Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Выбор исторического пути в России во второй половине XIX века

Тинт Ирина Робертовна,
преподаватель истории и обществознания,
Санкт-Петербургское ГБОУ «Экономический колледж»

Вторая половина XIX в. была, пожалуй, одним из самых плодотворных периодов в истории существования царской администрации в смысле масштаба проведенных ею преобразований общественного строя и всей системы государственного управления, заслуженно получивших название "великих реформ".  Власть стремилась, сохраняя политическую стабильность, осуществлять программу преобразований - по не под давлением "снизу", а путем целенаправленных действий "сверху".

Начало перехода к реформам было положено известным обращением Александра II к представителям московского дворянства в марте 1856 г., когда император открыто заявил о невозможности дальнейшего сохранения крепостного права, которое, по его выражению, лучше уничтожить сверху, чем дожидаться того времени, когда "оно начнет само собой уничтожаться снизу".

 «Между вами распространился слух, что я хочу отменить крепостное право; я не имею намерения сделать это теперь, но вы сами понимаете, что существующий порядок владения душами не может остаться неизменным. Скажите это своим дворянам, чтобы они подумали, как это сделать» (В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция 86.)

Народ получил столько гражданских прав и свобод, сколько он мог реализовать и усвоить в меру своей политической зрелости. Впервые в истории России начался процесс освобождения общества от всеобъемлющего бюрократического контроля. Экономическая и социально-культурная сферы получили определенную автономию, что в перспективе означало развитие России в сторону гражданского общества. Этому же способствовали одна из самых прогрессивных для того времени судебная реформа 1864 г., а также учреждение земств как первых в истории страны реальных институтов местного самоуправления.

Как считает большинство ученых, логически следующим шагом центральной власти должно было стать проведение политической модернизации. Не только общество и прогрессивные представители политической элиты понимали важность завершения реформ в России созданием конституционной формы правления, переустройством самой государственной власти, но и сама власть в отдельные периоды склонялась к необходимости проведения политической реформы. На это, в частности, указывает известный проект "конституции" министра внутренних дел М. Т. Лорис-Меликова, составленный в конце правления Александра II и утвержденный императором. Однако в силу как субъективных, так и объективных причин (убийство Александра II революционерами 1 марта 1881 г.) установление в России конституционной монархии затянулось на долгое время: это произошло только в начале XX в. в условиях первой русской революции 1905-1907 гг.

Историки, касаясь отличительных черт, определяющих специфику российской модернизации на всем ее протяжении, отмечают следующие:

1) важная роль пространственно-ресурсного фактора в развитии России, способствующего экстенсивному характеру модернизационных процессов;

2) решающая роль государства в осуществлении данных процессов;

3) отсутствие разделяемой большей частью общества системы ценностей, необходимой для успешного осуществления модернизации;

4) цикличный характер российских социальных трансформаций, смена периодов реформ-контрреформ.

Особенности российской модернизации существенно отличают ее от той модели развития, которая была присуща странам «первого эшелона» модернизации. Если же сравнивать российскую модернизацию с подобными процессами в странах Востока и других странах, осуществляющих догоняющее развитие, то между ними наблюдается определенное сходство. Однако и в этом случае специфика российской модернизации не вызывает сомнений. Другими словами, «у нас все на особицу»

Александр II, занявший престол в почтенном для русских самодержцев возрасте (в возрасте 38 лет), не являлся либеральным монархом в отличие от своих предшественников - Екатерины II и Александра I. До занятия трона Александр II был не только свидетелем правительственной деятельности Николая I, но и, будучи взрослым человеком, являлся помощником отца в управлении государством, принимал участие во многих его акциях, в том числе не самых популярных. Александр II встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек, осознавший уроки Восточной войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы.

Большую роль сыграли и свойства его характера — доброта, сердечность, восприимчивость к идеям гуманизма, бережно привитые ему всей системой воспитания В.А. Жуковского. А.Ф. Тютчева метко определила эту особенность натуры Александра II: «его сердце обладало инстинктом прогресса». Не будучи реформатором по призванию, по темпераменту, Александр II стал им в ответ на потребности времени как человек трезвого ума и доброй воли. Его характер, воспитание, миропонимание способствовали адекватной оценке сложившейся ситуации, принятию нетрадиционных решений, а отсутствие фанатизма, приверженности жесткой политике не мешало искать выход на новых путях в рамках самодержавно-монархического строя и, оставаясь верным заветам предков, короне, начать достаточно радикальные преобразования.

