Эффективность применения и оценка усвоения
экологических знаний, путем применения экскурсий
экологической направленности в природную среду
Кулойть Елена Владимировна
Проверка эффективность разработанной нами экспериментальной методики формирования экологических знаний при изучении раздела 1 «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», темы 3 «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера», школьного предмета ОБЖ (7 класс), осуществлялось по уровневой методике, разработанной В.П. Беспалько, на завершающем этапе исследования.Результативность опытно-экспериментальной работы в ходе исследования, осуществлялось путем мониторинга сформированности экологических знаний у учащихся при изучении раздела 1 «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» школьного предмета ОБЖ (7 класс) – (Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа 5 – 11 классы. Под общей редакцией А.Т. Смирнова - М.: Просвещение).
Рассмотрим динамику качественных изменений экологических знаний у учащихся, выявленных в ходе экспериментального обучения.
Базой для сбора данных являлись 7-ые классы школы 582 города Санкт-Петербург.
В общей сложности нами был проанализирован 204 письменных ответов учащихся, в которые входили 26 учащихся экспериментального класса (группы) и 25 учащихся, не задействованных в мероприятие (контрольная группа).
После изучения раздела «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях» курса ОБЖ в седьмых классах был проведен контрольный срез, который включал задания, по результатам которых мы могли судить об уровне сформированности экологических знаний у учащихся.
Следовательно, учащимся экспериментальной группы и контрольной группы были предложены следующие вопросы экологического характера. Приведем примеры контрольных вопрсов:
1. Какие опасности природного происхождения, негативно влияют на состояние окружающей среды?
2. Какие локальные и региональные экологические проблемы природного происхождения Вы можете перечислить? Какую опасность они представляют для населения и окружающей среды?
3.Назовите наиболее безопасные места по время цунами. Обоснуйте свой ответ.
4.Изложите последовательность ваших действий при возникновении лесного пожара.
Анализируя результаты письменной работы (см. табл. 1), сопоставляя показатели среднего арифметического, мы наблюдали увеличение количества ответов IV и III уровней в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой.
Таблица 2. - Результаты проверки экологических знаний в процессе изучения раздела 1 «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», темы 3 «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера»
Вопросы письменной работы | группы | Количество учащихся | Характер ответов по уровням (в %) |
||||
IV | IIII | III | II | )0 | |||
1. Задания – какие опасности природного происхождения, негативно влияют на состояние окружающей среды? | Э К |
26 25 |
27 12 |
53 36 |
20 40 |
- 12 |
- - - |
2. Какие локальные и региональные экологические проблемы природного происхождения Вы можете перечислить? Какую опасность они представляют для населения и окружающей среды? | Э К |
26 25 |
35 16 |
50 40 |
15 28 |
- 16 |
- - - - 4 |
3.Назовите наиболее безопасные места по время цунами. Обоснуйте свой ответ. | Э К |
26 25 |
27 16 |
50 32 |
23 48 |
- 8 |
- - - |
4.Изложите последовательность ваших действий при возникновении лесного пожара. | Э К |
26 25 |
31 8 |
46 26 |
23 38 |
- 28 |
- - - |
Х Х |
Э К |
26 25 |
27 12 |
50 340 |
23 32 |
- 16 |
- - |
Большинство учащихся экспериментальной группы давали правильные ответы по вопросу на определение природных опасностей, влияющих на окружающую среду, указывая конкретные события, время его происхождения, и другие конкретные факты каждого из них, приводя различные примеры (количество ответов IV и III уровней – Э 80,0%, соответственно К 48,0%).
Как показал анализ ответов, учащиеся не равнодушны к потенциальным экологическим проблемам природного происхождения. При этом большинство учащихся экспериментальных и контрольной группы указывали, что решение экологических проблем является важным фактором сохранения природной среды (количество ответов IV и III уровней – Э 85,0%, соответственно К 56,0%).
Анализируя ответы на здание 3: «Назовите наиболее безопасные места во время цунами. Обоснуйте свой ответ», можно утверждать, что учащиеся экспериментальной группы показывают существенные знания в данной области, имея полное представление о гидрологических опасных ситуациях природного характера (количество ответов IV и III уровней – Э 77,0%, соответственно К 48,0%).
Анализируя ответы учащихся на задание на составление правильной последовательности – «изложите последовательность Ваших действий при лесных пожарах», мы выявили, что большинство учащихся экспериментальной и контрольной группы хорошо владеют данным материалом (количество ответов IV и III уровней – Э 77,0%, соответственно К 34,0%).
Это свидетельствует о том, что у учащихся экспериментальной группы более сформированы экологические знания (X количество ответов IV и III уровней – Э 77%, соответственно К 52%).
Таким образом, применение экологических экскурсий представляет весомый вклад в образовательный процесс. Педагогам необходимо учитывать эффективность данного метода, включая их в программы обучения, при изучении раздела экологии в курсе безопасности жизнедеятельности.
Автор: Кулойть Елена Владимировна
Преподаватель-организатор ОБЖ, ГБОУ СОШ № 53, Приморского района, г.Санкт-Петербург