Поурочное планирование по предмету «История» 10 класс (база)
(по учебникам О.С. Сорока-Цюпа «Всеобщая история» 10 класс,
В.А. Никонов, С.В. Девятов «История России 1914-начало XX в»)
В.А. Никонов, С.В. Девятов «История России 1914-начало XX в»)
Ишалина Римма Хусаиновна
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов | Тип урока | Элементы содержания |
Планируемые предметные результаты |
Основные виды учебной деятельности, требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля |
Домаш-нее задание |
Дата проведения (план/факт) |
Всеобщая история. Новейшая история. 1914-1945 гг. (23 часа) | |||||||||
1 | Введение | 1 | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Период завершения индустриального общества и начало формирования постиндустриального информационного общества. Модернизация. Проблема сочетания модернизации и сохранения традиций. | Научатся: определять термины промышленно-технологическая революция, модернизация, урбанизация, индустриальное общество Получат возможность научиться: систематизировать важнейшие изменения начала XX в. в индустриальном обществе, иллюстрировать теоретические суждения конкретными историческими фактами |
Уметь давать характеристику данного периода новейшей истории | Устный опрос | § 1, п. 1 | |
Мир накануне и в годы Первой мировой войны (4 часа) | |||||||||
2 | Мир накануне Первой мировой войны | 1 | Урок освоения новых знаний и учебных действий | Предпосылки глобальных конфликтов. Вторая промышленно-технологическая революция как основа перемен. Формирование единого мирового хозяйства. Демократизация политической жизни. | Научатся: определять термины милитаризация, массовая политическая партия; консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, национализм. Получат возможность научиться: систематизировать исторический материал о направлениях демократизации политического устройства европейских государств и США, о политических партиях и политической борьбе в начале ХХ в. |
Определять причинно-следственные связи. Высказывать и аргументировать собственные суждения. Выявлять взаимосвязь между явлениями и процессами. Использовать карту как исторический источник. |
Устный опрос, проблемные задания | § 1 | |
3 | «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. | 1 | Комбиниро-ванный | Завершение территориального раздела мира и борьба за передел колоний и сфер влияния. Раскол великих держав на два противоборствующих блока: Антанта и Тройственный союз. Гонка вооружений. Локальные конфликты. | Научатся: определять термины «новый империализм», протекционизм, Антанта, Тройственный союз Получат возможность научиться: устанавливать, объяснять и иллюстрировать историческими фактами причины Первой мировой войны |
Выявлять экономическую и политическую составляющие «нового империализма». Показывать на карте и комментировать состав и территории военно-политических блоков. Рассказывать о предпосылках Первой мировой войны. |
Устный опрос, проблемные задания, работа с картой | § 2 | |
4-5 | Первая мировая война. 1914—1918 гг. | 2 | Комбиниро-ванный | Июльский (1914) кризис, повод и причины войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения. Итоги войны | Научатся: определять термины мировая война, мобилизация, позиционная война, геноцид; использовать историческую карту для изучения основных этапов военных действий Первой мировой войны Получат возможность научиться: анализировать информацию исторических источников по истории Первой мировой войны, определять позицию автора и давать оценку описываемым фактам |
Рассказывать об этапах и основных событиях Первой мировой войны. Характеризовать цели и планы сторон. Оценивать взаимодействие союзников. Объяснять причины поражений в сражениях Первой мировой войны. |
Работа с текстом учебника, документами, картой | § 3,карта | |
Межвоенный период (1918—1939) (12 часов) | |||||||||
6 | Последствия войны: революции и распад империй | 1 | Комбиниро-ванный | Социальные последствия. Изменения в расстановке политических сил. Создание Коминтерна в 1919 г. и его роль в мировой политике. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны. | Научатся: определять термины «восстание масс», национализм, экстремизм, фашизм, Коминтерн; устанавливать последствия Первой мировой войны Получат возможность научиться: систематизировать исторический материал о последствиях Первой мировой войны, иллюстрировать фактами теоретические положения |