По общему мнению, Александр II, придя к власти, не имел какой-то определенной программы действий и первоначально не выходил за рамки того политического курса, который проводился его отцом Николаем I. Однако кризисное состояние общества, отставание России от промышленно развитых стран, остро проявившееся в поражении России в Крымской войне, требовали пересмотра проводившейся в предшествующий период внутренней и внешней политики государства.

«В то же время Александр II оказался политиком трезвого, свободного от всякого фанатизма политического ума, способными правильно оценить ситуацию в целом, критически отнестись к существующему до них опыту государственного управления и осознать необходимость перемен во всей системе управления обществом и государством». (Великие реформы в России. 1856-1874., с. 126) Либерализация режима и раскрепощение общества также были характерной чертой данного периода истории России. Характерно, что понятие "гласность" родилось в эпоху преобразований Александра II, когда обществу первый раз в истории самодержавной России дали возможность выговориться, составить свое мнение о путях преобразования страны. Это были эпохи великих мечтаний, больших надежд…

Прежде всего, правительство Александра II считало необходимым изменить приоритеты во внешней политике, убедившись в несостоятельности внешнеполитического курса Николая I. Основное внимание направлялось на преодоление изоляции России от передовых европейских государств и изменение европейского мнения о России. Уже в 1855 г. в Бельгии было создано заграничное русское издание - газета "La Nord", знакомившая европейское общество с происходившими в России переменами.

Первоначально Александр II, следуя традициям правления Николая I, решил создать секретный комитет для обсуждения крестьянской реформы, однако вскоре отказался от этого плана, справедливо считая, что это может затянуть решение крестьянского вопроса. Вскоре после издания рескрипта Назимову секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому вопросу под председательством самого императора. В 1859 г. для рассмотрения поступавших от дворянских комитетов проектов освобождения крестьян при Главном комитете была учреждена особая Редакционная комиссия, состоявшая из чиновников различных ведомств и представителей дворянства. Такой механизм позволил за относительно короткое время подготовить проект положения по крестьянскому вопросу, который после его рассмотрения Государственным советом был представлен императору. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал знаменитый Манифест об отмене крепостного права и утвердил "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости".

С отменой крепостного права впервые в истории страны огромная масса бывших владельческих крестьян (по некоторым данным, 21-22 млн человек) получила личную свободу и статус свободного сельского обывателя. Крестьяне были освобождены с землей, получили собственные наделы, хотя и не стали собственниками земли, а являлись только ее пожизненными владельцами (собственником крестьянских земель оставалась община). В то же время они наделялись гражданскими правами: имели право совершать сделки, вести торговлю, владеть движимым и недвижимым имуществом.

Успех крестьянской реформы и последовавших за ней других - судебной, земской, городской реформ - был во многом обеспечен (как в свое время первые преобразования Александра I) сложившимся в начале правления Александра II временным консенсусом трех общественных сил - власти, прогрессивной бюрократии и передового общества, остро осознававших необходимость проведения модернизации России. «Надежды на здравый смысл и добрую волю нового императора, и то оживление, которое царило в это время во всем обществе, вызвали к жизни ряд обращений и частных записок, в которых передовые умы России предлагали свои проекты переустройства политической и общественной жизни страны». (Л.Г. Захарова. Александр II и отмена крепостного права в России., с. 501) Со своими планами реформирования общества выступили известный либеральный мыслитель К. Д. Кавелин, славянофил Ю. Ф. Самарин, князь В. А. Черкасский, тогдашний министр финансов М. X. Рейтерн.

Происходит постепенный отказ от прежних жестких преследований свободы слова, цензурного террора, были сняты многие существовавшие до этого времени запреты. В частности, был разрешен свободный выезд за границу, уничтожены военные поселения, проведена амнистия политических заключенных (в города и столицы центральной России возвращались дожившие до этого времени сосланные в Сибирь декабристы, петрашевцы, другие отбывавшие наказание деятели революционных кружков).

Активно содействовали подготовке реформ либерально настроенный брат императора великий князь Константин Николаевич и великая княгиня Елена Павловна (вдова великого князя Михаила Павловича), в салонах которой велись оживленные дискуссии по поводу предстоящих преобразований.

