Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока ОБЖ в 5 классе

Опасные и чрезвычайные ситуации 

Харченко Андрей Николаевич
Урок № 1;  __________________уч.год.
 
Учитель: Харченко А.Н. Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 5 Автор УМК:  УМК    Ю.Л. Воробьева
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (формирование).
Деятельностная цель: Формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний (понятий, способов действий).
Содержательная цель: Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Цель урока: познакомить учащихся с источниками и зонами опасности в современном городе, со службами, входящие в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове.
Задачи урока:
образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий, законов ; расширить знание учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях;
развивающие: развить у учащихся познавательный интерес; создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитательные: способствовать развитию у учащихся культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; содействовать повышению уровня мотивации учащихся на уроках через средства обучения;
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знание источников и зон опасности в современном городе, служб, входящих в систему обеспечения безопасности города, номера телефонов и содержание информации при их вызове; овладение умениями формировать личные понятия о безопасности
личностные: Выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
метапредметные: умение понимать назначение и смысл поставленной задачи, актуализировать ее и интуитивно представлять алгоритм ее решения; умение адекватно действий в нестандартных ситуациях.
Основные понятия темы: Опасность, опасная ситуация, экстремальная ситуация. чрезвычайная ситуация.
Межпредметные связи: Обществознание; Физическая культура.
Технологии: саморазвитие личности.
Ресурсы: ПК учителя с доступом к локальной сети и Интернету, УМК, проекционный комплект,.
 
 
 
Организационная структура урока
Деятельность Формируемые универсальные учебные действия ФОУД Развивающий контроль
учителя учащихся личностные познавательные коммуникативные регулятивные
Этап урока: Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель этапа: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности
Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»). Настраиваются на предстоящую совместную деятельность; знакомятся с учебными задачами, содержанием и формами предстоящей деятельности. - самоопределение;
- осмысление;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- установление причинно-следственных связей; - планирование учебного сотрудничества с учителем; - волевая саморегуляция; Фронтальная  
Этап урока: Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии
Цель этапа: Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности
Создает проблемную ситуацию (ситуацию затруднения), предлагая многофункциональные задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке. Организует взаимопроверку и взаимооценку учащихся домашнего задания с выявлением и устранением ошибок. Пытаются самостоятельно выполнить задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия. Осуществляют взаимопроверку домашнего задания и озвучивают результаты (оценку) этой работы. - осмысление;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- эмпатия;
- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения;
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- построение логической цепи рассуждений;
- формулирование собственного мнения (позиции);
- умение договариваться и приходить к общему решению;
- использование речи для регуляции своего действия;
- волевая саморегуляция;
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
- принятие и сохранение учебной задачи;
Смешанная  
Этап урока: Выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания)
Цель этапа: Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий
Осуществляет побуждающий или подводящий диалог, приводящий к осознанию каждым учащимся места и причины своего затруднения. Фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); соотносят свои действия с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса вообще (причина затруднения). - формирование границ собственного знания и «незнания»;
- формирование мотивов достижения и социального признания;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- осмысление;
- построение логической цепи рассуждений;
- подведение под понятие;
- формулирование проблемы;
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- использование речи для регуляции своего действия;
- волевая саморегуляция;
- целеполагание;
- выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
   
Этап урока: Построение проекта выхода из затруднения
Цель этапа: Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации
Организовывает коллективный анализ учебной задачи. Направляет выбор учащимися способа (метод дополнения) и средства (изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.) построения нового знания. В коммуникативной форме формулируют цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения; предлагают и согласовывают тему урока; выбирают способ и средства построения нового знания; формируют план своих действий. - формирование мотивов достижения и социального признания;
- установка на здоровый образ жизни;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- осуществление поиска необходимой информации;
- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение договариваться и приходить к общему решению;
- владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- познавательная инициатива;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- прогнозирование;
- целеполагание;
   
Этап урока: Реализация построенного проекта выхода из затруднения
Цель этапа: Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение; направляет проектную деятельность учащихся в соответствии с планом. На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы; при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами и т.д.; фиксируют (вербально и знаково) и применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
- осознание ответственности за общее дело;
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- оценка своих поступков в соответствии с нормами нравственности;
- установка на здоровый образ жизни;
- осуществление поиска необходимой информации;
- моделирование;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
- ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников;
- построение понятных для партнёра высказываний;
- умение задавать вопросы;
- контроль действий партнёра;
- волевая саморегуляция;
- познавательная инициатива;
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
- внесение необходимых дополнений и корректив в план и действия;
   
Этап урока: Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель этапа: Закрепление способов действий, вызвавших затруднения
Организовывает деятельность учащихся (фронтально, в группах, в парах) по применению новых знаний так, чтобы каждый из них проговорил во внешней речи это новое знание. Решают несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривая вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. - осознание возможностей самореализации коммуникативными средствами;
- осуществление гражданской идентификации личности;
- формирование мотивов достижения и социального признания;
- доказательство;
- использование общих приемов решения задач;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- формулирование проблемы;
- построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- использование речи для регуляции своего действия;
- контроль действий партнёра;
- сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона;
- выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- волевая саморегуляция;
   
Этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: Интериоризация нового или скорректированного знания и способов действий, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха
Организовывает самостоятельное выполнение с самопроверкой по эталону учащимися типовых заданий на новый способ действия; предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправление; создает ситуацию успеха. Применяют новый способ для самостоятельного выполнения с самопроверкой и взаимопроверкой по эталону типовых заданий; отрабатывают операции, в которых допущены ошибки. - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия;
- осуществление гражданской идентификации личности;
- сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;
- доказательство;
- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- использование общих приемов решения задач;
- моделирование;
- установление причинно-следственных связей;
- формулирование собственного мнения (позиции);
- построение понятных для партнёра высказываний;
- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале;
- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;
- сличение способа действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона;
   
Этап урока: Включение в систему знаний и повторение
Цель этапа: Применение способов действий, определение границ применимости нового знания, повторение и закрепление ранее изученного, и подготовка к изучению следующих разделов курса
Организовывает выполнение заданий, в которых новое обобщенное знание связывается с ранее изученным; организовывает подготовку к изучению следующих разделов курса. Выполняют тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки и доведения до нового уровня; выявляют и фиксируют границы применимости нового знания. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
- формирование картины мира, культуры, как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека;
- сравнение, сериация и классификация по заданным критериям;
- структурирование знания;
- использование знаково-символьных средств, в том числе моделей и схем для решения задач;
- использование общих приемов решения задач;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
- ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулирование собственного мнения (позиции);
- построение монологического высказывания в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
   
Этап урока: Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель этапа: Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной самостоятельной деятельности, согласование домашнего задания
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке; дает краткую качественную характеристику работы класса; намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Осуществляют пошаговый контроль по результату; соотносят результаты своей учебной деятельности с целью урока и фиксируют степень их соответствия; высказывают свои впечатления от урока, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. - самооценка на основе критериев успешности;
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- рефлексия способов и условий действия;
- формулирование проблемы;
- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулирование собственного мнения (позиции);
- контроль действий партнёра;
- осознание качества усвоения;
- определение уровня усвоения;
- адекватное восприятие оценки учителя;
   
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»