поиск детей, их инициативу, организовывает уроки музыки таким образом, чтобы создать атмосферу эмоционального настроя в классе. У детей появляется заинтересованность в занятиях музыкой, развивается, эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения, которые они исполняют или слушают.
Ладовая сольмизация помогает детям полюбить пение и способствует сознательному, грамотному и чистому пению. Учащиеся быстро и уверенно овладевают навыками чтения нот, чистой интонацией, многоголосием, навыками импровизации. Одновременно учащиеся непринужденно и естественно развивают чувство ритма, неподдельный интерес вызывают у детей и различные музыкальные игры, связанные с сольмизацией.
Исполнительские навыки развиваются у детей скорее, если они опираются на образы музыки, а эмоциональность проявляется ярче, если они знакомы со средствами выразительности, создающими эти образы. Известно, что для обучающихся начальных, классов особенно характерно конкретное наглядно—образное мышление. Картины - модели можно использовать при работе над песней и в ходе слушания музыки. В основном, учащиеся начальных классов не имеют достаточного запаса слов и не всегда могут выразить свое мнение, даже если правильно воспринимают музыку.
На уроках музыки нужно использовать словарь эстетических эмоций, которые существуют в музыке как признаки характера звучания, Главное свойство признаков - способность в большей или меньшей степени замещать друг друга в реакции человека на художественный объект, когда речь идет о характере, и образности музыки, которую дети слышат и рассказывают о своих переживаниях.
Также словарь эмоций помогает старшим школьникам в выполнении письменных работ по слушанию музыкальных произведений. Это небольшие сочинения, где школьники стараются передать свои впечатления и переживания по поводу прослушанной на уроке музыки. Этот словарь просто необходим обучающимся, чтобы дать музыкально-художественный анализ произведения.
Эмоциональная отзывчивость является важным качеством. При этом эмоциональная отзывчивость рассматривается в двух планах: в ее ''внутреннем'' (восприятие-переживание) и ''внешнем'' (выражение эмоций в жестах и мимике) проявлениях. Что же нужно сделать для того, чтобы научить детей эмоционально отзываться, любить и понимать музыку?
Любить музыку - значит испытывать потребность в общении с ней, переживать её, т.е. испытывать радость, волнение, печаль, слушая или исполняя ее. Понимать музыку - значит воспринимать ее сознательно, отдавая себе отчет в ее содержании. Восприятие музыки путем слушания является одним из самых абстрактных способов мышления требующих особой психической сосредоточенности, умения удержать внимания и эмоциональное напряжение. Абстрактное мышление не может существовать без связи с конкретными явлениями, предметами, слуховыми, зрительными и другими ассоциациями, т.е. без определенной символики. Восприятие музыки (особенно у школьников начальных классов) - невозможно без звукового опыта, без звуковой символики и без активной деятельности основы. Все это и дает исполнение музыки - пение, сольфеджирование, ладовая сольмизация, ритмические движения под музыку, музыкальные игры, инсценирование песен, импровизации, музицирование на детских музыкальных инструментах и рассуждения о прослушанной музыке. Все это, развивает у детей чувство красоты, создает много ситуаций для художественного удовольствия. Следует вывод, что слушание музыки как процесс является необходимой частью урока.
Важно, развивая у детей музыкальные навыки, воспитывать главное - умение слышать музыку и эмоционально воспринимать, сопереживать ее содержание, а также выразительно исполнять.
Благодаря овладению творческим отношением к музыкальным занятиям, у детей появляется творческое воображение в процессе восприятия музыкальных образов.
Воспитанием и обогащением эмоциональной культуры детей нужно заниматься систематически на уроке музыки, использовать разнообразные формы организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся, уметь создать атмосферу для самовыражения, а также, привлекать школьников к участию во внеурочной деятельности.