Программы внеурочной деятельности
Азбука безопасности
Орлова Юлия Викторовна
Пояснительная запискаАктуальность данной программы Развитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых. В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский дорожно-транспортный травматизм, что доказано показателями статистических данных. В возникновении повреждений наряду с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями детей существенное значение имеет, и незнание детьми правил поведения на дороге и в общественных местах, недостаточность житейских навыков, повышенная детская любознательность, растерянность и страх в чрезвычайных ситуациях, неумение выйти из сложной ситуации, в которой он оказался. В современном обществе родители чаще всего обеспокоены своим материальным благосостоянием и все меньше уделяют внимание вопросам безопасности своих детей, хотя многие родители оберегают и защищают своего ребенка от опасности. Но задача взрослых должна состоять не только в этом, а в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными ситуациями. Новизна: воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий. Поэтому, одним из путей сохранения жизни и здоровья ребенка является подготовка детей по вопросам безопасности жизнедеятельности. Этому будет способствовать программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности».
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей.
Цели данного курса: освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного; воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
Образовательные задачи:
- привить обучающимся навыки спортивных занятий, физической культуры, основы техники спортивного туризма, ориентирования, первой помощи, стрелковой подготовки;
- обучить основам знаний и навыков медицинской подготовки;
- обучить правильным действиям в чрезвычайных ситуациях (пожаре, наводнении, отравлениях, авариях и катастрофах);
- обучить основам использования средств индивидуальной и коллективной защиты;
- обучить основам знаний передачи информации;
- развить морально-волевых и физических качеств: координации, гибкости, общей физической выносливости;
- развить навыки общения воспитанников, умение работать в команде;
- стимулировать проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества у воспитанников;
- развить уверенность в себе, своём оружии и средствах защиты;
- развить умения, навыки действия в экстремальных условиях;
- развить позитивное отношение к миру и восприятие общества;
Воспитательные задачи:
- воспитать патриотизм и активную гражданскую позицию;
- воспитать социально значимые качества, помогающие в городской среде;
- развивать характер и волю;
- воспитать ответственность и чувство долга;
- воспитать уважение и бережное отношение к окружающей природной среде.
Содержание программы.
Структурно программа состоит из шести разделов: - Опасные ситуации природного характера.
- Теория. Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года.
Практика: Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года. - Опасные ситуации техногенного характера.
- Теория: «Основные правила пожарной безопасности». Пожар в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с бытовыми приборами, бытовым газом, средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
Практика: Личная безопасность при пожаре. - Опасные ситуации социального характера.
- «Правила безопасного поведения в школе и дома» Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации. Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности).
Практика: Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе. - Дорожно-транспортная безопасность
- Дорога и участники дорожного движения Азбука дорожной безопасности. История колеса и дорог. История появления автомобиля. Краткая характеристика видов современного транспорта. Городская дорога, улица, загородная дорога, автомагистраль. Участники дорожного движения. Правила поведения участников дорожного движения. ПДД. Общие положения. Некоторые термины.
Практика: Основные правила безопасного поведения при пользовании транспортными средствами.
Практика: Дорожные знаки. ДТП. Причины их возникновения и возможные последствия. - Подготовка к активному отдыху на природе
- Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему. Ориентирование на местности. Определение своего места нахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.
Практика: Способы определения сторон горизонта. - Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
- Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.
Практика: Первая помощь при травмах.