Кировского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _______/____________________ ___________Ю.И. Долмантова |
ПРИНЯТА педагогическим советом ГБОУ школы № 502 Протокол от _____________№____ |
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 502 Приказ от_________________№____ __________ Л.А. Свердлова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
для 6 а класса
на 2016 / 2017 учебный год
учитель: Пушкарь Сергей Михайлович
Санкт-Петербург
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – это предмет, на котором осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня интеллектуального развития.
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 6 а класса составлена на основе пособия для учителей общеобразовательных учреждений, предметная линия учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А. Т. Смирнова, рабочие программы 5-9 классы.
Для реализации Рабочей программы используется Учебно-методический комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А. Т. Смирнова.
Данный комплект включает учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класса для общеобразовательных учреждений, под редакцией А. Т. Смирнова издательство «Просвещение», 2013 года издания (Академический школьный учебник).
1. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) представлен в учебном плане адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью как Региональный компонент.
Реализация курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) как отдельного предмета осуществляется с 5 по 9 классы.
На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в 6 а классе отводится 34 часа в год и составляет 1 час в неделю.
В случае совпадения дат проведения уроков с перенесенными выходными и праздничными днями (количества учебных дней, менее 34), выполнение программы реализуется за счет уплотнения тем и объединения часов.
Таким образом учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), обеспечивает учащимся школы потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество.
2. Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ):
- содержит важнейшие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в повседневной жизни;
- знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с правилами оказания первой помощи при различных несчастных случаях, безопасностью в быту, в транспорте, в природе.
В учебный план 6 а класса ВКЛЮЧЕНО:
по распоряжению Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 28.05.2008г. № 04-2247/08 учебный модуль «Дорожная безопасность» 5 часов.
Из учебного плана 6 а класса ИСКЛЮЧЕНО:
Модуля 1, Глава 3, раздела 1. «Основы комплексной безопасности» 5 часов
Программа учебного модуля «Дорожная безопасность»
№ | Наименование темы | Часы |
1 | Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности | 3 |
2 | Опасность на дороге. Как ее избежать | 1 |
3 | Работа водителя и поведение пешехода | 1 |
4 | Зачет | |
ИТОГО | 5 |
Содержание учебного модуля «Дорожная безопасность» 6 а класс – 5 часов
- Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности (3 часа)
2. Опасность на дороге. Как ее избежать (1 час)
Виды ДТП. Факторы, влияющие на численность ДТП (дисциплина участников дорожного движения, время суток, дни недели). Привычки как фактор ДТП. Предвидение опасности. Навыки безопасного поведения на дороге.
3. Работа водителя и поведение пешехода (1 час)
Основы теории движения автомобиля. Параметры автомобиля, влияющие на его безопасность. Условия работы водителя. Качества водителя, влияющие на безопасность автомобиля. Культура поведения пешехода. Взаимоуважение участников движения – основа безопасности на дороге. Из истории ДТП.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Рабочая программа рассчитана на учащихся 6 а класса.
Изучение учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
1. усвоение знаний:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях,
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
- о здоровом образе жизни,
- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
- предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
4. Виды контроля
Уч. период Вид контроля |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Самостоятельные работы | 1(С.р. № 1) | 1 | |||
Практические занятия | 4(П/з №1,2,3,4) | 4 | |||
Тестирование | 1 (Тест №1) | 1 (Тест №2) | 2 | ||
Количество | 1 | 5 | 1 | 7 |
Основные формы контроля:
- работа на уроке (Ур.);
- самостоятельная работа (С.р.);
- тестирование (Тест);
- практическая работа (П.р).
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
по Основам безопасности жизнедеятельности
При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценочные показатели
Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки, не использует помощь учителя.
5. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Интернет-ресурсы |
6 а | Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс под общей редакцией А.Т.Смирнова, Просвещение, 2013г. |
1. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Рабочие программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова 2-е издание Москва «Просвещение» 2011г. 2. Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5 классов. ОАО «Печатный двор», СПб 2008 г. 3. «Проверь себя». Учебное пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Комитет по образованию СПб, АППО. СПб 2011 г. |
|
Учебно-тематический план
6 а класс (пятница)
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Модуль раздел, глава | I четв. кол-во часов | II четв. кол-во часов | III чет. кол-во часов | IV четв. кол-во часов | Год кол-во часов |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (19 ч.) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (19 ч.) | |||||
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч.). (С.р. № 1) |
6 | 6 | |||
Глава 2 Активный отдых на природе и безопасность (5 ч.). | 3 | 2 | 5 | ||
Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч.). | 4 | 4 | |||
Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях (4 ч.). | 1 | 3 | 4 | ||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч.). Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч.). |
|||||
Глава 6. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч.). (Тест № 1) |
4 | 4 | |||
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч.). | |||||
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 ч.). | 3 | 3 | 6 | ||
Модуль 3. «Дорожная безопасность» (5 ч.) | |||||
Глава 8. Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности (3 ч.). | 3 | 3 | |||
Глава 9. Опасность на дороге. Как ее избежать (1 ч.). (Тест № 2) | 1 | 1 | |||
Глава 10. Работа водителя и поведение пешехода (1 ч.). | 1 | 1 | |||
Итого: | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
6 а класс (пятница)
I четверть – 9 часов
№ п.п. |
Наименование главы | Тема урока | Кол-во часов |
Дата план. |
Дата провед. |
Планируемый результат | ||
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (20 ч.) | ||||||||
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (20 ч.) | ||||||||
|
Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч.). | Природа и человек. | 1 | 02.09 | Уметь объяснить необходимость сохранения окружающей природной среды. | |||
|
Ориентирование на местности. | 1 | 09.09 | Уметь ориентироваться на местности. | ||||
|
Определение своего местонахождения и направления движения на местности. | 1 | 16.09 | Знать основные способы ориентирования на местности. |
||||
|
Подготовка к выходу на природу. | 1 | 23.09 | Знать порядок подготовки к выходу на природу. | ||||
|
Определение места для бивака и организация бивачных работ. | 1 | 30.09 | Знать порядок определения места для бивака и организация бивачных работ. | ||||
|
Определение необходимого снаряжения для похода. (С.р. № 1) | 1 | 07.10 | Знать порядок подготовки к выходу на природу. | ||||
|
Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность (5 ч.). | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. | 1 | 14.10 | Знать общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. | |||
|
Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. | 1 | 21.10 | Знать основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. | ||||
|
Подготовка и проведение лыжных походов. | 1 | 28.10 | Знать, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. | ||||
II четверть – 7 часов
№ п.п. |
Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата провед. | Планируемый результат |
|
Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность (2 ч.). |
Водные походы и обеспечение безопасности на воде. | 1 | 11.11 | Знать основные особенности подготовки к водному туризму. | |
|
Велосипедные походы и безопасность туристов. | 1 | 18.11 | Знать особенности подготовки к велосипедному туризму. | ||
|
Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч.). | Автономное существование человека в природе. | 1 | 25.11 | Знать основные правила автономного существование человека в природе. | |
|
Добровольная автономия человека в природной среде. | 1 | 02.12 | Знать основные правила добровольной автономия человека в природной среде. | ||
|
Вынужденная автономия человека в природной среде. | 1 | 09.12 | Знать основные правила вынужденной автономия человека в природной среде. | ||
|
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | 1 | 16.12 | Знать порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. | ||
|
Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях (1 ч.). |
Опасные погодные явления. | 1 | 23.12 | Знать опасные погодные явления. |
III четверть – 10 часов
№ п.п. |
Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата провед. | Планируемый результат |
|
Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях (3 ч.). |
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. |
1 | 13.01 | Знать основные правила безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. |
|
|
Укусы насекомых и защита от них. | 1 | 20.01 | Знать основные правила защиты от укусов насекомых. | ||
|
Клещевой энцефалит и его профилактика. | 1 | 27.01 | Знать основные правила защиты от клещевого энцефалита и его профилактика. | ||
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
||||||
|
Глава 6. Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч.). |
Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. (П/з №1) |
1 | 03.02 | Знать основные правила личной гигиены и оказание первой помощи в природных условиях. | |
|
Оказание первой помощи при травмах. (П/з № 2) |
1 | 10.02 | Знать основные правила оказания первой помощи при травмах. | ||
|
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. (П/з № 3) |
1 | 17.02 | Знать основные правила оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. |
||
|
Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. (П/з № 4) |
1 | 03.03 | Знать основные правила оказания первой помощи при укусах змей и насекомых. |
||
|
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие (3 ч.). |
Здоровый образ жизни и профилактика утомления. |
1 | 10.03 | Знать основные правила здорового образ жизни и профилактики Утомления. |
|
|
Компьютер и его влияние на здоровье (Тест№1) | 1 | 17.03 | Знать основные правила обращения с компьютером и его влияние на здоровье. | ||
|
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. |
1 | 24.03 | Знать влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. |
VI четверть – 8 часов
№ п.п |
Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата провед | Планируемый результат |
|
Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие (3 ч.). |
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. |
1 | 07.04 | Уметь объяснить влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. |
|
|
Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. |
1 | 14.04 | Уметь объяснить влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. |
||
|
Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. |
1 | 21.04 | Знать основные виды профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ. |
||
Модуль 3. «Дорожная безопасность» (5 ч.) | ||||||
|
Глава 8. Дисциплина на дороге – путь к дорожной безопасности (3 ч.). |
Город как транспортная система. | 1 | 28.04 | Знать основные правила поведения в городе как транспортной системе. | |
|
Регулирование дорожного движения. | 1 | 05.05 | Знать правила регулирования дорожного движения. | ||
|
Дорожные знаки и разметка. | 1 | 12.05 | Знать дорожные знаки и разметку. | ||
|
Глава 9. Опасность на дороге. Как ее избежать (1 ч.). |
Виды ДТП. Факторы, влияющие на численность ДТП. (Тест № 2) |
1 1 |
19.05 | Знать виды ДТП, факторы, влияющие на численность ДТП. | |
|
Глава 10. Работа водителя и поведение пешехода (1 ч.). |
Взаимоуважение участников движения – основа безопасности на дороге. | Знать основные правила взаимоуважения участников движения. |