Материалы к уроку истории в 6 классе
Московское государство в конце 15 – начале 16 века.
Иванова Надежда Сергеевна ,
учитель истории и обществознания ГБОУ №320
Приморского района Санкт-Петербурга
Цели : рассмотрение основные события последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства ; формирование представления о системе управления единым русским государством в конце 15 – начале 16 века.
Планируемые результаты : объяснять смысл понятия « централизованное государство « ; указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства ; объяснять значение создания единого Русского государства ; объяснять суть изменений в политическом строе в политическом строе при Иване 3 – м ; сравнивать вотчинное и поместное землевладения ; изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.
Основные термины и понятия : самодержавие , скипетр , держава , шапка Мономаха , Боярская дума , чин , уезд , пошлина , дворец , казна , волость , стан , наместник , пожилое , кормление , местничество , поместье , вотчинник , Юрьев день.
Вопросы :
1) Покажите на карте территории , присоединенные к Москве в годы правления Ивана 3 и Василия 3 ?
2) Каковы результаты « Великого стояния на реке Угре»
3) Докажите ,что в годы правления Ивана 3 складывается единое Русское государство ?
Итак , если складывается единое государство о чем мы будем говорить на этом уроке ? ( о системе управления , которая сложилась в этот период , о законах , которые были приняты , о тех изменениях ,которые в жизни людей , в первую очередь , крестьян , т. к. основное население проживало в деревне).
Тема урока : Московское государство в конце 15 – начале 16 века.
План урока.
1.Возвышение великокняжеской власти
2. Органы управления государством.
3. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей.
Вспомните:
1) Что такое государство , его признаки ?
2) Можно ли считать Древнерусское государство централизованным ? Докажите свою мысль.
3) Каковы , на ваш взгляд , черты централизованного государства ?
4) назовите предпосылки формирования Московского централизованного государства в 14 – 15 веке.
Российским централизованным государством ученые называют политическое образование , возникшее в конце 15 века. Его ядро – Северная и Северо – Восточная Русь , столица - город Москва. Современники называли его Московским государством , позже Московским царством. Верховная власть с конца 15 века стала гораздо более сильной , чем ранее. Огромная страна подчинялась единым законам , установленным Судебником 1497 года. При Иване 3 появились символы государства.
Смотрим презентацию , на слайдах: герб, скипетр , держава , древнейший царский венец – шапка Мономаха. В период формирования централизованного государства на Руси идея преемственности власти московских князей от византийских императоров была необходима для укрепления престижа Московского княжества. Иван 3 стремился подчеркнуть свое положение. После смерти жены , он в 1472 году женится на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог , т. о. Русь становится как бы преемницей Византии. ( что произошло с Византией?).При царском дворе появляются новые ритуалы , церемонии и чины. В 1485 году Иван 3 принял титул « Великий князь всея Руси « ,что означало , с одной стороны констатацию факта создания Русского государства , с другой претензии на все земли , которые ранее входили в состав Древней Руси.( А где теперь? В составе Литвы).
Иван 3 провозгласил себя самодержцем. Что это значит ? ( не подчиняется никакой другой власти , прежде всего ордынских ханов ). Установлены дипломатические отношения с германскими княжествами , Венгрией , Турцией , Персией , Крымом. Заполняем таблицу , см. слайд , проверяем .что записали. Вспомним порядок наследования .который существовал на Руси в 11 – 13 веке.
Какие изменения произошли в княжеской власти к концу 14 – началу 15 века. С появлением единого государства в Москве формируются центральные органы власти.
Заполнить схему : « Органы государственной власти Московского государства в конце 15 – начале 16 века».
Ученики работают в группах и заполнив схему , отвечают на вопросы : определить компетенцию органов управления. Какие органы власти свидетельствуют , что Московское государство централизованное ? Были такие властные структуры прежде ?
Дальше , работая с учебником , ребята знакомятся с территориальным делением страны и самостоятельно отвечают на вопрос , как управлялась страна.
В тетрадь выписать новые слова и их значение : кормление и местничество. Прочитать пословицы в учебнике и ответить о каких явлениях русской жизни здесь идет речь ? Определите причины установления такого порядка.
Иван 3 создал поместную систему , дававшую огромное воинство , подчиненное только воле государя. Когда в руки Ивана 3 попали обширные новгородские и тверские земли , то он стал переселять « испомещать» на них людей , которые находились у него на службе. Людей стали называть помещиками , земли – их владения поместья.
Служилый человек – помещик , в большинстве случаев беден , имел мало прав на собственную землю . Во время войны он мог отвагой заслужить милость государя , поправить свои дела за счет пожалования нового поместья из завоеванных или присоединенных территорий , т. о. интересы служилых людей и центральной власти совпадали .Значительная часть земельных владений в Московском государстве – вотчины. Вспомните эту форму земельного владения.
На карточках с заданиями надо соединить понятия и признаки и ответить вопрос : на какую категорию людей больше мог опереться великий князь и почему ? Служилые люди , должны являться по первому зову князя « конно , людно и оружно «. Часто земли они получали неосвоенные , на которые призывали крестьян , обещая им льготы.
Подумайте , в каких владениях крестьянину легче жить , где меньше налоги ? Почему ? Крестьяне бегут из поместий. Сама жизнь заставляла помещиков добиваться закрепощения крестьян. Судебник 1497 года ограничил существовавший до этого свободный переход крестьян на другие земли или к другому владельцу 2 – мя неделями в году.
Знакомимся с документом в учебнике на странице 191. Подумайте , почему был выбран Юрьев день осенний (26 ноября ). Что платили крестьяне владельцу земли , чтобы перейти к другому хозяину ?
В тетрадь записать определение – пожилое.
Вывод : Судебник закрепил единое устройство и Управление в государстве и ограничил « выход « крестьян ( их переход от одного владельца к другому ).
Обсудим , почему формирование крепостного права начинается в ходе складывания единого государства ?
Итак , что нового мы узнали и какой вывод можем сделать ? Т. о. в ходе формирования единого государства власть великого московского князя усиливается , князь опирается на служилых людей , давая им качестве платы за службу поместье ; с ростом поместий , происходит ограничение крестьянской свободы и прикрепление крестьян к земле.
Выставить оценки. Записать домашнее задание.