Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
Образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида)№ 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект открытого урока по ОБЖ
(урок-конференция)
9 класс
«Вредные привычки, их влияние на организм человека»
Преподаватель-организатор ОБЖ:
Панкратьева Галина Евгеньевна,
преподаватель высшей категории
Санкт-Петербург
2013
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Вредные привычки, их влияние на организм человека.
Тип урока: обобщающий урок.
Структура урока: урок-конференция.
Задача урока: Доказать пагубность вредной привычки, страшного порока-пьянство. Вывести формулы здоровья.
Цели урока:
. Обучающие:
- расширить знания учащихся о воздействии алкоголя на отдельные органы и системы человеческого организма;
- отрабатывать умение формировать свое суждение на проблему, умение обосновывать свою точку зрения;
- развивать навыки работы с дополнительной литературой, умение выбирать главное и конспектировать.
. Коррекционно-развивающие:
- развитие у обучающихся навыка анализа различных ситуаций;
- активизация внимания учащихся к проблеме, показав ее значимость;
- развитие навыка публичных выступлений;
- формирование творческого отношения к выполняемой работе.
.Воспитательные:
-воспитание нравственности, понимания несовместимости принятия алкоголя и здорового образа жизни;
- профилактика принятия спиртных напитков;
- заставить задуматься тех, кто уже пробует алкогольные напитки, о последствиях этой пагубной привычки;
- проведение антиалкогольной пропаганды.
Оборудование урока:
- таблицы «Сердце», «Печень»;
- таблички для действующих лиц «специалистов»
- компьютер;
- экран;
- видеофильмы «В чем опасность алкоголя?»; «В семье растет подросток»;
- плакат «Пьянство есть упражнение в безумии» Пифагор;
- газеты, выпущенные учащимися 8-9 классов на тему урока.
- презентация к уроку.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока и задачи урока.
3. Ход урока по теме.
4. Итог урока.
5. Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
Учитель:
- Приветствую всех, собравшихся в этом зале. Сегодня у нас необычный урок. На нем много гостей: учащиеся 8-9 классов, уважаемые учителя. Урок пройдет в виде конференции, чтобы с разных точек зрения обсудить известную всем проблему вредной привычки к напиткам, содержащим алкоголь. Перед вами выступят специалисты из разных областей знаний: историк, философ, социолог, медик, воспитатель, психолог. Выступающие поднимитесь, пожалуйста, на сцену и займите свои почетные места (специалисты – подготовленные ученики 9 класса).
2. Объявление темы урока и задачи урока (слайд 1).
Учитель:
Итак, начинаем нашу конференцию по теме: «Вредные привычки, их влияние на организм человека». Задача урока: « Доказать пагубность страшного порока-пьянство. Вывести формулы здоровья».
3. Ход урока по теме.
-Вступительное слово учителя.
Здоровый образ жизни принято считать показателем уровня культуры человека и государства в целом. Развитие вредных привычек у людей является фактором риска. С каждым годом ухудшается здоровье детей и это проблема государства. Следует помнить, что каждый взрослый человек «родом из детства». Именно в детстве человек приобретает свойство, необходимое ему в будущем. К настоящему времени установлено, что негативные изменения у школьников возникают постепенно. С возрастом здоровье ребенка все больше становится социально зависимым. Сегодня мы поговорим о том: «В чем опасность алкоголя?». Послушаем специалистов и зададим им вопросы.
-Выступления специалистов:
Учитель: «Итак, что касается истории…»
Историк-выступление (слайд 2)
Учитель: «Есть вопросы к выступающему?»
-О чем размышляют философы?
Философ-выступление (слайд 3)
Учитель: «Есть вопросы?»
-Что беспокоит социологов?
Социолог-выступление (слайд 4)
Учитель: «Есть вопросы?»
-Что о вреде здоровью и болезнях из-за алкоголя говорят медики…
Медик-выступление (слайд 5), показ фрагмента из видеофильма «В чем опасность алкоголя».
Учитель: «Есть вопросы?»
-Счастливы ли дети в семьях, где пьющие родители…
-Об этом нам расскажет воспитатель.
Воспитатель-выступление (слайд 6), стихотворение «Крик души»
Учитель: «Есть вопросы?»
-О сложном процессе воспитания ребенка расскажет нам психолог.
Психолог-выступление (слайд 7), показ фрагмента из видеофильма «В семье растет подросток»
Учитель: «Есть вопросы?» Перед нами выступили все представители.
А теперь вернемся к началу урока, вспомним какая задача была поставлена и выполнили ли мы ее? (слайд 1)-обращение в зал. Попробуем вывести формулы здоровья. А сейчас посмотрим на экран и увидим призыв участников конференции ко всем присутствующим.
