Особенности новгородской школы иконописи
Павлова Инна Анатольевна
Живопись Новгорода прошла длинный и нелегкий путь становления. Ее истоки восходят к XI веку, а XII-XIIIстолетия - время расцвета. Вторым взлетом новгородской живописи станет период позднего XIVи XVвеков, после чего происходит ее медленное угасание. Конечно, и впоследствии писались сильные и мощные иконы, но общая картина оставалась удручающей, они не выдерживают сравнения с ранними шедеврами живописи. Историки связывают это с потерей Новгородом его самостоятельности, культурных особенностей, оригинальной экономической структуры.
Оно свежо, непосредственно, цветовой строй яркий, звонкий, импульсивный. изображения почитаемых местных святых (Параскева Пятница, Илья, Флор и Лавр и другие), от которых люди ожидали помощи в их делах – торговле, ремесле, земледелии. По словам В. Н. Лазарева, «новгородцы обращались с иконой запросто, как со своим закадычным другом».[1] Они общались с ней, доверяли потаенные мысли, пытались добиться поддержки, и это в какой-то мере делало иконопись более близкой для человека, сближая ее с его жизнью.
Но было бы ошибочным считать, что в новгородской иконописи отсутствует умозрительное начало. Как и во всем древнерусском искусстве в целом, в ней также много отвлеченного, события протекают как бы вне времени и пространства, они вечны. Именно в этих противоречиях кроится прелесть произведений Новгорода.
Таким образом, можно выделить следующие особенности Новгородской школы иконописи, которые будут рассмотрены на конкретных примерах:
1.Простота и выразительность композиций и необычайная симметрия расположения образов.
2.Архитектура: силуэты выразительны, а цвета теплые. Окна, двери, занавески на окнах обычно выполнены в темных тонах. Стены архитектурных образов в подавляющем большинстве имеют орнамент.
3.Деревья: кроны деревьев напоминают веер. Листва в кронах изображается заостренным углом, а стволы чрезвычайно тонки и изящны.
4.Яркой особенностью новгородской иконы является символизм в изображении рук. Их положение символизиует то или иное эмоциональное состояние и даже его оттенок.
5.Фигуры персонажей, анатомически верные, выглядят несколько удлиненными, что создает впечатление стройности, изящности, торжественности.
В Новгородской иконописи принято выделять два основных направления – византинизирующее и собственно новгородское, самобытное.
Список литературы:
-
Бобров Г. Ю. основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: Мифрил, 1995. – 256. (Малая история культуры)
-
Буслаев Ф. И. Древнерусская литература и православное искусство. – СПб.: «Лига Плюс», 2001. – 352 с., ил.
-
Лазарев В. Н. Новгородская иконопись/ Пер. на англ. Л. Н. Феонова. – М.: Искусство, 1976. – 203 с., ил.
-
Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. - М.: Искусство, 2000. – 152 с., ил.
-
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи / Пер. на англ. Г. В. Стрелковой. – М.: Искусство, 1983. – 200 с., ил.