Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Марченко Елена Анатольевна

«Сценарий урока истории,

обществознания,

граждановедения»

 

Учебно-методическое обеспечение:                          

1.Программа для ОУ по истории и обществознанию 5-11 классы.

 Авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина

 Издательство: М., Просвещение, 2001 год.

2.Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений «История России. 20 век».

Авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Издательство: М., Просвещение,2001 год.

 

 

 

 

Аннотация

к работе на всероссийский конкурс "История 90-х»

в номинации "Сценарий урока истории, обществознания, граждановедения".

   Данная работа представляет разработку урока в 9 классе по теме:"Август 1991 г.,  причины и последствия. Распад СССР".

   Главной целью урока является :

- обобщение и систематизация знаний учащихся по теме "Перестройка в СССР (1985-1991гг.)";

- завершение на школьном уровне (общее основное образование) формирования представлений об основных событиях 90-х годов и определения их места в развитии современной России.

  Урок включён в тематическое планирование по курсу "История России. 20 век" (учебник А.А.Данилова , Л.Г.Косулиной ), проводится как урок обобщения и закрепления знаний по теме "Перестройка в СССР (1985-1991гг.)".

  Тема урока выбрана исходя из следующего:

1.События августа 1991 года, являющиеся причинами распада СССР, в 9 классе изучаются кратко и учащиеся не всегда в них разбираются.

2.У учащихся формируется сжатое представление о событии, которое  является поворотным пунктом в истории России и становлении правового государства.

  Урок построен в форме структурированной (регламентированной) дискуссии. В ходе урока ученики получают чёткий план, структуру и порядок обсуждения вопросов темы.

   Класс делится на группы, в которых проходит обсуждение вопросов, затем ответы  каждой группы обсуждаются и делаются общие выводы. В начале урока учителем формулируется общая проблема - выяснить причины и последствия августовских событий 1991 года и причины распада СССР.

   Для активизации познавательного интереса каждому  учащемуся отводится определённая роль - ведущий, аналитик, протоколист, наблюдатель. Таким образом, все включены в работу.

   Предварительная подготовка к данному уроку началась за три недели до проведения занятия. Учащиеся были ознакомлены с перечнем вопросов для обсуждения и списком дополнительной литературы для подготовки:

-Пихоя Р.Г.Советский Союз: история власти.1941-1945 гг.-М.1998 г.

-Яковер Л.Б.История России. ТЦ Сфера, М.2002 г.

-Ельцин Б.Н.Записки президента.М.,1994г.

- Мау В.А., Стародубровская И.В.Великие революции. От Кромвеля до   Путина.М.,2001 г.

- Согрин В.В.Политическая история Современной России.1985-1991: от Горбачёва до Путина. М.,2001 г.

-Россия и Чечня (1990-1997 годы): Документы свидетельствуют. М.,1997 г.

-интернет-сайты по теме "История России".  

         Также было предложено подготовить сообщения:

     - «Межнациональные отношения в период «перестройки".

     - «Август 1991 года».  

      При подготовке к уроку, на основе отобранного материала, были    подготовлены сообщения по предложенным темам и презентация: "Содружество Независимых Государств", которые и стали основными источниками при обобщении материала на уроке.

9 класс. История России.

                       Эпиграф урока: «Будьте внимательны к своим мыслям -

                                              они начало поступков».

                                                         Лао Цзы

Тема урока:  Август 1991 г., причины и последствия. Распад СССР.

Форма урока: урок-дискуссия.

Цель урока:

-сформировать у учащихся представления об августовских событиях, их причинах и последствиях для дальнейшего развития страны;

-обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по данной теме;

-продолжить работу по развитию навыков самостоятельной работы, сопоставления фактов, умения делать выводы, аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию.

Структура урока.

1.На доске план и основные вопросы для обсуждения темы.

План урока:

1.Основные события предшествующие распаду СССР (анализ таблиц).

2 .Август 1991 года, причины и последствия. Распад СССР.

3.Современное состояние стран СНГ (презентация).

2.Контроль знанийпроводится с целью закрепления основных политических событий 1985-1991 гг.

   Проверка выполнения домашнего задания:

        а) привести в соответствие данные таблицы.

 

     Дата

                Событие

1

Апрель 1985 г.

 

Избрание М.С.Горбачёва Генеральным секретарём ЦК КПСС.

2

1988 г.

 

Принятие новой редакции Программы КПСС.

3

1988 г.

 

Освобождение правозащитников- А.В.Сахарова и др.

4

1989 г.

 

Пленум ЦК КПСС по кадровой политике.

5

1990 г.

 

Создание первых оппозиционных КПСС партий.

6

1991 г.

 

Возобновление реабилитаций жертв сталинских репрессий.

7

Март 1986 г.

 

19 партконференция. Начало политической реформы.

8

1986 г.

 

Отмена 6-й статьи Конституции СССР. Избрание президента.

9

Январь 1987 г.

 

Первые выборы президента РСФСР.

10

Март 1987 г.

 

Провозглашение концепции «ускорения».

 

 

б) проверка домашнего задания по заполнению таблицы "Основные этапы перестройки в СССР ".

