Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Учебно-методическое пособие. Образовательная программа по фортепиано "Музыкальный калейдоскоп" 

 

Исаева Екатерина Олеговна, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 603,г.Санкт-Петербург

Пояснительная записка

 

Краткая характеристика предмета

Музыка-одно из могучих средств воспитания. Она способна выражать глубокие мысли, чувства,переживания.

Фортепиано-струнный ударно- клавишный музыкальный  инструмент.Сконструирован в Италии в 1709-1711г.С течением времени конструкция этого инструмента совершенствовалась,а богатые выразительные возможности и способности производить многоголосную музыку сделали фортепиано универсальным инструментом – сольным, ансамблевым, аккомпанирующим, иногда оркестровым.

Начальное обучение юных пианистов – удивительно живой, творческий процесс. В этот период дети знакомятся с музыкой, учатся ее понимать. У них формируется эстетический  вкус, музыкальное представление, дети получают первоначальные умения и навыки игры на фортепиано.

Развитие навыков любительского музицирования сегодня является ядром всей системы общего музыкального образования,которое объединяет профессиональную работу педагога с запросами детей и их родителей, имеет практическое применение в жизни детей.

 

Направленность

Программа «Музыкальный калейдоскоп» относится к программам музыкального направления, имеет художественно-эстетическую направленность и является общекультурной по уровню освоения.

 

Актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности программы

Актуальность программызаключается в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на фортепиано. Программа ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность музыкального развития воспитанников, с учетем их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них. В любом случае обучение будет направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости, творчества и созидания. Актуальность программы также в том, что главный акцент ставится на исполнение популярной музыки, творческое развитие детей с тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на фортепиано.

Педагогическая целесообразность программы в том, что в процессе ее освоения у детей развиваются интеллектуальные и творческие способности. Это достигается за счет развития музыкального слуха, внимания, памяти, координации движения, развития чувства ритма, основ сценического мастерства. Кроме того программа позволяет познакомить детей с музыкальными произведениями мировой классики, лучшими образцами народной музыки, произведениями зарубежных композиторов. В ходе реализации программы у детей воспитывается художественный вкус, трудолюбие, желание постигать азы мастерства.

Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов:

  • - Применение эмоциональных разрядок на занятиях
  • - Проявление уважительного отношения к индивидуальным особенностям личности ребенка
  • - Помощь в разработке режима дня

Одна из функций педагога дополнительного образования, психотерапевтическая, состоит в снятии неблагоприятных факторов, характеризующих состояние ребенка,таких как раздрожительность, апатия и т.д. Достижение психологического равновесия во имя личности развития ребенка является одной из важных задач педагогов музыки.

Отличительной особенностьюданной программы является яркость, содержательность, наполненность образными примерами. Кроме того, параллельно формируется чуткость, внимательность, отзывчивость по отношению к окружающим, чему способствует соответствующий подбор материала, включающий игры, сказки, стихи.

 

Принципы составления образовательной программы

 

Программа «Музыкальный калейдоскоп» составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципов наглядности и доступности, сознательности и творческой активности, принципа прочности знаний, умений, навыков.

Основной принцип работы заключается в том, что сложность изучаемых произведений не должна превышать возможностей обучающихся.Технический рост и приобретение исполнительских навыков должно сочетаться с навыком чтения с листа, умением самостоятельно работать с текстом. Наряду с фортепианными произведениями из классического репертуара дети исполняют различные переложения классической и популярной музыки. Очень важно, чтобы переложения были пианистически удобными, без включения случайных технических трудностей, и ориентированными на возможности ребёнка и соответствующего уровня его подготовки. Текст должен быть понятен обучающимся: указанны штрихи, фразировочные лиги, оттенки, поставлена аппликатура, педаль. Всё это позволит ребёнку самостоятельно разобраться в нотном тексте.