Показывать на карте страны, где произошли революции во время мировой войны или после неё. Объяснять, какие международные условия способствовали развитию революций в разных странах. Комментировать итоги и последствия революций. |
Работа с текстом учебника, документа-ми, картой | § 4 | |
7 | Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920-е гг. | 1 | Комбиниро-ванный | Парижская мирная конференция 1919 г. Программа «14 пунктов» В. Вилысона. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Лига Наций. Вашингтонская конференция 1921—1922 гг. Оформление Версальско- Вашингтонской системы и ее противоречия. Развитие международных отношений в 1920-е гг. Начало признания Советской России. |
Научатся: определять термины репарации, Версальско-Вашингтонская система, изоляционизм, эра пацифизма; использовать карту для изучения территориальных изменений в мире по итогам Первой мировой войны. Получат возможность научиться: понимать основные факторы развития международных отношений в 1920-е гг., иллюстрировать их примерами. |
Анализировать основные условия Версальско-Вашингтонской системы. Показывать и объяснять на карте территориальные изменения в мире после войны. | Работа с текстом учебника, документа-ми, картой | § 5 | |
8 | Страны Запада в 1920-е гг. США и Великобритания | 1 | Комбиниро-ванный урок | Экономический бум, торжество консерватизма в США. Перемещение экономического центра капиталистического мира в Соединенные Штаты. Коалиционные правительства в Великобритании. Всеобщая забастовка рабочих в Великобритании в 1926 г. |
Научатся: определять термины инфляция, индустриальное общество, «просперити» (процветание по-американски), массовая культура, «мондизм» Получат возможность научиться: систематизировать исторический материал об экономическом и политическом развитии США и Великобритании в 1920-е гг., сопоставлять его, определять черты сходства и различия. |
Называть причины быстрого роста экономики США. Характеризовать международные отношения в 1920-е гг. | Работа с текстом учебника, составление схемы | § 6 | |
9 | Страны Запада в 1920-е гг. Франция. Германия. | 1 | Комбиниро-ванный урок | «Националыный блок» и «Картель левых» во Франции. Кризис Веймарской республики в Германии: «Капповский путч» 1920 г. восстание коммунистов в Гамбурге 1923 г., фашистский «пивной путч» в Мюнхене 1923 г. | Научатся: объяснять особенности восстановления экономики европейских государств в 1920-е гг. Получат возможность научиться: систематизировать исторический материал об экономическом и политическом развитии Франции и Германии в 1920-е гг., сопоставлять его, определять черты сходства и различия. |
Сравнивать развитие Великобритании, Германии, Франции, США в 1920-е гг. |
Работа с текстом учебника, составление схемы | § 6 | |
10 | Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Великая депрессия. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его масштабы. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. | Научатся: определять термины экономический кризис, Великая депрессия, кейнсианство; устанавливать и объяснять причины и последствия мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Получат возможность научиться: систематизировать исторический материал об экономических и политических моделях выхода из экономического кризиса, сравнивать их, выявлять положительные и отрицательные черты |
Объяснять причины и особенности экономического кризиса. Сравнивать либерально-демократические и тоталитарные режимы. | Работа с текстом учебника, документами | § 7 | |
11 | США: «новый курс» Ф. Д. Рузвельта. | 1 | Комбиниро-ванный урок | Основные реформы «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта. Реакция американского общества на «Новый курс». Внешняя политика США в 1930-е гг. | Научатся: определять термины «Новый курс», протекционизм. Получат возможность научиться: оценивать политику «Нового курса», формулировать собственную точку зрения и её аргументировать | Называть особенности кризиса в США. Раскрывать суть «Нового курса». Характеризовать социальные реформы «нового курса». | Работа с текстом учебника, документами | § 8 | |