«Обращение всех участников конференции по теме «Вредные привычки и их влияние на организм человека» (слайд 8).
4.Итог урока.
Заключительное слово учителя.
-Сегодня мы выполнили один из советов «8 врачей», которые призывают всех следовать здоровому образу жизни. Мы провели антиалкогольную пропаганду среди учащихся нашей школы. Вы, юное поколение, живете в 21 веке, и вы должны избежать вредных привычек. Ведь пьяницами не рождаются - ими становятся.
5.Рефлексия.
Учитель.
Можно считать, что цель нашей встречи достигнута?
Спасибо за внимание! Давайте вынесем приговор вредной привычке – пьянство: «Казнить! Нельзя помиловать!» (выступающие бросают банки из-под пива в ведро.) «Наш выбор – здоровый образ жизни. Желаем всем крепкого здоровья!» (слайд 9). Читают хором.
Примечание: все выступления специалистов прилагаются.
Приложение к уроку:
Выступление историка:
Дата рождения этилового спирта точно не установлена. Известно, что он появился на свет очень давно. О нем узнали примерно за 8 тысяч лет до нашей эры, когда с появлением керамической посуды возникла возможность изготовления слабых алкогольных напитков из меда и плодовых соков. Люди научились получать спиртные напитки из дикорастущего винограда, еще в те далекие времена, когда не существовало земледелия. Благодаря одурманивающему свойству, вино распространилось по всей планете, оно не обошло ни одной нации, ни одного социального класса, ни одной возрастной группы. В России до 16 века пили преимущественно медовуху, пиво, иногда привозили вино. При царе Иване lV были учреждены « Царевы кабаки», в которых продавались различные хмельные напитки. Вначале эти кабаки существовали только для придворной знати, затем их стали вводить повсеместно.
Выступление философа.
Наша страна славится своими винами. Вам известно, что небольшое количество вина влияет на настроение, на аппетит, помогает забыть невзгоды, и этого мы не можем отрицать. А при постоянном употреблении даже малых количеств неизбежно приведет к серьезному трудноизлечимому заболеванию. Когда человек принимает много спиртного, то им управляет не ум, не воля, не душевные качества, а спиртное. Этих людей называют поклонниками « зеленого змия». Если мы говорим, что каждый человек – кузнец своего счастья, то вправе сказать, что человек может быть кузнецом своего несчастья. Мы сами являемся хозяевами своей судьбы. Каждый человек распоряжается своей судьбой по- своему. Вот и получается, что в одном и том же городе, по одним и тем же улицам ходят очень разные люди. Перед одними открыт весь мир, перед другими – только двери закусочных и пивных. Очень точно это отразил в своих стихах английский поэт Роберт Бернс: Для пьянства есть любые поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство без причин!
Есть люди искренне убежденные в том, что надо «обмыть» обязательно любую встречу, не угости приятеля, которого неделю не видел – может обидеться. Раз ты в гостях – пей! Но так говорят - пьяницы. Наоборот, если ты отказываешься, находишь в себе силы противостоять рюмке – ты настоящий мужчина.
Выступление социолога.
«Было ремесло – да хмелем поросло» - гласит народная мудрость, свидетельствуя о пагубном влиянии алкогольных напитков на человека - труженика, человека творца». После приема даже небольшого количества спиртного работоспособность человека снижается. Нетрезвый работник у станка ломает инструмент и машину, нередко калечит себя. Значительно возрастает и процент брака там, где трудится человек в нетрезвом состоянии. Самые маленькие дозы спиртного снижают производительность труда на 5 –15%.Когда человек приходит на работу с похмелья, у него: болит голова, снижается внимание, замедлена реакция, человек плохо соображает. Вследствие этого могут возникнуть несчастные случаи. Установлено, что несчастных случаев бывает больше после праздничных и выходных дней. И конечно нельзя умолчать, что с не трезвым человеком чаще происходят несчастные случаи: смерть от общего охлаждения тела, смерть от ожогов (причины: небрежное обращение с бытовыми приборами, невнимательность при приготовлении пищи, не выключенный газ, электронагревательные приборы, брошенный окурок). Вы не будете спорить со мной, если я скажу, что человек живет в обществе, в коллективе. И от того какой вы, каково ваше здоровье, настроение, зависит здоровье, настроение и благополучие знакомых и незнакомых для вас людей.
Выступление медика.
