ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пушкарь Сергей Михайлович,
преподаватель-организатор ОБЖ
ГБС(К)ОУ № 502
Известно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Так же одним из достоинств применения технические средства обучения считается повышение у обучающихся мотивации учения. Применение технических средств обучения в учебно-воспитательной работе стало насущной потребностью современного воспитания и образования.
Оснащение учебных классов техническими средствами обучения и применение их в учебном процессе:
Технические средства обучения(ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К техническим средствам обучения относится практически вся техника, используемая учителем во время урока: графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и другие технические приборы, оборудование и изделия.
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - это предмет обучения, на котором изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений, способы защиты от них и оказание первой помощи себе или пострадавшему.
Используя все методы и средства обучения, преподаватель ОБЖ должен подготовить учеников к дальнейшей самостоятельной жизни и научить:
- предвидеть опасность;
- классифицировать опасность;
- распознать опасность;
- избежать возможную опасность;
- правильно действовать в опасной ситуации;
- оказать первую необходимую помощь себе и пострадавшему.
В практике преподавания ОБЖ, учителя часто сталкиваются с проблемами, касающимися средств обучения: нехватка самих средств, проблема обновления устаревшей техники и информации, невозможность демонстрации некоторых практических материалов, заложенных в курсе обучения.
Многими преподавателями признается необходимость применения компьютерных технологий в школьном обучении ОБЖ, но в силу недостаточной методической базы их применения, а так же в некоторых случаях консервативных взглядов учителей на процесс обучения существует целый ряд мнений о применении технических средств и технологий.
Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения.
По функциональному назначению технические средства обучения обычно делят на три основных класса:
- Контролирующие учебный процесс: подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.
- Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
- Обучающие: практическое выполнение учебных заданий;
Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и с применением каких технических средств обучения осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:
- Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.
- Оптимальная методика проведения занятий.
- Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ) в том числе и технические средства обучения.
Можно выделить следующие способы применения технических средств:
В настоящее время идет обеспечение всех российских школ доступом к сети интернет и оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Тем самым реализуется установка обеспечения современного качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности Внедрение и использование современной техники и источников информации в образовательную среду – это осознанная необходимость, а так же закономерный этап развития образования.
Всем известно, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость применения технических средств обучения, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Необходимость технических средств обучения обусловлена и значительным усложнением преподаваемого материала: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски. технические средства обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.
Дидактическими возможностями технических средства обучения являются:
- источник информации;
- рационализация различных форм преподнесения учебной информации;
- повышение степени наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
- организация и направление восприятия информации обучающимися;
- расширение круга представлений учащихся, удовлетворение их любознательности;
- наиболее полное соответствие научным и культурным интересам и запросам учащихся;
- создание эмоционального отношения к учебной информации;
- усиление интереса к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, приборов;
- создание возможности преподать материал, который без технических средств обучения недоступен;
- активизация познавательной деятельности, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
- средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
- созданием условий для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
- средством экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель.
С каждым годом программы обучения в современной школе становятся более объемными и сложными. Каждый преподаватель знает, что использование одного метода преподнесения материала часто бывает недостаточно для ее эффективного усвоения учениками. Чтобы информация была подана в наиболее полном виде, ее необходимо преподносить не только вербальными (устная речь), но и визуальными (картинки, схемы, макеты) способами.
Основные элементы учебно-материальной базы кабинета ОБЖ.
В кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий по ОБЖ, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки оказания первой помощи себе и пострадавшим. На базе кабинета ОБЖ строиться также самостоятельная работа обучающиеся и их внеклассная работа. В кабинете ОБЖ могут проводиться встречи с интересными людьми, тематические вечера и лектории.
Можно предложить оптимальный вариант оснащения кабинета ОБЖ: это класс укомплектованный мебелью и оборудованный стендами с экспозициями по разделам предмета ОБЖ , технические средства обучения, набор натуральных и печатных пособий.
Примерный набор технических средств обучения может быть следующий:
- персональный компьютер-мультимедиа;
- лазерный принтер;
- интерактивная доска с лазерной указкой
- универсальный (мультимедиа) видеопроектор с экраном;
- DVD плеер и телевизор;
- музыкальный центр с микрофоном;
- набор видеофильмов на CD по тематике ОБЖ.
Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование технических средств обучения на уроках ОБЖ – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера и другой техники многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность проведения урока.
Литература:
- Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы».
- Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности».
- Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителя.
- Рабочие программы«Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т, Хренников Б.О.