Желательно привить детям любовь к сценическим выступлениям, больше проводить музыкальных вечеров, классных и школьных концертов, участие в которых поможет детям повысить собственную самооценку и вдохновит их на последующие творческие успехи.

 

Цель и задачи образовательной программы.

 

Цель: музыкально-эстетическое образование детей, формирование их художественного вкуса, расширение музыкального кругозора детей  посредством обучения их игре на фортепиано и участия в концертных выступлениях.

 

Задачи программы:

1. Обучающие :

  •  правильно организовать пианистический аппарат;
  •  научить самостоятельно работать с нотным текстом;
  •  научить понимать структурные закономерности музыкального языка;
  •  оснастить ребёнка необходимыми техническими приёмами;
  •  научить грамотно и выразительно исполнять доступные фортепианные произведения классического репертуара и  современной музыки;
  •  сформировать навыки чтения нот с листа и транспонирования, а так же навыки игры в ансамбле: фортепианные дуэты, аккомпанементы в вокальном произведении.

2. Развивающие:

  • развить у детей музыкальные способности (слух, ритм, память, пальцевую моторику, координацию) и творческое трудолюбие;
  •  развивать творческие способности и фантазию  ребёнка, проявляющихся, например, в подборе и досочинении мелодий, развитии умения подбирать по слуху простой аккомпанемент т.д.;
  •  развивать технические способности, предполагающие овладение основными техническими приёмами на материале гамм, арпеджио, этюдов;
  • развивать эмоционально-ценностные отношения к музыке.

3.Воспитательные:

  •  воспитывать эстетический вкус на лучших образцах мировой классики;
  •  прививать интерес и любовь к музыке;
  •  формировать личностные качества: целеустремлённость, работоспособность, самообладание, исполнительскую волю, артистизм, умение продемонстрировать свои результаты.

4. Оздоровительные:

  • снятие гиперактивности, раздражительности, апатии;
  •  активизация эмоциональной активности воспитанника.

 

Условия реализации образовательной программы.

 

Программа «Музыкальный калейдоскоп» предназначена для детей 7-12 летнего возраста и рассчитана на 5-ть лет обучения. (360 учебных часов).

Условия набора:

Принимаются все желающие без предварительного отбора (на основании заявления родителей)

 

Режим занятий:

В течение каждого из 5-ти лет занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу (72 часа ежегодно).

Форма организации занятий:

  • Индивидуальная
  • Групповая (при изучении ансамблей, открытых занятиях, знакомстве с репертуаром, творчеством композиторов, проведении репетиций и концертов)

 

Формы проведения занятий:

  • Учебное занятие
  • Занятие в ансамбле
  • Открытое занятие
  • Репетиция
  • Концерт

 

   Методы обучения:

  • Словесные (беседа, лекция, объяснение нового материала)
  • Наглядные (личный показ педагога, работа с таблицами)
  • Практические (выполнение упражнений, этюдов, гам, игра музыкальных произведений)
  • Метод прослушивания и анализа выступлений
  • Метод оценивания своего исполнения и другихучащихся
  • Метод самостоятельной работы
  • Репродуктивные (исполнение выученного материала)
  • Демонстрационные (прослушивание музыки, посещение концертных залов)

 

Применяемые технологии.

  • Технология развивающего обучения
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология игрового обучения
  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Технология «Диалог культур»
  • Технология саморазвития
  • Информационная технология
  • Здоровьесберегающая технология

 

Принципы, приоритетные для реализации образовательного процесса.

  • Учет физиологических, психологических и возрастных особенностей воспитанников
  • Обеспечение комфортной и доброжелательной атмосферы на занятиях.

 

Ожидаемые результаты.