12 | Великобритания: «национальное правительство» | 1 | Комбиниро-ванный урок | Особенности экономического кризиса 1929—1933 г. в Великобритании. | Научатся: определять термины кейнсианство, протекционизм. Получат возможность научиться: систематизировать исторический материал о политической ситуации и экономической политике Великобритании в период экономического кризиса | Сравнивать экономическую политику Англии и США в период кризиса. Анализировать внутреннюю и внешнюю политику Великобритании в 1930-е гг. |
Работа с текстом учебника, документами | § 8 | |
13 | Нарастание агрессии в мире. Установление нацистской диктатуры в Германии |
1 | Комбиниро-ванный урок | Кризис Веймарской республики. Нацистская партия на пути к власти. Идеология национал-социализма. Этапы установления фашистского режима. Милитаризация и подготовка к войне. Внешняя политика Германии в 1930-е гг. | Научатся: определять термины тоталитарный режим, фашизм, национал-социализм (нацизм); объяснять причины и предпосылки формирования фашистского движения в Германии Получат возможность научиться: сравнивать фашизм и национал-социализм, давать оценку происходивших в Германии в 1930-е гг. событий с точки зрения гуманистических и демократических ценностей |
Объяснять причины установления тоталитарной диктатуры в Германии. Раскрывать особенности пути фашистов к власти в Германии. Характеризовать особенности фашизма и национал-социализма. | Работа с текстом учебника, документами | § 9 | |
14 | Борьба с фашизмом | 1 | Комбиниро-ванный урок | «Народный фронт» во Франции и Испании. Революция 1931 г. в Испании и свержение монархии. Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму. | Научатся: определять термины фашизм, Народный фронт, дирижизм, австрофашизм, аншлюс. Получат возможность научиться: объяснять причины формирования фашистских государств в Испании и Австрии. |
Характеризовать политическое и экономическое положение Франции в условиях кризиса. Раскрывать особенности пути фашистов к власти в Испании | Работа с текстом учебника, документами | § 10 | |
15-16 | Международные отношения в 1930-е гг. Политика «умиротворения» агрессора |
2 | Комбиниро-ванный урок | Агрессивные действия Германии, Италии и Японии. Политика «умиротворения» агрессоров. Создание оси Берлин — Рим — Токио. Мюнхенский сговор и присоединение Судетской области Чехословакии к Германии. Англо-франко-советские переговоры весной-летом 1939 г. Советско-германские договоры (1939). | Научатся: определять термины экспансия, Мюнхенский сговор, политика умиротворения, идея коллективной безопасности. Получат возможность научиться: систематизировать исторический материал о международных отношениях в 1930-е гг., понимать сущность происходивших событий, подталкивающих мир к новой войне |
Объяснять причины распада Версальско-Вашингтонской системы. Характеризовать международную обстановку накануне войны. Оценивать роль Лиги Наций в международной политике в 1930-е гг. Объяснять причины провала идеи коллективной безопасности. |
Работа с текстом учебника, документами | § 11, карта | |
17 | Восток в первой половине XX века | 1 | Комбиниро-ванный урок | Положение в странах Востока в первой половине ХХ в. Проблема модернизации и сохранения традиций. Своеобразие японской модернизации. Реформы и революции в Китае. «Северный поход» Чан Кайши и объединение Китая. Японо- китайская война 1937—1945 гг. Индийский национальный конгресс. М. Ганди и его учение. |
Научатся: определять термины модернизация, гандизм, реставрация Мэйдзи, синтоизм. Получат возможность научиться: сопоставлять процессы модернизации в странах Юго-Восточной Азии, определять черты сходства и различия. |
Объяснять, какие задачи стояли перед Японией, Индией, Китаем в 1920—1930-е гг. Сравнивать пути к модернизации в Японии, Китае и Индии. Объяснять сходство и различия в развитии стран континента. |
Работа с текстом учебника, составление таблицы | § 12 | |
Вторая мировая война (5 часов) | |||||||||
