Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                    Пушкарь Сергей Михайлович,
преподаватель-организатор ОБЖ
ГБС(К)ОУ № 502

 

Известно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Так же одним из достоинств применения технические средства обучения  считается повышение  у обучающихся мотивации учения. Применение технических средств обучения в учебно-воспитательной работе стало насущной потребностью современного воспитания и образования.

Оснащение учебных классов техническими средствами обучения и применение их в учебном процессе:

Технические средства обучения(ТСО) – это носители учебной информации (дидактического материала) и устройства, с помощью которых информация преобразовывается в удобную для восприятия форму. К техническим средствам обучения относится практически вся техника, используемая учителем во время урока: графические и мультимедийные проекторы, интерактивные доски, аудиосистемы, телевизоры, видеопроигрыватели, персональные компьютеры и другие технические приборы, оборудование и изделия.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - это предмет обучения, на котором изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений, способы защиты от них и оказание первой помощи себе или пострадавшему.

Используя все методы и средства обучения, преподаватель ОБЖ должен подготовить учеников к дальнейшей самостоятельной жизни и научить:

  • предвидеть опасность;
  • классифицировать опасность;
  • распознать опасность;
  • избежать возможную опасность;
  • правильно действовать в опасной ситуации;
  • оказать первую необходимую помощь себе и пострадавшему.

 В практике преподавания ОБЖ, учителя часто сталкиваются с проблемами, касающимися средств обучения: нехватка самих средств, проблема обновления устаревшей техники и информации, невозможность демонстрации некоторых практических материалов, заложенных в курсе обучения. 

Многими преподавателями признается необходимость применения компьютерных технологий в школьном обучении  ОБЖ,   но в силу недостаточной методической базы их применения, а так  же в некоторых случаях консервативных взглядов учителей на процесс обучения существует целый ряд мнений о применении технических средств и технологий. 

Качество изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во многом будет  зависеть от создания требуемой учебно-материальной базы ОБЖ и использования ее элементов в процессе обучения.

По функциональному назначению технические средства обучения обычно делят на три основных класса:

  1. Контролирующие учебный процесс: подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы), контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий.
  2. Информационные: мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
  3.  Обучающие: практическое выполнение учебных заданий;

Эффективность усвоения учащимися курса ОБЖ во многом зависит от того, как организован и с применением каких технических средств обучения осуществляется учебный процесс, основными компонентами которого являются:

  • Научно обоснованная учебная программа курса ОБЖ.
  • Оптимальная методика проведения занятий.
  • Соответствующая современная учебно-материальная база (УМБ) в том числе и технические средства обучения.

Можно выделить следующие способы применения  технических средств:

В настоящее время идет обеспечение всех российских школ доступом к сети интернет и оснащение школ  учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Тем самым реализуется установка  обеспечения современного качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности Внедрение и использование современной техники и источников информации в образовательную среду – это осознанная необходимость, а так же закономерный этап развития образования.

Всем известно, когда человек слушает, он запоминает 15% речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость применения технических средств обучения, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна. Необходимость технических средств обучения обусловлена и значительным усложнением преподаваемого материала: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство только вербальными средствами и с помощью мела и доски. технические средства обучения позволяют выйти за рамки учебной аудитории; сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным глазом, имитировать любые ситуации.

Дидактическими возможностями технических средства обучения являются:

  • источник информации;
  • рационализация различных форм преподнесения учебной информации;
  • повышение степени наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
  • организация и направление восприятия информации обучающимися;
  • расширение круга представлений учащихся, удовлетворение их любознательности;
  • наиболее полное соответствие научным и культурным интересам и запросам учащихся;
  • создание эмоционального отношения к учебной информации;
  • усиление интереса к учебе путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, приборов;
  • создание возможности преподать материал, который без технических средств обучения недоступен;
  • активизация познавательной деятельности, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
  • средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
  • созданием условий для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
  • средством экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем учитель.

С каждым годом программы обучения в современной школе становятся более объемными и сложными. Каждый преподаватель знает, что использование одного метода преподнесения материала часто бывает недостаточно для ее эффективного усвоения учениками. Чтобы информация была подана в наиболее полном виде, ее необходимо преподносить не только вербальными (устная речь), но и визуальными (картинки, схемы, макеты) способами.

 

Основные  элементы учебно-материальной базы кабинета ОБЖ.

В кабинете проводятся все теоретические и часть практических занятий по ОБЖ, на которых учащиеся приобщаются к сознательному и ответственному отношению к личной безопасности, приобретают навыки  оказания первой помощи себе и пострадавшим. На базе кабинета ОБЖ строиться также самостоятельная работа обучающиеся  и их внеклассная работа. В кабинете ОБЖ могут проводиться встречи с интересными людьми, тематические вечера и лектории. 

Можно предложить оптимальный вариант оснащения кабинета ОБЖ: это класс укомплектованный мебелью и оборудованный стендами с экспозициями по разделам  предмета ОБЖ , технические средства обучения, набор натуральных и печатных пособий.

Примерный набор технических средств обучения может быть следующий:

  • персональный компьютер-мультимедиа;
  • лазерный принтер;
  • интерактивная доска  с лазерной указкой
  • универсальный (мультимедиа) видеопроектор с экраном;
  • DVD плеер и телевизор;
  • музыкальный центр с микрофоном;
  • набор видеофильмов на CD по тематике ОБЖ.

Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод: использование технических средств обучения на уроках ОБЖ – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера и другой техники многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность проведения урока.

 

Литература:

 

  • Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедея­тельности. Методические рекомендации. 5—11 классы».
  • Справочник для учащихся «Основы безопасности жиз­недеятельности».
  • Электронные образовательные издания (ЭОИ) по пред­мету ОБЖ на        магнитных и оптических носителя.
  • Рабочие программы«Основы безопасности жизнедеятельности»  Смирнов А.Т, Хренников Б.О.                                                                                                                

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»