Технологическая карта
Жанры вокальной и инструментальной музыки
Головина Елена Михайловна,
ГБОУ школа № 609
Красногвардейского района Санкт-петербурга
ГБОУ школа № 609
Красногвардейского района Санкт-петербурга
Предмет: музыка
УМК: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская
Класс: 5
Тип урока: комбинированный
Образовательные технологии, методы, приемы:
Методы: метод размышления о музыке, метод наблюдения, сравнения; анализа
Технологии: ИКТ, проблемное обучение; здоровьесберегающие
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор
Методическое обеспечение, ресурсы: учебник, карточки с понятиями
Организация пространства: классно-урочная система
Тема года (тема раздела) |
Тема 1-го полугодия: Музыка и литература | ||||
Тема урока | Жанры вокальной и инструментальной музыки. «МЕЛОДИЕЙ ОДНОЙ ЗВУЧАТ ПЕЧАЛЬ И РАДОСТЬ…» |
||||
Цель | Цель урока для учащихся | Педагогическая цель урока | |||
Осмысление выразительных возможностей мелодии в жанрах вокальной и инструментальной музыки | Создание условий для раскрытия и осмысления учащимися выразительных возможностей мелодии в жанрах вокальной и инструментальной музыки |
||||
Задачи | Задачи урока для учащихся | Педагогические задачи урока | |||
|
Воспитательные:
Умение осознанно слушать музыкальные произведения, анализировать их; Умение следить за нотной записью во время слушания музыкального произведения и пения
|
||||
Планируемые результаты | Личностные: (выход в смысловое поле произведения) учащиеся приходят к выводу о том, что выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека; что мелодия в произведениях звучит как выразительная речь человека, как исповедь его души и что мелодия может выразить чувства автора сильнее, чем слова; Метапредметные: (формируемые УУД - личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные). Умение устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические выводы, размышлять, рассуждать, выражать собственные мысли и чувства Предметные: (понятия, термины, предметные компетенции). Раскрытие и осмысление учащимися выразительных возможностей мелодии в жанрах вокальной и инструментальной музыки; Умение следить за нотной записью во время слушания музыкального произведения и пения; Развитие вокально-хоровых навыков; Разучить 1-й куплет романса «Венецианская ночь» М. Глинки; Знание терминов «вокализ», «романс», «песня без слов», «баркарола» |
||||
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность ученика, задания для учащихся |
Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне) | Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой | Приветствуют учителя | Подготовить учащихся к работе на уроке | Умение слышать себя и других. Настроится на познавательную деятельность | |
2.Актуализация знаний (повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания | Предлагает послушать: «Вокализ» С. Рахманинова; задаёт вопросы | Слушание: «Вокализ» С. Рахманинова; Отвечают на вопросы учителя | Слушание и анализ музыкального произведения; вспомнить название и автора | Взаимодействие с окружающими; Умение участвовать в разговоре | |
3.Постановка учебной задачи (формулирование темы урока и целеполагание) | Помогает учащимся определить тему урока; ставит фрагменты музыкальных произведений |
Слушают фрагменты музыкальных произведений; вокализация по нотной записи; анализ прослушанных фрагментов; с помощью учителя определяют тему урока | Вокализация по нотам; Воспринимать музыкальное произведение и выражать своё отношение к нему | Умение ставить цель, формулировать проблему; уметь сравнивать, выделять главное | |
4«Открытие» учащимися новых знаний | Знакомит с новыми знаниями, терминами. Предлагает прослушать «Баркаролу» Ф. Шуберта; разучивает «Венецианская ночь» М. Глинки | Слушают рассказ учителя; беседа на основе опыта и знаний учащихся; слушают «Баркаролу»; разучивают романс «Венецианская ночь» | Узнают новую информацию; слушание песни; разучивание романса | Умение осознанно воспринимать новую информацию Поиск и выделение информации. | |
5.Подведение итогов по теме урока (личностные результаты) | Раздаёт карточки с понятиями и их определениями и чистый лист бумаги | Дети подбирают к каждой карточке с понятием другую карточку с её определением. На отдельном листке записывают своё понимание значения мелодии в музыке | Знание терминов; определить главную функцию мелодии | Осознание качества и уровня усвоение знаний | |
6.Рефлексия (осознание учащимися своей учебной деятельности - самооценка и взаимооценка) | Раздаёт листы «Самооценка учебной деятельности» | Заполняют листы, оценивают свою работу на уроке | Оценка степени успешности достижение результатов деятельности на уроке | ||
7.Домашнее задание | Прослушать пройденные на уроке произведения; по желанию сделать к ним иллюстрации |
||||