 

Весна 1985-1986г

Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

1987-1988г

Попытки перемен в экономике и внутрипартийной жизни.

1989-весна

1990гг.

Кризис политики перестройки и выход социально- политических процессов в стране за рамки социалистического обновления.

Весна 1990-лето 1991гг.

Переход к президентской форме правления, дальнейшее углубление экономического и политического кризиса в стране.

 

3.Обобщение материала по теме проводится в форме структурированной дискуссии.

   Учитель: «Наш урок мы проведём в форме дискуссии. Для этого разделимся на 2 группы. Задача каждой группы - обсуждение вопросов, поставленных в ходе урока для решения общей проблемы, которую предстоит решить всему классу. Для корректировки работы в группах нужно выбрать ведущего аналитика, протоколиста и наблюдателя.

  Их задачи (так же на столах в виде памяток):

Ведущий- организовывает обсуждение проблемы, привлекая всех членов группы.

Аналитик - задаёт вопросы, подвергая сомнению высказываемые предложения.

Протоколист- фиксирует предложения, представляет позицию группы перед классом.

Наблюдатель- даёт, в конце урока, оценку работы каждого члена группы».

   Далее учитель обращает внимание на основные правила ведения дискуссии (памятки на столах).

     Учитель: «При подготовке к уроку вы работали с дополнительным материалом, повторяли изученный ранее материал по теме. На основе ваших работ, выводов мы попробуем восстановить хронику августовских событий, дать им оценку и выяснить причины распада СССР. Это и будет основная проблема для обсуждения.

   Проанализировав материал, представленный на уроке, мы составим опорный конспект «Распад СССР (1990-1991гг.)».

На доске записаны вопросы, на которые мы должны дать ответ в ходе нашего урока:

1.Что, на ваш взгляд, позволяет определять события августа 1991 года как попытку государственного переворота?

2.Почему августовский путч потерпел поражение?

3.Какие причины привели к распаду СССР и образованию Содружества Независимых Государств?

 Заслушиваются учащиеся готовившие сообщения: «Межнациональные отношения в период «перестройки», «Август 1991 года».

   Выступление учащегося о событиях, предшествующих августу 1991г.:

-«Политика демократизации и гласности не могла не вызвать оживления национально-освободительных движений. В декабре 1987 года в ответ на назначение Г.Колбина вместо отправленного в отставку лидера Казахстана  Д.Кунаева казахская молодёжь устроила в Алма-Ате массовые акции протеста, которые были разогнаны войсками. 20 февраля 1988 года на внеочередной сессии облсовета Нагорного Карабаха было принято решение о ходатайстве перед Верховными  Советами Азербайджана и Армении о выводе области из состава АзССР и включении в состав АрмССР. Это решение было поддержано массовыми митингами и забастовками в НКАО. Ответом на это стали погромы и резня армян в Сумгаите 27-29 февраля.

  В этих условиях Горбачёв приказал ввести войска в Сумгаит.15 июня Верховный Совет Армении согласился на вступление НКАО в состав республики.17 июня Верховный Совет Азербайджана вынес решение о неприемлемости передачи НКАО в состав Армении. Через месяц Президиум Верховного Совета СССР признал невозможным изменение границ республик без согласия обеих сторон. Тем временем начались этнические столкновения между жителями НКАО, появились первые беженцы. Жизнь требовала немедленного изменения национальной политики на общегосударственном уровне. Вместо этого был введён режим особого управления НКАО. К 1989 году количество беженцев в Закавказье превысило 300 тысяч человек.

  Национально-освободительное движение всё больше активизировалось. В ноябре 1988 г. Эстония приняла декларацию о суверенитете. Последовал межнациональный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами в Узбекистане, приведший к введению комендантского часа в местах компактного проживания турок-месхетинцев. Количество переселенцев достигло 16 тысяч человек.

  В июле 1989 года закон о государственном суверенитете приняли Латвия и Литва.

  11 марта 1990 года Литва провозгласила независимость. Всё это заставило союзное руководство принять срочные (но, как оказалось, весьма запоздавшие) меры по разработке нового союзного договора.

  12 июня 1990г. Декларацию о государственном суверенитете принял 1 съезд народных депутатов РСФСР. Таким образом, Россия сделала первый шаг на пути к независимости и разрушению СССР.

   17 марта1991 года прошёл союзный референдум по вопросу о сохранении СССР. Абсолютное большинство его участников высказались за сохранение обновлённого Союза. Однако промедление властей с разработкой нового союзного договора делало проблематичным само его подписание».

Учитель: Из данного выступления мы можем определить причина распада СССР. Каковы же они?

  После обсуждения представленного материала ( используя ранее полученные знания) и выступления протоколистов, которые представили позиции группы, ответы учащихся обобщаются и записываются:

1.Борьба за власть между центрами и регионами.

2.Диктат центральной власти в отношении национально-государственных образований.

3.Обострение межнациональных конфликтов.

4.Принятие РСФСР Декларации о государственном суверенитете.

  Учитель: «События августа 1991г. выявили все проблемы, показали слабость центральной власти и ещё больше подвели государство к его распаду.

