Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интеграция музыки и физической культуры в обучении, воспитании,
дополнительном образовании как одна из основных форм реализации ФГОС

ГБОУ СОШ №561 для детей
с ограниченными возможностями здоровья
Калининского района Санкт-Петербурга

 
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души;
и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена
в число предметов воспитания молодежи»
Аристотель

 
В связи с введением ФГОС, я использую в своей работе интеграцию образовательных областей. Конкретно: предмет « искусства» и физической культуры. Упоминание о коррекционно - развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Пифагор , Аристотель, Платон указывали на профилактическое воздействие музыки. Практическое использование музыки, движений как средства развития, коррекции и лечения детей, имеющих отклонения в развитии в нашей стране началось в начале 20 века.. Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе школьных учреждений. А так как музыка, по словам В. М. Бехтерева, целитель здоровья, то мы с педагогами нашей школы используем ее великую силу для оздоровления подрастающего поколения. В нашей школе мы активно внедряем интегрированные занятия в систему музыкального воспитания, которые служат решением коррекционных задач: 1.Коррекция отклонения в интеллектуальном развитии. 2.Содействие преодолению неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения. 3.Содействие приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими- С помощью музыкального движения можно: - организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка; - дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю; - укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для хорошей осанки в школе. - развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т. д.; - научить уч-ся контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое; - развить способность к выразительному интонированию - залог успешной работы в школе на уроках , а также четкую, хорошую артикуляцию - необходимое условие для уверенных ответов на уроках; - научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения; - создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения. Музыка, сопровождая физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Интегрированные фрагменты занятий музыки и физического воспитания. Создадим образ, символизирующий единство музыки и здоровья при помощи интеграции трех областей: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой и художественно-эстетического развития. Здоровье для человека – это основа его жизни, так же как и для дерева корни являются его основой. остаточно ли иметь крепкое здоровье, чтобы быть счастливым человеком? У человека много потребностей. Несомненно все потребности важны. Но для человека, как для существа биосоциального, одной из главнейших потребностей является потребность в ОБЩЕНИИ. И если ЗДОРОВЬЕ – это КОРНИ дерева, то ОБЩЕНИИ можно представить в виде СТВОЛА, который в свою очередь является основой для множества веток – многообразных ситуаций в различных сферах нашей жизни, где умение общаться играет решающую роль. В содержании занятий этот аспект отражен в области: коммуникативно-личностного развития. Что является средством общения людей? (Язык, речь) Для того, чтобы наша речь была красивой, плавной, мелодичной, необходимо развивать дыхание, дикцию, артикуляцию, чистоту интонирования. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно- сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач: - насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме; -повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы; - нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма; -развитие силы, плавности и длительности выдоха. Для этих целей провожу ряд упражнений дыхательной гимнастики, которые тренируют правильные вдох и выдох. Например, дыхательное упражнение «Звукоподражатель». Воспроизведем звуки природы после вдоха, на выдохе. Шумит лес: ш-ш-ш.…Жужжит пчела: ж-ж-ж… Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика подготовит к правильному произнесению звуков. Так как хорошее настроение – путь к здоровью. Упражнение «Улыбочка-трубочка»: губы в улыбке, затем вытягиваются вперед трубочкой. Ах, какой хороший я! Как же я люблю себя! Крепко обнимаю. Носиком вдыхаю. Я неоднократно убеждались в том ,что проводимые голосовые игры, речевые упражнения с интересом воспринимаются школьниками. Дети с ОВЗ так же как и их нормально развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку.Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается с помощью инструментального , творческого музицирования. Для этих целей я применяю игру на шумовых ,ударных и духовых инструментах, которые впоследствии использую на интегрированных занятиях музыки и физкультуры. Делим уч- ся по группам: музыканты и спортсмены. Под управлением педагогов одна группа играет на инструментах , другая выполняет физические упражнения. На уроках, занятиях по дополнительному образованию , активно провожу оздоровительный массаж, который благотворно влияет на работу внутренних органов, стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас, одновременно знакомит музыкальной грамотой. Оздоровительно круговой массаж «Филармония веселых ноток» (Уч-ся становятся по кругу друг за другом и выполняют упражнения на теле друг друга по показу) Я мечтаю стать артистом Круговые движения двумя руками по спи Знаменитым пианистом. часовой и против часовой стрелке Чтобы музыку играть, Имитация игры на фортепиано Буду ноты изучать. Нарисую нотный стан, Проводят линии по спине Непохожий на орган. На спине танцует луч - Рисуют скрипичный ключ на спине Это мой скрипичный ключ. С ним изучим без забот Семь веселых звонких нот! Чтобы их запоминать, Мнут верхний плечевой пояс надо спинку нам помять. Села утка на гнездо. Пощипывание спины Это будет нота ДО. Спит собачка во дворе Поглаживание спины Это будет нота РЕ. Кошку с дерева сними. Массаж головы Это будет нота МИ. По спине бежит дрофа. Перебирание пальцами по спине Это будет нота ФА. А в шкафу летает моль. Похлопывание по спине Это будет нота СОЛЬ. В небе вижу журавля. Разводы двумя руками снизу вверх по спине Это будет нота ЛЯ. В море блещут караси. Волнообразные движения руками по спине Это будет нота СИ. Мама, мама как я рад! Хлопки вверху над головой Знаю полный звукоряд Я отвечу, ты спроси: Повороты туловища из стороны в сторону ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ По очереди называют ноты Это упражнение мы прежде всего является средством организации учащихся, игр, и других видов движений, которые формируют умения у учащихся коллективно передвигаться, организованно действовать, применяем их при развитии пространственных ориентировок, при освоении и развитии элементарной музыкальной грамотности. Продемонстрированные упражнения показали взаимосвязь музыки, здоровья и коммуникативно-личностного развития. Таким образом, успешное и планомерное взаимодействие предметов музыкального искусства и физической культуры в нашем ОУ, позволяет добиться целей и задач, поставленных программой, сформировать предусмотренные программой умения и навыки, в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка. «Мы счастливы, когда смеются дети, Когда в глазах струиться радость, теплота. Когда поют, играют, мир у них в ладошке, Мир полный чуда, света и добра» Примечания 1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика ,- М. Просвещение, 2003. 2. Куроленко, Е. М. Музыкальная педагогика для детей с ограниченными возможностями / Е. М. Куроленко // Педагогика. – 2004. – № 10. – С 31 – 35. 3. МедведеваЕ.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.- М., Просвещение,2002. 4. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии.Ставрополь, 2006.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»