  В результате освоения программы предполагается получить следующие результаты:

  •  воспитанники овладеют основными приёмами игры на инструменте;
  •  научатся работать самостоятельно, грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения;
  •  ученики будут готовы вести музыкальную деятельность в форме концертного выступления;
  •  получат знания о мировой музыкальной культуре;
  •  выработают способность выступать на публике;
  •  получат опыт участия в концертных мероприятиях;
  •  научатся быть хорошими слушателями;
  •  будут отличаться творческим подходом к исполнительской и иным видам творческой деятельности;
  •  повысят уровень своей культуры, а так же культуры общения и поведения.

 

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

К концу первого года обучения ребёнок:

  • Освоит элементы нотной грамоты;
  • Освоит начальные пианистические навыки исполнения несложных упражнений и пьес;
  • Освоит исполнение пьес на все основные штрихи: non legato, staccato, legato,  обозначенное короткими лигами по 2-3-4 звука;
  • Научится играть несложные произведения двумя руками;
  • Научится играть гамму ДО МАЖОР в одну октаву каждой рукой;
  • Научится подбирать песенки по слуху, транспонировать песенки-попевки

К концу второго года обучения ребёнок:

  • Научится играть разнохарактерные пьесы (исполнять по нотам), в том числе этюды, ансамбли, лёгкие переложения детских, народных песен, а также классики;
  • Освоит длинные лиги в моторных пьесах и пьесах кантиленнго плана
  • Освоит гамму до  мажор двумя руками в две октавы, гамму Ля- минор (три вида) в две октавы отдельно каждой рукой, аккорды по три звука, короткие арпеджио по три, четыре звука каждой рукой, хроматическую гамму то ДО отдельно каждой рукой в две октавы;
  • Научиться досочинять мелодии (ответного предложения).

К концу третьего года обучения ребенок:

  • ознакомится с крупной формой (вариации, сонатина);
  • сможетьисполнять по нотам разнохарактерные пьесы различной сложности: этюды, ансамбли, пьесыиз педагогического репертуара, легкие переложения детских песен, русских народных песен, классической музыки;
  • освоит гаммы соль мажор,ми минор двумя руками в две октавы и хроматические гаммы от соль, ми в две октавы двумя руками;
  • научится читать с листа мелодии с несложным аккомпанементом.

К концу четвертого года обучения ребенок:

  • будет знать особенности драматургии музыкальных произведений;
  • сможет самостоятельно определять задачи в работе над произведениями;
  • сумеет разучить разнохарактерные и разностилевые произведения, ансамбли, пьесы из классического педагогического репертуара и легкие переложения детских песен, русских народных песен и классической музыки;
  • освоит гаммы фа мажор, ре минор;
  • изучит буквенное изображение аккордов;
  • исполнит простейшие мелодии с аккордовым аккомпанементом по цифровкам.

К концу пятого года обучения ребенок:

  • овладеет знаниями, умениями и определенными навыками в разучивании и исполнении произведений разных характеров и жанров, предусмотренных музыкальным репертуаром программы;
  • сможет самостоятельно работать над произведениями различной степени сложности, оригинальными пьесами из педагогического репертуара, легкими переложениями популярной музыки: детских песен, русских народных песен, лучших образцов эстрады, легких переложений классической музыки;
  • подготовит программу к выпускному экзамену.

Способы проверки уровня знаний, умений, навыков и формы подведения итогов

  • наблюдение за ребенком;
  • текущий контроль в процессе индивидуальной работы;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • зачетное занятие;
  • самоанализ;
  • тестирование;
  • участие в конкурсах, фестивалях;
  • репетиция;
  • концерт;
  • открытые занятия для педагогов и родителей.

После первого года занятий обучающийся проходит прослушивание и сдает академический зачет в конце учебного года.

Со второго года обучения- два технических и два академических зачета в течение года.

Если ребенок принимает участие в тематических концертах и других мероприятиях, то выступления засчитываются как академические зачеты.

