Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Воробьева Наталия Николаевна
методист гимназии №24 имени И.А. Крылова Санкт-Петербурга
Программа элективного курса "Художественно-эстетическая культура Древней и Средневековой Руси (IX-XVII вв.)"

Содержание курса

Вводный урок (1 час)

Основные понятия курса: культура, эстетика, художественная культура, эстетическая культура, эстетическое сознание. Взаимосвязь художественного и эстетического в культуре. Язык искусства: знак, символ, образ, канон, стиль.

 

Тема 1. Особенности формирования

художественно-эстетической культуры Древней Руси (1 час)

Историко-культурная характеристика Древней Руси IХ-Х вв. Языческие основы художественной культуры Древней Руси. Мифологическое осмысление мира. Реконструкция схемы “Мирового дерева”.  Художественно-ремесленное творчество. Деревянное зодчество. Киевское капище.

Предпосылки и условия восприятие христианства. Эстетические аспекты “выбора веры”. Последствия христианизации Руси.

Византийские, балканские и иные источники формирования художественно-эстетической культуры Древней Руси до и после христианизации.

 

Тема 2. Художественная культура Киевской Руси X-XI вв. (2 часа)

Летописные сведения о церковном зодчестве Древней Руси. Предпосылки восприятия древнерусским сознанием византийского архитектурного образа. Крещение Руси и начало храмового строительства.

Десятинная церковь Успения Богоматери. Воплощение нового понимания пространства и времени. Собор Св. Софии. Государственная и религиозная символика. Черты соборно-кафедрального стиля архитектуры. “Монументальный историзм”. Специфические черты древнерусского монументального зодчества.

Росписи собора Св. Софии. Освоение византийского канона и формирование собственного живописного мышления. Небесная и земная иерархия.

Храмово-монастырское строительство. Дмитриевский, Выдубицкий, Киево-Печерский монастыри и соборы.

 

Тема 3. Храмовое искусство Руси

периода «феодальной раздробленности» (XII-XIII вв.)  (2 часа)

Трансформации “монументального историзма”.

Сложение придворно-княжеского жанра в архитектуре и его характерные черты.

Формирование архитектурно-художественной школы Северной и Северо-Западной Руси. Храмы Новгорода начала XII в. (Георгиевский собор Юрьева монастыря, ц. Спаса Преображения на Нередице). Особенности стиля.

Формирование черт Владимиро-Суздальского зодчества. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Церковь Покрова на Нерли. Самобытность архитектурной формы. Прототипы владимирских церквей.

Особенности архитектуры “башенных” храмов (Михайло-Архангельская церковь в Смоленске, Спасский хр. В Рязани, хр. Св. Василия в Овруче и т.п.)

Основные тенденции развития древнерусской храмовой живописи в XII-XIII вв. “Грекофильское” и “русское” направления. Росписи церкви Спаса Преображения на Нередице. Памятники иконописи владимиро-суздальского круга. Монументальная живопись Новгорода XII-XIII вв. Характерные особенности новгородской иконы, символика и образы. Формирование национальных черт живописи.

 

Тема 4. Художественная культура русских земель XIII-XIV вв. (2 часа)

Последствия татаро-монгольского нашествия для древнерусской культуры.

Возвышение Москвы. Деятельность Ивана Калиты и строительство Московского   Кремля. Первый Успенский собор (1326), Архангельский собор (1333). Преемственность владимиро-суздальского зодчества.

Придворно-княжеская храмовая архитектура (Воскресенская и Успенская церкви в Коломне, Успенский храм в Звенигороде и т.п.) Храмовое строительство в монастырях: Спасо-Андроников, Троице-Сергиев.

Сложение “уличанского” жанра храмового зодчества в новгородско-псковской архитектуре.

“Ренессансные” черты русской архитектуры ХIV в.

Направления и тенденции развития живописи ХIII в. Общие и особенные черты новгородской и московской школ живописи ХIV в.

Новгородская монументальная живопись XIV-XV вв. Творчество Феофана Грека. Росписи Новгородского Спасо-Преображенского собора. Образы и символика.

Архитектура и живопись Пскова XIII-XV вв.

Характерные черты ростово-суздальской школы живописи XIII-XV вв.

Оформление большого русского Иконостаса. Символическое осмысление и художественно-композиционное решение.

 

Тема 5. Искусство Московского княжества XIV- нач. XV вв. (2 часа)

“Русское предвозрождение”.

Политическое и культурное возвышение Москвы. Строительство соборов Московского Кремля. Характерные черты зодчества Московского княжества.

Монументальная живопись Москвы XIV в. Памятники иконописи. Особенности трактовки иконописных образов и пространства.

Андрей Рублев: особенности мировоззрения и творчества. Исихазм и Ренессанс. Живописные приемы и символическое содержание образов и сцен. “Троица”. Понятие “круг Рублева”. Росписи и Иконостас Благовещенского собора в Кремле.  Эстетика “обоженого” человеческого образа.