   Анализируя дальнейшие выступления ребят, вы должны дать свои варианты ответов на 1 и 2 вопросы на доске».           

             Сообщение учащегося о событиях августа 1991 года:

  -«Чтобы избежать распада СССР М.С.Горбачёв весной и летом 1991 года проводил совещания под Москвой в Ново-Огарёве с главами 9 республик о подготовке нового Союзного Договора, подписание которого было назначено на 20 августа. 2 августа М.С.Горбачёв выехал на отдых в Форос (Крым) ,но 18 августа был изолирован на даче. Утром 19 августа, в канун подписания Союзного Договора, начался антигосударственный путч. По радио было объявлено заявление советского руководства "Об отстранении Президента от обязанностей по состоянию здоровья и передаче его полномочий вице-президенту Янаеву, о введении чрезвычайного положения в отдельных районах и создании ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению), состоящего из 8 человек, среди которых были Янаев , премьер Павлов , министр обороны Язов, министр внутренних дел Пуго, председатель КГБ Крючков.          

    ГКЧП опубликовал "Обращение к советскому народу", потребовал расформировать действующие вопреки Конституции СССР структуры власти, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений запретил митинги, демонстрации, забастовки, установил жёсткий контроль над средствами информации, ввёл в Москву войска, запретил выпуск ряда газет. Проведена пресс-конференция ГКЧП.

    Отпор путчистам возглавило руководство РСФСР во главе с Б.Н.Ельциным, призвавшим к политической бессрочной забастовке до уничтожения ГКЧП и назначившим на 21 августа внеочередную сессию Верховного Совета РСФСР.

    В Москве строили баррикады, народ защищал Дом Советов России (Белый дом). 21 августа путчисты потерпели поражение и были арестованы. В ночь на 22 августа М.С.Горбачёв вернулся в Москву.22 августа руководством республики введён трёхцветный флаг РСФСР (с 1994 г. праздник-День Государственного флага РФ),запрещена деятельность КПСС. Августовский путч обострил все противоречия в стране. Заявили о выходе из СССР страны Прибалтики. Горбачёв безрезультатно пытался продолжить Ново-Огарёвские встречи и выработать новый договор.

  Учитель: «Мы видим, что главной проблемой в данный период становился «цивилизованный развод» и «раздел имущества» в целях предотвращения гражданской войны.

   8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще (Белоруссия), руководители трёх республик России, Украины и Белоруссии (Б.Н.Ельцин, Л.М.Кравчук, С.С.Шушкевич) подписали Беловежское соглашение и объявили о прекращении существования СССР. Также было объявлено о создании СНГ (Содружества Независимых Государств). 21 декабря 11 стран подписали Декларацию, которая констатировала территориальную целостность и нерушимость границ СНГ, взаимовыгодное сотрудничество, вводила объединённое командование военными силами, единый контроль над ядерным оружием, гарантировала выполнение международных обязательств бывшего СССР».

    Далее заслушиваются и обобщаются ответы, предложенные группами на 1 и 2 вопросы данные вначале урока. Учащиеся приходят к единому мнению и делают записи:

1.События августа 1991 года - государственный переворот, так как это была попытка устранить действующую власть через установление диктатуры, что не соответствовало Конституции, сорвать подписание нового союзного договора.

2. Путчисты потерпели  поражение, прежде всего потому что руководство России выступило сплочённо, энергично, таким образом сумев привлечь на свою сторону большинство москвичей, которые встали на защиту «Белого дома» и демократических свобод, гарантированных Конституцией.

Учитель:

-«Проанализировав выступления, мы ответили на вопросы, которые должны были выяснить в ходе дискуссии.

  Ещё раз убедились, что распад СССР был предрешён. Финал ГКЧП означал завершение исторического периода, характеризуемого словом «перестройка». Задуманное окружением М.С.Горбачёва как мера спасения СССР создание ГКЧП ускорило его распад, позволив руководству России, во главе с Б.Н.Ельциным, выступить в роли защитника законности.

   25декабря 1991 года М.С.Горбачёв, Президент СССР, ушёл в отставку. СССР прекратил существование. В этот же день Верховный Совет России установил новое официальное наименование государства вместо РСФСР – Российская Федерация».

    В качестве домашнего задания, учащимся предлагается проанализировать документ (каждому даётся распечатка).

  Всероссийским центром изучения общественного мнения в первой декаде 1994 г. Был проведён опрос жителей России. На вопрос: «Как вы сейчас оцениваете события 19-21 августа 1991г.?»- были предложены варианты ответов:

1.Просто эпизод борьбы за власть в высшем руководстве страны-53%.

2.Трагическое событие, имевшее гибельные последствия для страны и народа-27%.

3.Победа демократической революции, покончившей с властью КПСС-7%.

4.Затрудняюсь ответить-13%.

 - Как бы вы ответили на этот вопрос? Выберите один из перечисленных вариантов ответа или предложите свою версию. Свой ответ аргументируйте.

 

4.Итог урока.

Обобщая весь материал по данной теме, составляется опорный конспект (учителем составлен заранее).

                 

 

                        

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»