Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Материалы к уроку истории в 6 классе

Московское государство в конце 15 – начале 16 века.

Иванова Надежда Сергеевна ,
учитель истории и обществознания ГБОУ №320
Приморского района Санкт-Петербурга

 

Цели : рассмотрение  основные события последнего этапа объединения русских земель и создания единого государства ; формирование представления о системе управления единым русским государством в конце 15 – начале 16 века.

 Планируемые результаты : объяснять смысл понятия « централизованное государство « ; указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства ; объяснять значение создания единого Русского государства ; объяснять суть изменений в политическом строе в политическом строе при Иване 3 – м ; сравнивать вотчинное и поместное землевладения ; изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян.

 Основные термины и понятия : самодержавие , скипетр , держава , шапка Мономаха , Боярская дума , чин , уезд , пошлина , дворец , казна , волость , стан , наместник , пожилое , кормление , местничество , поместье , вотчинник , Юрьев день.

 Вопросы :

 1) Покажите на карте территории , присоединенные к Москве в годы правления Ивана 3 и Василия 3 ?

 2) Каковы результаты « Великого стояния на реке Угре»

 3) Докажите ,что в годы правления Ивана 3 складывается единое Русское государство ?

 Итак , если складывается единое государство о чем мы будем говорить на этом уроке ? ( о системе управления , которая сложилась в этот период , о законах , которые были приняты , о тех изменениях ,которые в жизни людей , в первую очередь , крестьян , т. к. основное население проживало в деревне).

 Тема урока : Московское государство в конце 15 – начале 16 века.

  План урока.

1.Возвышение великокняжеской власти

2. Органы управления государством.

3. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей.

 Вспомните:

 1) Что такое государство , его признаки ?

 2) Можно ли считать Древнерусское государство централизованным ?  Докажите свою мысль.

 3) Каковы , на ваш взгляд , черты централизованного государства ?

 4) назовите предпосылки формирования Московского централизованного государства в 14 – 15 веке.

 Российским централизованным государством ученые называют политическое образование , возникшее в конце 15 века. Его ядро – Северная  и Северо – Восточная Русь , столица  - город Москва. Современники называли его Московским государством , позже Московским царством. Верховная власть с конца 15 века стала гораздо более сильной , чем ранее. Огромная страна подчинялась единым законам , установленным Судебником 1497 года. При Иване 3 появились символы государства.

 Смотрим презентацию ,  на слайдах: герб, скипетр , держава , древнейший царский венец – шапка Мономаха.  В период формирования централизованного государства на Руси идея преемственности власти московских князей от византийских императоров была необходима для укрепления престижа Московского княжества. Иван 3 стремился подчеркнуть свое положение. После смерти жены , он в 1472 году женится на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог , т. о. Русь становится как бы  преемницей Византии. ( что произошло с Византией?).При царском дворе появляются новые ритуалы , церемонии и чины. В 1485 году Иван 3 принял титул « Великий князь всея Руси « ,что означало , с одной стороны констатацию факта создания Русского государства , с другой претензии на  все земли , которые ранее  входили в состав Древней Руси.( А где теперь? В составе  Литвы).

 Иван 3 провозгласил себя самодержцем. Что это  значит ? ( не подчиняется никакой другой власти , прежде всего ордынских ханов ). Установлены дипломатические отношения с германскими княжествами , Венгрией , Турцией , Персией , Крымом. Заполняем таблицу , см. слайд , проверяем .что записали. Вспомним порядок наследования .который существовал на Руси в 11 – 13 веке.

 Какие изменения произошли в княжеской власти к концу 14 – началу 15 века. С появлением единого государства в Москве формируются центральные органы власти.

 Заполнить схему : « Органы государственной власти Московского государства в конце 15 – начале 16 века».

 Ученики работают  в группах и заполнив схему , отвечают на вопросы : определить компетенцию органов управления. Какие органы власти свидетельствуют , что Московское государство централизованное ? Были такие властные структуры прежде ?

 Дальше , работая  с учебником , ребята знакомятся с территориальным  делением страны и самостоятельно отвечают на вопрос , как управлялась страна.

 В тетрадь выписать новые слова и их значение : кормление и местничество. Прочитать пословицы в учебнике и ответить о каких явлениях русской жизни здесь идет речь ? Определите причины установления такого порядка.

 Иван 3 создал поместную систему , дававшую огромное воинство , подчиненное только воле государя. Когда в руки Ивана 3  попали обширные новгородские и тверские земли , то он стал переселять « испомещать»  на них людей , которые находились у него на службе. Людей стали называть помещиками , земли – их владения поместья.

 Служилый человек – помещик , в большинстве случаев беден , имел мало прав на собственную  землю . Во время войны он мог отвагой заслужить милость государя , поправить свои дела за счет пожалования нового поместья из завоеванных или присоединенных территорий , т. о. интересы служилых людей и центральной власти совпадали .Значительная часть земельных владений в Московском государстве – вотчины. Вспомните эту форму земельного владения.

 На карточках с заданиями надо соединить понятия и признаки и ответить вопрос : на какую категорию людей больше  мог опереться великий князь и почему ?  Служилые люди , должны являться по первому зову князя « конно , людно и оружно «. Часто земли они получали неосвоенные , на которые призывали крестьян , обещая им льготы.

 Подумайте , в каких владениях крестьянину легче жить , где меньше налоги ? Почему ? Крестьяне бегут из поместий. Сама жизнь заставляла помещиков добиваться закрепощения крестьян. Судебник 1497 года ограничил существовавший до  этого свободный переход крестьян на другие земли или к другому владельцу 2 – мя неделями в году.

Знакомимся с документом в учебнике на странице 191. Подумайте , почему был выбран Юрьев день осенний (26 ноября ). Что платили крестьяне владельцу земли , чтобы перейти к другому хозяину ?

 В тетрадь записать определение – пожилое.

  Вывод : Судебник закрепил единое устройство и Управление в государстве и ограничил « выход « крестьян ( их переход от одного владельца к другому ).

 Обсудим , почему формирование крепостного права начинается в ходе складывания единого государства ?

 Итак , что нового мы узнали и какой вывод можем сделать ? Т. о. в ходе формирования единого государства власть великого московского князя усиливается , князь опирается на служилых людей , давая им качестве платы за службу поместье ; с ростом поместий , происходит ограничение крестьянской свободы и прикрепление крестьян к земле.

 Выставить оценки. Записать домашнее задание.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»