  • 1-й год обучения:

Iполугодие-  прослушивание;

IIполугодие- академический зачет;

  • 2-4-й годы обучения:

Iполугодие- технический зачет, академический зачет;

IIполугодие- технический зачет, академический зачет;

  • 5-й год обучения:

Iполугодие- технический зачет, прослушивание выпускной программы;

IIполугодие- технический зачет, выпускной экзамен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

I–го года обучения.

 

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2

Организация рук

12

2

10

3

Нотная грамота

12

4

8

4

Музыкальный размер

6

2

4

5

Ритмический рисунок

8

4

4

6

Средства музыкальной выразительности

8

2

6

7

Разучивание музыкальных пьес из сборника для 1-го класса

18

2

16

8

Подбор песенок по слуху

2

-

2

9

Транспонирование песенок-попевок

2

-

2

10

Заключительное занятие

2

-

2

ИТОГО:

72

18

54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

I–го года обучения.

 

п/п

Название темы

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Знакомство с воспитанником. Правила по технике безопасности. Правила посадки за инструментом, основные требования к обучающимся. Знакомство с инструментом: показать как образуется звук. Рассказать о клавиатуре.

-

2

Организация рук

Изучение правил юного пианиста.

Упражнения в игровой форме на постановку пальцев, раскрепощение кистевого, локтевого и плечевого суставов.

3

Нотная грамота

Изучение расположения нот в скрипичном и басовом ключах, знание октав, регистров, нотных обозначений, знаков альтерации. Знакомство с гаммой  До мажор, тоникой, ступенями гаммы.

Проработка с детьми лёгких для быстрого прохождения по нотам пьес.

4

Музыкальный размер

Понятие размера, такта и тактовой черты.

Разучивание пьес в двухдольном, трёхдольном, четырёхдольном размерах.

5

Ритмический рисунок

Понятие ритма. Длительности, паузы. Ритм простой, пунктирный, триольный.

Разучивание упражнений и пьес с различным ритмическим рисунком.

6

Средства музыкальной выразительности

Динамимка, темп, регистр, лад, образное содержание музыкального произведения.

Разучивание пьес с различными средствами музыкальной выразительности.

7

Разучивание музыкальных пьес из сборника для 1-го класса

Штрихи: nonlegato, staccato, legatо, приёмы исполнения.

Освоение штрихов nonlegato, staccato, legato,  обозначенное короткими лигами по 2-3-4 звука.разбор музыкальных пьес. Работа над их исполнением (фразировка, интонация).

8

Подбор песенок по слуху

-

Подбор несложных песенок.

9

Транспонирование песенок-попевок

 

Подбор несложных песенок от разных нот.

10

Заключительное занятие

 

Итоговый концерт участников объединения.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

II –го года обучения.

 

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2

Гаммы. Виды технических упражнений.

12

2

10

3

Разучивание этюдов

12

2

10

4

Полифония. Творчество Г.Ф. Генделя, И.С. Баха, И. Гайдна, В.А. Моцарта

14

4

10

5

Знакомство с произведениями русских классиков.

14

2

12

6

Работа над произведениями разных жанров.

15

3

12

7

Досочинение мелодий (ответного предложения)

2

-

2

8

Заключительное занятие.

2

-

2

ИТОГО:

72

14

58

 

Содержание программы

II–го года обучения.

 

п/п

Название темы

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Программа занятий на текущий год. Инструктаж по технике безопасности. Повторение правил посадки за инструментом, требования к занятиям.

-

2

Гаммы. Виды технических упражнений.

Изучение мажорных и минорных гамм до 2-х знаков в ключе.

Гаммы до мажор, соль мажор. Ре мажор. Фа мажор, соль мажор двумя руками в две октавы. Гаммы ля минор. Ми минор, си минор, ре минор, соль минор (три вида) в две октавы отдельно каждой рукой. Аккорды по три звука, короткие арпеджио по три, четыре звука. Хроматическая гамма отдельно каждой рукой в две октавы.

3

Разучивание этюдов

Объяснение правил игры.