Большую роль в подготовке и проведении реформ сыграло Министерство внутренних дел, возглавляемое первоначально С. С. Ланским (1855-1861). а затем П. А. Валуевым (1861 - 1868). В этом министерстве работал автор окончательного проекта положения об освобождении крестьян, получившего одобрение Александра II, Н. А. Милютин, занимавший в министерстве должность директора хозяйственного департамента. Активное участие в подготовке реформ принимало морское министерство, в котором уже в 1854 г. был осуществлен ряд преобразований по инициативе руководителя министерства великого князя Константина Николаевича. Еще раньше, в недрах Русского географического общества (создано в 1845 г.) под эгидой великого князя Константина Николаевича сложилась группа прогрессивных общественных деятелей и просвещенной бюрократии, явившаяся инициатором ряда либеральных реформ России (этот круг людей в то время нередко называли "Константиновны" или "орлы князя Константина"). В нее входили помимо Н. А. Милютина министр финансов М. X. Рейтерн, военный министр Д. А. Милютин (старший брат Н. А. Милютина, автор военной реформы), товарищ (заместитель) министра юстиции Д. II. Замятин (личный секретарь князя Константина, с 1864 г. - министр юстиции, один из авторов судебной реформы) и ряд других видных государственных деятелей.

Эта группа либеральной бюрократии выступала за либерализацию России без потрясений и предлагала не перекраивать старое, а обновлять государственный и социальный строй России.

Предложения о необходимости политической реформы исходили также и от представителей высшей бюрократии. Весной 1862 г. министр внутренних дел П. А. Валуев выдвинул проект преобразования Государственного совета в выборный совещательный орган при императоре, своего рода представительное учреждение по типу немецкого рейхстага.

Предполагалось превратить Госсовет в постоянно заседающую верховную палату, создав одновременно нижнюю палату - съезд государственных гласных, который собирался бы один раз в год и состоял из выборных представителей от земств, городов и окраин России, не имевших земств (1/5 съезда должна была назначаться императором). Одновременно, отмечая неэффективность сложившихся правительственных структур, П. А. Валуев обосновывал идею о необходимости реорганизации высшей исполнительной власти путем создания "особых совещаний" министров по важнейшим вопросам государственной политики. Впоследствии при Александре 111 эту идею отстаивал министр финансов Н. X. Бунге (1881-1886), считавший назревшей потребностью создание ответственного правительства в России.

Важным шагом стало создание в 1861 г. с целью усиления оперативного управления в обстановке начавшихся реформ нового государственного органа - Совета министров как совещательного органа при императоре.

Однако "общественные мечты шли дальше намерений правительства". Преобразования государственного устройства, предпринятые императором Александром II, не имели в виду изменить в России характер политического строя и ввести политическое представительство. Даже весьма скромные предложения о создании подобия представительного органа не были приняты властью, которая еще не могла отрешиться от самодержавного характера управления обществом, считала общегосударственное представительство, которое должно было привлечь представителей общества к высшему управлению государством, несовместимым с установившимся образом правления.

В конце 1860-х гг. после первого покушения на Александра II, совершенного 4 апреля 1866 г. 26-летним революционером-ишутинцем Д. В. Каракозовым правительство уступает давлению консервативной части высшей бюрократии, возвращается к привычной для него охранительной политике. Назначенному тогда же шефом жандармов и начальником III отделения П. А. Шувалову (крайне честолюбивому политику, команду которого П. А. Валуев иронически называл "комитетом общественного спасения") удалось потеснить и заменить "константиновцев" на важных государственных постах консервативно настроенными политиками. Министр юстиции Д. Н. Замятнин был заменен графом К. И. Паленом, противником судебной реформы, министр народного просвещения А. В. Головнин - Д. А. Толстым, являвшимся одновременно обер-прокурором Синода (1865-1880).

И в заключение хотелось бы отметить следующее. В Западной Европе цикл буржуазных революций XVII–XIX вв. обеспечил полную смену феодальных структур и отношений. В России же в ходе реформирования удержались многочисленные пережитки традиционного общества и элементы феодальных отношений — самодержавная власть, крупное помещичье землевладение, средневековая крестьянская община, сословное и национальное неравенство, ведущая роль дворянства в политической жизни. Но не потому, что преобразования в «обществе социальной молодости» осуществлялись «сверху», самодержавной властью. Иного субъекта творчества не было. А потому, что слишком своеобычны были общество, власть, народ. Большинству крестьян свобода принесла невыносимое бремя ответственности. Раньше барин — справедливо, нет ли, решал судьбу крепостного, а теперь — изволь сам. Только ответственный, крепкий хозяин мог выдержать этот удар. Но в России слишком велика народная масса, жаждущая только покоя. Или, если доведут, наоборот, бунта, после которого сама же просит верхи успокоить себя. И подставляет спины для кнута.

 

 

         Литература

 

1.     Великие реформы в России. 1856-1874. М, 1994,  

2.     Л.Г. Захарова. Александр II и отмена крепостного права в России. М., 2011.

3.     В.О. Ключевский. Курс русской истории. Лекция 86. М., 2011

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»