18-19 | Военные действия 1939-1942гг. | 2 | Комбиниро-ванный урок | Периодизация, фронты, участники. Вторжение гитлеровских войск в Польшу. «Странная война» на Западном фронте. Поражение Франции в июне 1940 г. Битва за Британию. Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Начало контрнаступления под Москвой в декабре 1941 г. Первое поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне. | Научатся: определять термины блицкриг, план “Барбаросса”, оккупация; использовать историческую карту для изучения военных действий Второй мировой войны. Получат возможность научиться: анализировать информацию исторических источников по истории Второй мировой войны, определять позицию автора и давать оценку описываемым фактам |
Объяснять причины Второй мировой войны. Анализировать готовность главных участников к войне. Называть периодизацию войны. Показывать на карте районы и комментировать основные события боевых действий. |
Работа с текстом учебника, картой, документа-ми, хроноло-гическая таблица | § 13, таблица, карта |
|
20-21 | Ноябрь 1942-сентябрь 1945: от коренного перелома до окончания войны. |
2 | Комбиниро-ванный урок | Коренной перелом. Нападение Японии на США. Военный действия в Северной Африке. Свержение режима Муссолини. Холокост. Концентрационные лагеря. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Международные конференции. Окончание Второй мировой войны. |
Научатся: определять термины Второй фронт, капитуляция Антигитлеровская коалиция, «новый мировой порядок», движение Сопротивления; использовать историческую карту для изучения военных действий. Получат возможность научиться: анализировать информацию исторических источников по истории Второй мировой войны, определять позицию автора и давать оценку описываемым фактам |
Показывать на карте районы и комментировать основные события боевых действий. Объяснять направления взаимодействия союзников, какие страны внесли наибольший вклад в победу. | Работа с текстом учебника, картой, документа-ми, хроноло-гическая таблица | § 14, карта |
|
22 |
Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование | 1 | Комбиниро-ванный урок | Мирное урегулирование. Оккупация, демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии. Распад Антигитлеровской коалиции. Образование ООН. Нюрнбергский процесс | Научатся: определять термины демилитаризация, денацифи-кация, демократизация, декар-телизация; использовать историческую карту для изучения послевоенного устройства мира. Получат возможность научиться: объяснять итоги, значение и последствия Второй мировой войны для её основных участников, характеризовать проблемы, возникшие в мире по итогам войны |
Объяснять основные последствия войны для стран союзников, стран-агрессоров, всего мира. Оценивать итоги Нюрнбергского процесса. |
Тест | § 15 | |
23 | Обобщающее повторение | 1 | Урок обобщения, систематизации и закрепления знаний и умений | Обобщение, систематизация и осуществление контроля знаний обучающихся, закрепление умений выполнять учебные действия | Самостоятельно выполнять индивидуальную учебно-познавательную деятельность. Обосновывать свое мнение, раскрывать позицию на конкретных примерах. | Проверочная работа | § 1-15 | ||
История России. 1914-1945 гг. (45 часов) | |||||||||
Введение. Россия и мир накануне Первой мировой войны (1 час) | |||||||||
24 | Российская империя накануне революции и Первой мировой войны |
1 | Урок повторения | Итоги экономической модернизации России 1900-1914 г.: успехи и противоречия. Результаты Первой русской революции. Проблемы российского парламентаризма в начале XX века. Характеристика социальной структуры российского общества. Международные отношения в первом десятилетии XX века. Внешняя политика России после русско-японской войны. Блоковая система и участие в ней России. Деятельность А.П. Извольского на посту министра иностранных дел. Обострение международной обстановки. Боснийский кризис. |
Знание хронологии событий, основных дат и понятий темы. Актуализация понятия модернизация. Систематизация исторического материала об итогах Первой Российской революции, экономической модернизации России 1900-1914 гг., развитии российского парламентаризма в первом десятилетии XX века. |
Актуализация знаний учащихся об экономическом и общественно-политическом развитии России в н. XX в. |
Работа с текстом учебника и документами | введение § 1 |
|
Россия в годы «великих потрясений». 1914–1921 (12 часов) | |||||||||