Разбор этюдов с использованием разных видов техники. Группирование мелких длительностей в длинные лиги.

4

Полифония. Творчество Г.Ф. Генделя, И.С. Баха, И. Гайдна, В.А. Моцарта

Знакомство с творчеством Г.Ф. Генделя, И.С. Баха, И. Гайдна, В.А. Моцарта

Работа над голосоведением, фразировкой, характером звучания в полифонических произведениях. Разучивание произведений.

5

Знакомство с произведениями русских классиков.

Знакомство с творчеством П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, М. И. Глинки.

Разучивание детских пьес.

6

Работа над произведениями разных жанров.

Определение жанра, характера произведений.

Разучивание новых произведений, работа над средствами музыкально-художественной выразительности. Знакомство с педалью и её назначением.

7

Досочинение мелодий (ответного предложения)

-

Сочинение пьес с учётом мелодических интонаций.

8

Заключительное занятие.

-

Итоговый концерт участников объединения.

 

Учебно-тематический план

III–го года обучения.

 

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2

Гаммы. Виды технических приёмов и упражнений.

10

2

8

3

Этюды на разные виды техники.

10

2

8

4

Разучивание полифонических произведений.

14

4

10

5

Знакомство с произведениями крупной формы.

16

4

12

6

Разучивание произведений разных жанров.

16

2

14

7

Чтение с листа.

3

-

3

8

Заключительное занятие.

2

-

2

ИТОГО:

72

15

57

 

Содержание программы

III–го года обучения.

 

п/п

Название темы

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Содержание занятий в новом учебном году.Инструктаж по технике безопасности.

-

2

Гаммы. Виды технических упражнений.

Изучение мажорных и минорных гамм до 4-х знаков в ключе.

Гаммы до 4-х знаков в ключе в две октавы, двумя руками. Аккорды по три звука, короткие арпеджио по 4 звука двумя руками. Хроматические гаммы в две октавы двумя руками. Уметь строить мажорную гамму от белых клавиш. Исполнение мажорных гамм от до, ре, ми, фа, соль, ля, си в одну октаву. Уметь строить минорную гамму от белых клавиш с началом исполнения от любой клавиши.

3

Этюды на разные виды техники.

Объяснение правил игры.

Разбор этюдов с использованием разных видов техники. Работа над пальцевой техникой, приёмами исполнения более сложных технических произведений.

4

Разучивание полифонических произведений.

Объясните понятие «полифония».

Работа над голосоведением, умение соединять голоса и слушать их звучание.

5

Знакомство с произведениями крупной формы.

Понятие о «крупной форме». Драматургия произведения.

Разучивание сонатин, вариаций, рондо.

6

Разучивание произведений разных жанров.

Определение характера, фразировки и динамики произведений.

Работа над пианистическими приёмами исполнения, способами заучивания музыкальных произведений.

7

Чтение с листа.

-

Чтение с листа мелодий с несложным аккомпонементом.

8

Заключительное занятие.

-

Итоговый концерт участников объединения.

 

 

Учебно-тематический план

IV–го года обучения.

 

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2

Гаммы. Упражнения.

10

2

8

3

Этюды.

10

2

8

4

Разучивание полифонических произведений.

14

2

12

5

Изучение произведений крупной формы.

16

2

14

6

Изучение и работа над разнохарактерными произведениями русских и зарубежных композиторов.

16

2

14

7

Исполнение мелодий по цифровкам

3

1

2

8

Заключительное занятие.

2

-

2

ИТОГО:

72

12

60

 

Содержание программы

IV–го года обучения.

 

п/п

Название темы

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности.

-

2

Гаммы. Упражнения

Изучение мажорных и минорных гамм до 5-ти знаков в ключе.

Гаммы до 5-ти знаков в ключе в две октавы, двумя руками. Аккорды по три – четыре  звука, короткие арпеджио по 4 звука двумя руками. Длинные арпеджио отдельно каждой рукой, хроматические гаммы в прямом и противоположном движении.

