Организация эвакуационных мероприятий в мирное время
Иванов Сергей Валерьевич,
преподаватель Учебно-методического центра
ГО, ЧС и ПБ Санкт-Петербурга
В мирное время эвакуационные мероприятия проводятся при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Эвакуация населения в мирное время — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах (местах).
Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.
Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.
Особенности проведения эвакуации определяются:
- характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение),
- пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС,
- численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения,
- временем и срочностью проведения эвакомероприятий.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения:
Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасном объекте или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС. Экстренная эвакуация проводится и при нарушении нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровья людей.
В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.
Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или непострадавших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).
Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эвакуируемого населения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.
Региональная эвакуация осуществляется при воздействии поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения и крупными городами. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС на селение может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.
В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация (рассмотрим во втором учебном вопросе).
Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или нецелесообразна, определяются в соответствии с «Критериями принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в ЧС природного и техногенного характера» (табл. № 1).
Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях — комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и социальных мероприятий, обеспечивающих создание и поддержание минимально необходимых условий для сохранения жизни, здоровья и работоспособности людей во время осуществления эвакуации, на ее маршрутах и в местах размещения эвакуированного населения.
Таблица № 1
КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в ЧС природного и техногенного характера
Виды ЧС |
Основные системы жизнеобеспечения, выходящие из строя при ЧС |
Жизненно важные потребности человека |
Минимально допустимые нормы потребления, обеспечиваемые функционированием рассматриваемой системы жизнеобеспечения |
Время, в течение которого человек без ущерба для здоровья может существовать без удовлетворения данных потребностей |
Критерии для принятия решения об эвакуации |
Сели, лавины, землетрясения
|
Топливоснабжение |
Тепло, быт |
0,02 т.у.т. в год на человека |
В холодное время года в зависимости от обстановки от нескольких часов до 2—3 суток |
Возможный уровень удовлетворения жизненно важных потребностей ниже допустимого. Время восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, превышает время, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей, или удовлетворение их на уровне, значительно более низком, чем допустимый |
Электроснабжение |
Тепло |
112 кВт/час на чел. в год |
|||
|
Жилой фонд |
Жилье |
2,5 кв. м на человека в течение нескольких месяцев |
В холодное время года до 3-х суток под открытым небом и до нескольких месяцев в палатках |
|
Сели, землетрясения, крупные аварии на химически опасных объектах, крупные аварии на радиационно опасных объектах |
Водоснабжение |
Вода питьевая |
2,5л (в жарком климате 4 л) – 3-5 суток; 10-15л - 10-15 суток; далее для всех нужд 22,5-27,5л (из расчета на 1 чел. в сутки) |
1 - 2 дня |
|
Сели, лавины, землетрясения, крупные аварии на радиационно опасных объектах |
Система обеспечения продуктами питания |
Питание |
Калорийность пищи в сутки от 1000-3000 ккал. Суточная потребность в белке 58-61г (из расчета на 1 чел., в зависимости от пола и возраста) |
3 суток |
|
|
При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.
Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне воздействия поражающих факторов источника ЧС.
Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС. В случае крайней необходимости решение на проведение эвакуации могут принимать руководители работ по ликвидации ЧС.
Мероприятия по подготовке к эвакуации населения и разработка планов эвакуации населения проводится органами управления
Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями при подготовке и проведении эвакуации населения осуществляется в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
При наличии соответствующих межгосударственных договоренностей размещение эвакуируемых граждан Российской Федерации может производиться на территории стран — участниц Содружества независимых государств и других сопредельных государств. В свою очередь территория Российской Федерации может быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотрудничающих государств основывается при этом на нормах международного права, условиях двусторонних или многосторонних межгосударственных договоренностей, законодательства Российской Федерации и других стран.
Вывод: Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакуационных мероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки транспорта, дорог, безопасных районов размещения эвакуированного населения, эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.
Литература:
- Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
- Постановление Правительства РФ от 22.06.2004 №303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».
- Эвакуация населения. Планирование, организация и проведение. ИРБ, Москва, 2009 г, 2012 г.
- Методические рекомендации по планированию, подготовке и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, под общей редакцией В.А. Пучкова, ДГЗ МЧС, 2005 г.
- Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. МЧС, ВНИИ ГОЧС, 1996 г.