25 | Россия в Первой мировой войне | 1 | Комбинированный урок | Военная кампания 1914. Военные действия в 1915 г. Кампания 1916. Взаимодействие с союзниками по Антанте. Мужество и героизм российских воинов. | Выяснить причины участия России в войне; дать характеристику деятельности российских военачальников; раскрыть историческое значение Первой мировой войны | Анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов; высказывание своей точки зрения на события и факты; Работа с картой |
Работа с текстом учебника, картой, тест | § 2, конспекттаблица, карта | |
26 | Война и общество | 1 | Комбиниро-ванный урок | Власть, экономика и общество в условиях войны. Нарастание экономического кризиса Политические партии и война. |
Характеризовать социальные и национальные проблемы российского общества, начать формировать представление об экономических и социальных причинах революции 1917 г |
Самостоятельная работа с текстом учебника и фрагментами исторических источников |
Работа с текстом учебника, документами | § 3 | |
27 | Нарастание кризиса | 1 |
Комбиниро-ванный урок | Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Национальные и конфессиональные проблемы. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. | Сформировать представление о нарастании социального напряжения в России в ходе войны; выявить проявления политического противостояния социального недовольства общества; дать характеристику деятельности царя в условиях кризиса | Определять причинно-следственные связи. Прогнозировать последствия и значение исторических событий. Систематизировать знания при работе с текстом учебника. | Работа с текстом учебника | § 4 | |
28 | Российская революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю. |
1 | Комбиниро-ванный урок | Падение монархии. Временное правительство и его программа. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии в 1917 г. Кризисы Временного правительства. | Термины: Советы, двоевластие. Выяснить предпосылки и причины революции; сформировать представление o ходе революционного процесса; дать характеристику деятельности политических партий, их целей и методов |
Объяснение значения основных понятий темы урока. Анализ информации o развитии России в 1917 г. Составление характеристики личности. Давать аргументированные собственные суждения. |
Устный опрос, работа с текстом учебника, документа-ми | § 5 | |
29 | Приход к власти партии большевиков |
1 | Комбиниро-ванный урок | Рост влияния большевиков. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде. Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. | Сформировать представление о революционной власти, дать характеристику деятельности большевиков в 1917 г., их целей и методов; раскрыть понятие "Совет" применительно к организации власти; раскрыть историческое значение Октябрьской революции |
Давать расшифровку сокращенных названий. Раскрывать роль лозунга в политической борьбе за влияние в массах. Сравнивать политические течения. Использовать метод сравнительного анализа при сопоставлении исторических событий. | Устный опрос, работа с текстом учебника, документа-ми | § 6 | |
30 | Петроград в годы Первой мировой войны и революций. Региональный компонент |
1 | Комбиниро-ванный урок | Памятники, памятные места, музейные экспозиции, напоминающие о войнах начала ХХ в. 1914 г. – переименование Петербурга в Петроград. Памятные места и памятники Февральской революции 1917 г. Последствия октябрьских событий в Петрограде. Памятники и памятные места города, напоминающие об этих событиях, их руководителях и участниках |
Формирование устойчивого познавательного интереса к городу. Выявление уникального петербургского наследия, связи сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым. | Выбор тем для сообщений и презентаций Определение структуры и формы работы, круга необходимых источников | Подготовка сообщений, презентаций | § 6, презентации | |
31 | Становление советской власти | 1 | Комбиниро-ванный урок | Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация власти Советов. Создание новой армии. Брестский мир. Первая Конституция России 1918 г. | Термины: сепаратный мир, Учредительное собрание. Сформировать представление о процессе формирования Советского государства и его первых мероприятиях; дать характеристику деятельности большевиков в этот период | Анализировать и делать выводы на основе учебника. Систематизировать материал. определять значение терминов и понятий. Выявлять противоречия исторических событий. | Тест. Работа с текстом учебника, документами, составление схемы | § 7 |