3

Этюды.

Особенности исполнения этюдов.

Разбор этюдов на более сложные виды техники.

4

Разучивание полифонических произведений.

Знакомство с маленькими прелюдиями и фугами И.С.Баха.

Разучивание более сложных полифонических произведений.

5

Изучение произведений крупной формы.

Мелизмы, драматургия, темповые особенности произведений.

Разучивание сонатин, рондо, вариаций венских классиков.

6

Изучение и работа над разнохарактерными произведениями русских и зарубежных композиторов.

Образность, динамика, пианизм, педализация.

Разучивание разнохарактерных произведений.

7

Исполнение мелодий по цифровкам.

Изучение буквенных обозначений аккордов.

Исполнение простейших мелодий с аккордовым аккомпанементом по цифровкам.

8

Заключительное занятие.

-

Итоговый концерт участников объединения.

 

 

Учебно-тематический план

V–го года обучения.

 

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2

Гаммы. Упражнения на разные виды техники.

10

2

8

3

Этюды. Особенности исполнения этюдов.

10

2

8

4

Полифонические произведения.

16

4

12

5

Изучение произведений крупной формы.

16

2

14

6

Разучивание разнохарактерных пьес русских, советских и зарубежных композиторов.

17

2

15

7

Заключительное занятие.

2

-

2

ИТОГО:

72

13

59

 

Содержание программы

V–го года обучения.

 

п/п

Название темы

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

Инструктаж по технике безопасности. Содержание занятий в новом учебном году.

-

2

Гаммы. Упражнения на разные виды техники.

Изучение мажорных и минорных гамм до 6-ти знаков в ключе.

Работа над мажорными и минорными гаммами до 6-ти знаков в ключе. Игра гамм в интервалы.

3

Этюды. Особенности исполнения этюдов.

Особенности исполнения этюдов.

Разучивание этюдов на разные виды техники с использованием всех навыков и опыта работы при изучении технических произведений.

4

Полифонические произведения.

Знакомство с инвенциями И.С.Баха., с сюитами Г. Генделя.

Разучивание более сложных полифонических произведений. Голосоведение, анализ форм.

5

Изучение произведений крупной формы.

Продолжение изучения сонатной формы.

Разбор музыкальных произведений. Работа над их исполнением.

6

Разучивание разнохарактерных пьес русских, советских и зарубежных композиторов.

Определение жанра, характера, музыкальных особенностей с использованием накопленных знаний.

Разучивание произведений из сборников для 5-го класса музыкальной школы.

7

Заключительное занятие.

-

Итоговый концерт участников объединения.

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

  1. Формы организации занятий.

Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие, наряду с которым используются такие формы, как школьные концерты для родителей, детей, педагогов, конкурсные выступления на уровне школы, района, города. Во время проведения занятий педагог, как правило, использует индивидуальную форму работы.

  1. Методы обучения.

При обучении игре на фортепиано широко применяются как традиционные, так и методы, опережающие специфику предмета, связанного с музыкально-эстетическим обучением и воспитанием детей.

Среди традиционных общепедагогических методов используется словесные, наглядные и практические методы, в основе которых лежит источник знаний: слово, наглядность, практика.

  • Словесные методы:
    • Рассказом или беседой начинается, например, разговор о музыкальных и шумовых , высоких и низких звуках, о творчестве композиторов и т.д.
    • Объяснением сопровождается, например, беседа об особенностях тех или иных приёмов  звукоизвлечения;
    • Инструктаж необходим во время знакомства детей с правилами техники безопасности как во время аудиторных занятий, так и при выездах детей для участия в музыкальных конкурсах за пределами школы
  • Наглядные методы:
    • Это показ, демонстрация приёмов исполнения музыкальных фрагментов и произведений, а так же наблюдение, демонстрация иллюстраций, видеоматериалов, работа с нотным материалом.
  • Практические методы:
    • Это методы, с помощью которых формируются необходимые исполнительские умения и навыки. Среди них ведущий метод – музыкально-тренировочные упражнения.