Фрески и Иконостас Успенского собора во Владимире. Даниил Черный. Иконографическая композиция и концепция.

 Феномен расцвета древнерусской живописи ХIV-ХV вв.

 

Тема 6. Художественная культура эпохи образования единого

Российского государства (вторая половина XV-XVI вв.)  (2 часа)

Новые явления идеологии и культуры. Строительство Кремля. Успенский Собор. Архангельский собор. Благовещенский собор. Модификации стиля “монументального историзма”. Понятие “древнерусская классика”. Стилистика и символика архитектуры XVI в. Церковь Вознесения в Коломенском. Собор Василия Блаженного. 

Русская религиозная живопись XV-XVI вв. Развитие символико-аллегорического, эсхатологического, гимнографического и др. жанров.

Дионисий и его школа. Росписи церкви Ферапонтова монастыря. Живописная манера и особенности иконописного видения. Росписи Благовещенского собора в Москве.

Иконопись XVI в. Изменения стиля и композиции. Новый характер художественного мышления. Усиление государственно-дидактического начала. “Реалистические” тенденции в житийном жанре.  Начала эволюции портрета. “Модификации предвозрождения”.

 

Тема 7. Художественная культура Руси XVII в. (3 часа)

Изменения в системе эстетического мировоззрения. Новые черты культовой архитектуры. Церковь Троицы в Никитках. Церковь Рождества в Путинках в Москве.

Архитектурный облик древнерусского города XVII в. Посадские храмы. Светская архитектура и светское искусство.

Монастырская архитектура: Кирилло-Белозерский,  Новодевичий, Донской монастыри. Ново-Иерусалимский монастырь патриарха Никона.

“Нарышкинские” церкви. Церковь Покрова в Филях.

Барочные тенденции в храмовом строительстве. “Московское барокко”: архитектурно-эстетические образы.

Основные тенденции развития живописи. “Годуновские” и “строгановские” письма. Симон Ушаков. Изменения в характере иконописного образа. Усложнение символико-аллегорического строя живописи. Развитие жанров живописи.

Свидетельства изменений художественного мировоззрения.

Функции барокко и раннего Ренессанса в русской культуре XVII вв.  

Судьбы древнерусской религиозной художественной культуры в истории России и других народов.

 

Тема 8. Урок-семинар. Эстетическое сознание Древней и Средневековой Руси (2 часа)

1. Особенности древнерусского эстетического сознания:

•      представления о красоте духовной и природной;

•      соборность;

•      софийность;

•      каноничность;

•      эстетика света;

•      эстетика Слова;

•      литургическая эстетика;

•      эстетика иконы.

     2. XVII век – кризис средневекового мировоззрения и становление художественно- эстетической теории в России:

•      причины и свидетельства изменений религиозно-эстетического сознания;

•      протопоп Аввакум о красоте и символе;

•      развитие теории живописи: Симон Ушаков, Семеон Полоцкий; 

•      итоги развития эстетической теории и церковного искусства в XVIIв.

 

Литература:

1.       Алпатов М.В. Древнерусское изобразительное искусство // Очерки по истории русского искусства. М., 1954.

2.       Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972.

3.       Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

4.       Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1996.

5.       Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. М., 1984.

6.       Брюсова В.Г. Андрей Рублев. М., 1995.

7.       Бычков В.В. Эстетика в России XVII в. М., 1989.

8.       Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М., 1995.

9.       Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. М.- СПб., 1999.

10.  Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

11.  Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.

12.  Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. М.,  2002.

13.  Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1990.

14.  Еремина Т.С. Предания о русских иконах. М., 1994.

15.  Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство. М., 2000.

16.  История русского искусства в 3-х томах. М., 1991.

17.  Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI в. М., 2000.

18.  Лепахин В.В. Значение и предназначение иконы. М., 2003.

19.  Лисовский В. Г. Архитектура России. Поиски национального стиля. М., 2009.

20.  Лифшиц А.И. История русского искусства. Т. 1. Русское искусство X-XVII вв. М., 2007.

21.  Прохоров Г.М. Древняя Русь как историко-культурный феномен. СПб. 2010.

22.  Троица Андрея Рублева. Антология. М., 1989.

23.  Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. Два мира в русской иконописи // Трубецкой Е.Н. Избранное. М., 1997.

24.  Успенский Б. А. Семиотика искусства. М., 1995.

25.  Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. М., 1989.

26.  Флоренский П.А. Иконостас. М., 1993.

27.  Художественно-эстетическая культура Древней Руси. Под ред. В.В. Бычкова. М., 1998.

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru;

http://megabook.ru;

http://www.bibliotekar.ru;

http://www.icon-art.info;

http://www.sedmitza.ru.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»