Помимо многих бед и несчастий, которые приносит спирт в быту и на производстве, он губительно действует на здоровье человека. Алкоголь действует на нервную систему человека, как удар хлыста на усталую лошадь: она бежит быстрее, но сил у нее не прибавляется. Алкоголь ослабляет процессы торможения; заметно снижает умственную и физическую работоспособность; координацию движений и точность различных операций. Поэтому бытующее представление о том, что принятые внутрь спиртные напитки, якобы « дезинфицируют» организм, крайне наивно. У людей, принимающих спиртные напитки, усиливается восприимчивость организма к ряду тяжелых заболеваний. При употреблении больших доз – печень не успевает обезвреживать весь алкоголь. Это вызывает заболевание: цирроз печени. Смертность от этого заболевания высока. В результате приема больших доз спиртных напитков возникают заболевания: желудочно- кишечного тракта ( гастриты , язва желудка или двенадцатиперстной кишки); болезни сердца. При гипертонической болезни особенно опасно принимать алкоголь. В начале давление крови уменьшается, затем резко повышается. В этот период возможно кровоизлияние в мозг, инфаркты миокарда. К сожалению, пьянство остается большим злом. Это проявление безволия, эгоизма, бездушного отношения к себе, к людям. Борьба с пьянством должна быть всеобщей постоянной и упорной. Помните пословицу: «Водка сильна, но сильней воля своя».
Выступление воспитателя
Я думаю, что многие столкнулись с проблемой семейного счастья и знаете как все это нелегко. Стоит ли мечтать о любви и счастье на всю жизнь, если в вашу семью поселился « зеленый змий». Украшение нашей семейной жизни - дети. В них мы видим свое продолжение и смысл жизни: хотим их видеть счастливыми и здоровыми. Представьте, что прошло время и у вас есть семья. Скажите, чему вы станете учить свою дочь? Наверное, сначала говорить, ходить, петь, танцевать, рисовать. Но будут ли здоровыми и счастливыми те дети, родители которых зачастую пьяны? Детская психика отличается неустойчивостью, малой выносливостью. Конфликтные ситуации в семье травмируют психику ребенка, это приводит к нервно - психическим расстройствам. Из- за родителей, страдают дети. Послушайте стихотворение о своем папе, которое написал один мальчик в газету. « Крик души»
Почему мой папа такой? Вечно пьяный и вечно злой. Никогда за собой не следит и на всех почему-то сердит. Открывает пинком он дверь и врывается в дом, как зверь. Нас обзывает плохими словами, все в доме пинает ногами. Мама шепчет мне тихо: «Беги». А мне слышится крик: «Помоги!». Я-мужчина, ноя еще мал, а то папе я твердо б сказал: «Мне стыдно, что ты папа мой. Уходи! Нам не нужен такой.
Выступление психолога.
Воспитание ребенка – это сложный процесс. Воспитать ребенка правильно легче, чем его перевоспитать. Воспитание ребенка - дело приятное, радостное, доступное каждому человеку. Перевоспитание - трудная и сложная работа. Исправить человека удается очень дорогой ценой. Почему? Потому что: психическая деятельность осуществляется при помощи механизма условных рефлексов. Условный рефлекс – это ответная реакция организма на воздействие раздражителя. Под влиянием систематически повторяющихся раздражений и ответной реакции организма принимает характер устойчивой системы, которая называется динамическим стереотипом. Динамический стереотип отличается такой прочностью, что его ломка или изменение представляет трудный и болезненный процесс. Поэтому воспитание начинается с рождения ребенка, особенно важны первые 5-6 лет его жизни. В эти годы закладываются основы характера человека и надо успеть выработать у ребенка те нравственные представления и привычки, те волевые качества, которые определят дальнейшее развитие его личности. Педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Самое важное в воспитании – это прекрасный воспитатель. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Обращение участников конференции.
Мы, участники конференции, обращаемся ко всем учащимся школы с призывом следовать здоровому образу жизни. Для этого в вашем распоряжении всегда есть 8 врачей, готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это - солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, физические упражнения, активный отдых, хорошая осанка, разум. Следуйте их советам: -чаще бывайте на свежем воздухе, летом обязательно загорайте; -ешьте больше овощей и фруктов, выращенных на солнце; -не курите, не употребляйте алкоголь, ведите антиникотиновую, антиалкогольную, антинаркотическую пропаганду; -ешьте только при ощущении голода, не переедайте; -ежедневно выполняйте утреннюю зарядку; -следите за осанкой; -не позволяйте отрицательным мыслям взять верх в разуме; -общайтесь с людьми добрыми, жизнерадостными, оптимистичными, мудрыми.
Придерживайтесь этих советов! Они помогут вам сохранить ваше здоровье.
Литература:
Александров А. А. « Алкоголь и его профилактика в школе».
Хрипкова А.Г. « Мальчик, подросток, юноша».
Ягодинский В.Н.« Школьнику о вреде никотина и алкоголя».
Коростелев А. А. « От А до Я».
Научно - популярная медицинская литература.