Среди методов, разработанных методикой обучения музыки, заслуживают внимания и применяются в ходе освоения программы такие методы как:

  • Метод музыкального обобщения, который нацелен на освоение детьми ключевых знаний, заключенных в содержании программы и направленных на развитие музыкального мышления;
  • Метод сравнения различных музыкальных жанров и средств выразительности;
  • Метод наблюдения за музыкой;
  • Метод побуждения к сопереживанию;
  • Метод размышления о музыке;
  • Метод исследования музыкального образа;
  • Метод эмоциональных контрастов;
  • Метод прослушивания и анализа выступлений;
  • Метод оценивания своего исполнения и работы других детей;
  • Метод самостоятельной работы;
  • Метод оценивания исполнения других учащихся.
  • Обеспечение программы методическими видами продукции.

В соответствии с музыкальным репертуаром, предлагаемым для реалимзации данной программы, используются различные виды методической продукции:

  • Памятки, методические рекомендации;
  • Разработки игр;
  • Карточки с заданиями;
  • Нотный материал;
  • Музыкальные словари.

Материально-техническое обеспечение программы.

Занятия проходят в специально оборудованном помещении, где есть:

  • фортепиано,
  • специальная подставка для стула,
  • скамеечка для ног;
  • музыкальная аппаратура;
  • нотная литература;
  • методическая литература.

На каждом занятии воспитанник пользуется рабочей тетрадью, нотными изданиями, музыкальным дневником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерный репертуар 1-го года обучения

Сборники:О.Геталова «В музыку с радостью»

Б.Милич «Фортепиано» 1 класс

Б.Милич  «Хрестоматия по фортепиано» 1 класс

1.А.Филлипенкр «Я на скрипочке играю»

2.А.Филипп «Колыбельная»

3,Д.Кабалевский «Ёжик»

4.С.Майкапар «В садике»

5.С.Майкапар « Дождик»

6.А.Гедике « Танец»

7.Д.Штейбельт «Адажио»

8.Г.Гендель «Менуэт»

9.И.Бах «Менуэт»

10.И.Бах «Полонез»

11.Г.Фрид  «Мишка»

12.А.Гречанинов «Верхом на лошадке»

13.В.Калинников «Киска»

14.Б. Савельев «Песня кота Леопольда»

15.Р.Паулс «Сонная песенка»

16.И.Беркович «Этюд»

17.Е.Гнесина «Этюд»

18.В.А.Моцарт «Колокольчики звенят»

19.В.Игнатьев «Негритянская колыбельная»

20.М.Раухвергер «Вороны»

Примерный репертуар 2-го года обучения

Сборники:

О.Геталова «В музыку с радостью»

 Б.Милич «Фортепиано» 2 класс

С.Николаев «Хрестоматия по фортепиано» 2 класс

1. Б. Барток «Пьеса»

2. А. Хачатурян «Скакалка»

3. М. Глинка «Полька»

4.А. Гречанинов «Вальс»

5. П. Чайковский «Старинная французская песенка»

6. И. Бах «Минуэт»

7. И. Бах «Полонез»

8. В. Моцарт «Аллегро»

9.В. Моцарт «Минуэт»

10. Б.Берлин «Обезьянки на дереве»

11. И. Иордан «Охота за бабочкой»

12. А. Гречанинов «Мазурка»

13. И. Кореневская «Дождик»

14. П. Чайковский «Болезнь куклы»

15. А. Гедике «Этюд»

16. С. Майкапар «Вальс»

17. А. Гедике «Танец»

18. Г. Гендель «Ария»

19. И.Х. Бах «Минуэт»

20. К. Черни «Этюд».