|
32 | Начало Гражданской войны | 1 | Комбиниро-ванный урок | Причины Гражданской войны, периодизация. Чехословацкий мятеж. Палитра антибольшевистских сил. |
Термины: «зелёные», махновцы, анархисты, Коннармия, интервенция. Сформировать представление о причинах Гражданской войны в России и о её начале, дать характеристику деятельности политики белых и красных в начале войны | Определять причины исторических событий. Владеть приемом сравнительного анализа. Использовать историческую карту как исторический источник. | Работа с текстом учебника, документа-ми, картой | § 8, карта | |
33 | В вихре братоубийст-венного противостояния | 1 | Комбиниро-ванный урок | Террор красный и белый: причины и масштабы. Польско-советская война. Окончание Гражданской войны. Причины победы Красной армии в Гражданской войне. | Термины: «красный и белый» террор. Дать характеристику деятельности политики белых и красных, определить причины поражения белых и победы красных | Использовать историческую карту как исторический источник. Систематизировать информацию. Выявлять последствия исторического события. | Работа с текстом учебника, документа-ми, картой | § 9, карта |
|
34 | Россия в годы «военного коммунизма» |
1 | Комбиниро-ванный урок | Национализация промышленности. Политика в деревне. Военный коммунизм. | Термины: военный коммунизм, продразверстка. Сформировать представление о политике военного коммунизма, дать характеристику экономической деятельности красных | Оценивать влияние различных факторов на становление экономики. Устанавливать связь между явлениями политической и экономической жизни общества. Прогнозировать последствия исторических процессов и явлений. | Работа с текстом учебника, документа-ми, схема | § 10 | |
35 | Общество в эпоху рево-люционных потрясений |
1 | Комбиниро-ванный урок | Власть и интеллигенция. Отношение новой власти к русской православной церкви. Повседневная жизнь. Общественные настроения. | Сформировать представление об изменениях в социальном положении раз личных слоёв населения России, дать характеристику социальной деятельности большевиков; сформировать представление o причинах гражданского выбора интеллигенции в годы революции |
Составление таблицы, характеристик исторической личности; сравнение различных исторических версий | Работа с текстом учебника, документа-ми, таблица | § 11 | |
36 | Культура и революция | 1 | Комбиниро-ванный урок | Создание Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». Национализация театров и кинематографа. Пролетаризация вузов, организация рабфаков. | Сформировать представление о становлении советской науки, образования, о развитии кинематографа и театрального искусства; об отношения интеллигенции к революционным преобразованиям | Устанавливать связь между социально-политической и культурной жизнью общества. Определять цели государственной политики в сфере культуры. | Работа с текстом учебника | § 12 | |
Советский Союз в 1920–1930-е гг. (10 часа) | |||||||||
37 | СССР в годы НЭПа. 1921-1928 гг. |
1 | Комбиниро-ванный урок | Последствия Гражданской войны для демографии и экономики России. Крестьянские восстания. Кронштадтское восстание. Переход к новой экономической политике. Замена продразверстки единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа Сокольникова. Создание Госплана и переход к пятилетнему планированию развития народного хозяйства. | Термины: НЭП, ВСНХ, тресты, «ножницы цен», кризис сбыта. Проанализировать положение Советской России в начале 1920-х гг., выявить причины перехода к новой экономической политике. Выявить суть новой экономической политики (в сопоставлении с военным коммунизмом), а также изменения в политическом курсе большевиков в новых условиях. |
Давать характеристику положения в стране на основе анализа исторической карты. Раскрывать сущность терминов. Выявлять противоречивость исторических явлений. Давать оценку программе экономического развития государства. Прогнозировать последствия исторических событий. |
Работа с текстом учебника, документа-ми, схема |