Использование информационно-коммуникационных
технологий на уроках ОБЖ
Пушкарь Сергей Михайлович
Title of the article:
THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AT LESSONS.
Аннотация статьи
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.
The abstract
Today, information and computer technology can be considered the new way of knowledge transfer, which corresponds to a qualitatively new content of education and child development.
Постановка проблемы и ее актуальность
Стратегической целью модернизации школьного образования является достижение нового качества образования. В «Основных направлениях модернизации образования», одобренных Правительством РФ, акцентируется внимание на необходимость изменения методов обучения, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт самоорганизации.
Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства самосовершенствования и самообразования обучающихся.
Содержательная часть
Компьютерные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Мы рассматриваем компьютер на уроке как современное техническое средство обучения, обеспечивающее в руках квалифицированного педагога оптимальное решение образовательных задач. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его! Согласимся, компьютер позволяет учителю и значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения и организации условий, которые необходимы для успешного решения образовательных задач. Положительным результатом является активизация учебного процесса, возможность комбинировать традиционные формы обучения и обучение с использованием информационных технологий, что позволяет работать по современным педагогическим технологиями.
Перед нами открываются как перспективы при применении компьютерных технологий, так и трудности связанные с этим вопросом. Трудности, связанные с техническим обеспечением, методическим оснащением, а так же с делением класса на группы, так как классы состоят из 25-30 человек, а в компьютерных классах в основном размещено 12-13 компьютеров. Для этого необходимо удобное расписание, что не всегда возможно.
Целью преподавания курса ОБЖ в школе, является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования и основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.
Ожидаемые результаты:
• улучшение качества обучения у ученика на основе использования новых информационных технологий;
• изменения в методах и организационных формах работы учащихся;
• готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде;
• формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни);
Задачи, стоящие перед учителем при внедрении компьютерных уроков:
1) отработать механизмы совместной работы учителей информатики и учителя с целью проведения уроков с применением компьютерных технологий;
2) подготовить учащихся к работе с программным обеспечением;
3) подготовка и разработка необходимой информации, презентаций по ОБЖ (для учителей и учащихся);
4) подготовить и внедрить на ПК необходимое программное обеспечение по ОБЖ.
Можно сделать выводы, что использование информационных моделей даёт возможность учителю самому:
- самостоятельно разобрать материал, используя подсказки и текстовые справочники, расширить знания по справочникам;
- проводить контроль учащихся;
- составить индивидуальную программу обучения для каждого ученика;
- научить владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи.
Рассмотрим некоторые типы уроков с использованием информационных технологий. Компьютер на уроке ОБЖ может применяться в демонстрационном режиме, в индивидуальном режиме и в дистанционном, индивидуальном режиме.
Использование информационных технологий применяется в исследовательской деятельности учащихся. Дети создают проекты по ОБЖ. Проекты дают возможность развивать логическое, образное мышление обучаемых.
Информационно-коммуникационные технологии реализуют одно из наиболее перспективных применений новых форм обучения в преподавании и изучении предмета. Они позволяют давать иллюстрации важнейших понятий курса ОБЖ на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально – логического и образного мышления. Традиционные требования к учебным знаниям (запомнить, уметь воспроизвести) постепенно трансформируются в требования к базовым информационным умениям типа поиска знаний (уметь найти и применить).
Использование новых технологий дает возможность учителю вносить в учебный процесс новые разнообразные формы и методы, что делает урок более интересным. На уроках виден неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере. Ведь обычно урок ОБЖ, как и впрочем, любой другой, часто сводится лишь к «прохождению» программы. Причём преимущественно с использованием объяснительно – иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни).
Для проведения уроков на более высоком уровне с использованием информационных технологий необходима четкая организация проведения каждого этапа урока. Такой организации можно добиться при использовании на уроках алгоритмов каждого шага выполнения работы, так как учащиеся при работе с компьютерной средой не могут запомнить сразу все команды меню программы. Алгоритмы разрабатываются учителем и раздаются в начале урока.
Возможное применение компьютерных технологий на уроках различных типов:
1. Комбинированный урок. Использование проектора, CD-DVD дисков, обучающих программ, демонстрационных программ, Internet, моделирующих программ.
2. Урок изучения нового материала. Использование проектора, CD- DVD дисков, обучающих программ, демонстрационных программ, Internet, моделирующих программ
3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков. Использование обучающе-контролирующих программ, моделирующих систем.
4. Урок обобщения и систематизации. Использование моделирующих систем.
5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Использование программ с тестовыми системами.
6. Урок лекция. Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные фотографии и рисунки, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.
Заключение
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, развивает интеллектуальную деятельность учащихся.
Таким образом, применение информационных технологий на уроках, дает возможность у учащихся развивать воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами. А главное - ИТ развивают способности читать информацию, позволяют формировать способность саморазвития и самообразования на современной компьютерной базе.
Используемая литература
1. Угринович Н. Информатика и информационные технологии 10-11: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2002г.
2. Шафрин Ю. Информационные технологии: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2003г.