Примерный репертуар 3-го года обучения

Сборники:

Б.Милич «Фортепиано» 3 класс

С.Николаев «Хрестоматия по фортепиано» 3 класс

1. К. Черни «Этюд»

2. А. Гедике «Этюд»

3. И. С. Бах « Полонез»

4. Г. Гендель «Сарабанда»

5. В. Моцарт «Ария»

6. В. Моцарт «Менуэт » ми- минор.

7. А. Гедике «Сонатина»

8.  Д. Кабалевский «Лёгкие вариации» Фа-мажор.

9. А. Чичков «Маленькая сонатина»

10. Некрасов «Сонатина»

11. Шуман «Весёлый крестьянин»

12. Шуман «Смелый наездник»

13. А. Хачатурян «Андантино»

14. Д. Кабалевский «Клоуны»

15. Д. Кабалевский «Медленный вальс»

16. А. Гедике «Пьеса»

17. П Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

18. П, Чайковский «Вальс»

19. Шуберт «Вальс»

20. Л. Бетховен «Три немецких танца».

 

Примерный репертуар 4-го года обучения

Сборники:

Б.Милич «Фортепиано» 4 класс

И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги»

Черни «Избранные этюды» 4-й класс

  1. Черни «Этюды»
  2. Кулау «Сонатина»
  3. И.С. Бах «Прелюдия»
  4. Л. Бетховен «Сонатина»
  5. Й. Гайден «Рондо»
  6. Д. Кобалевский «Вариации»
  7. Клименти «Сонатина»
  8. Д. Шостакович «Гавот»
  9. М.Глинка «Мазурка»
  10. С. Прокофьев «Прогулка»
  11. П. Чайковский «Утренняя молитва»
  12. П. Чайковский «Игра в лошадки»
  13. П. Чайковский «Баба яга»
  14. Мендельсон «Песня без слов»

Примерный репертуар 5-го года обучения

Сборники:

Б.Милич «Фортепиано» 5 класс

К. Черни «Этюды» соч. №299.

И.С. Бах «Двухголосные инвенции»

1. К. Черни «Избранные этюды»

2. Лемуан «Этюд»

3. И. Бах «Двухголосные инвенции»

4. Гендель «Аллеманд из сюиты»

5. Л.Бетховен «Лёгкая сонатина»

6. Э. Григ «Поэтические картинки»

7. Бертини «Этюды»

8. Шуман «Дед мороз»

9. Э. Григ «Вальс»

10. Мендельсон «Песня без слов»

11. Дюссек «Сонатина»

 

 

 

 

 

 

Список литературы (для педагога):

  1. АртоболевскаяА.Д. «Первая встреча с музыкой». – СПБ: «Композитор», 2005 г.
  2. Нейгаус Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» - М. «Гос. Муз. Издательство» 1961 г.
  3. Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слёз» - Союз художников 1996 г.
  4. Королёва Е.А. «Азбука музыки в сказках и картинках» - М. «Владос», 2001 г.
  5. Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию» - М. «сов. Композитор» 1979 г.
  6. Алексеев А.Д.  «Методика обучения игре на фортепиано» - М. « Музыка» 1978 г.

 

Список литературы(для детей и родителей)

  1. Гиталова О., Визная И. «В музыку с радостью. Школа для фортепиано» - СПб. «Коипозитор» 2005 г.
  2. Гиталова О. «Секреты Дилидона. Нотная грамота для малышей. Рабочая тетрадь – раскраска» - СПБ. «Композитор» 2005 г.
  3. Гиталова О., Булаева О. «Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради по импровизации» - СПБ. «Композитор» 2005 г.
  4. Лупан Сесиль «Поверь в своё дитя» - М. 1993г.
  5. Милич Б. «Маленькому пианисту» - Киев «Музыка» Украина 1989 г.
  6. Хереско Л. «Музыкальные картинки» - Л. «Советский композитор» 1988 г.

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»