Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

А мы - смогли бы?

Тушнова Ольга Михайловна

Предисловие
В ограниченности материальных благ – есть своя положительная сторона. При отсутствии достаточного количества товаров массового потребления, Советскому народу были предложены или, возможно, навязаны иные, нематериальные ценности: коллективизм, взаимоответственность, образование, трудолюбие. Разумеется, не все их усвоили, не все их разделяли. Но подавляющее большинство их приняло, так как любому человеку нужен некий «смысл жизни», и морально-нравственная опора для его достижения. Эти «новоиспеченные» ценности добавились к другим, дореволюционным, которые еще хранились в семьях стараниями прежних поколений: порядочность, благородство, жертвенность. А что из этого нам удалось сохранить в себе? В своих семьях?
Немного мыслей о памяти Блокады в себе и в других:
Мне стыдно притрагиваться к столь священной для любого ленинградца или петербуржца теме… Ни одним делом в своей жизни я не подтвердила права писать о ней… И на вопрос «А я смогла бы?» - нет, не выжить, – хотя бы не впасть в уныние, не сдаться внутренне, но бороться тогда, когда уже нет сил, – я не могу дать уверенного утвердительного ответа. Очень хотелось бы, но… — не могу…
А между тем … «Блокада Ленинграда и то, как вели себя люди в ее нечеловеческих условиях, — это невиданный в истории человечества образец трагедии и триумфа, высочайшего героизма и силы духа, воли к жизни и способности находить способы и силы для выживания там, где их, казалось бы, и быть не может. Это главное» - И.М. Ильинский «Блокада Ленинграда: проблески детской памяти на фоне великой трагедии».
И все же… Нельзя молчать… У старшего поколения, родителей, учителей есть очень важная миссия и возможность сохранять в памяти подрастающей смены не просто информацию о страшной той войне и мужестве ее победителей, а, что гораздо важнее, ощущения, эмоции, чувства людей, переживших все это. Так уж устроены наши дети (или мы их так устроили), что значимые мысли и идеи до них лучше всего доходят на уровне тактильных ощущений. Они стали плохо понимать просто слова; теперь детям надо «почувствовать», чтобы дошло – «интерактив». Ну что ж – и это уже что-то! Есть куда «сеять» и пока что есть средства, чтобы получить «урожай»! А, значит, будем понемногу, при помощи наглядности и моделирования ситуаций приобщать наших детей к тому, что для нас, взрослых из прошлого века, все еще свято – память о Великой Отечественной войне, Блокаде Ленинграда, Победе Советского народа над фашизмом!
​И снова приведу выдержку из воспоминаний Игоря Михайловича Ильинского: «7 октября 1941 года фельдмаршал Йодль направил Верховному главнокомандующему группы армий «Север», наступавшей на Ленинград из Главной квартиры фюрера, секретную депешу, которая начиналась словами: «Фюрер снова решил, что капитуляция Ленинграда, а позже Москвы не должна быть принята даже в том случае, если она была бы предложена». «Моральную сторону этого мероприятия» фашисты видели в том, что город будет вести уличные бои, что могут возникнуть эпидемии, опасные для немецких солдат, что жителей города надо будет кормить «за счет германской родины». В то же время директива эта служила признанием: взять Ленинград штурмом не удастся. Рейхсфюрер СС Гиммлер вынужден был признать стойкость горожан. Он писал в секретном циркуляре: «Ненависть населения создала важнейшую движущую силу обороны».
Почему мы говорим о блокаде Ленинграда как единственном, уникальном примере духовной стойкости во всей истории человечества? Ведь известно, что сухопутная блокада многократно использовалась в войнах. Блокада Трои в XIII веке до н. э., например, длилась более десяти лет. Однако она закончилась тем, что греки взяли город и разрушили его.
Ленинград выстоял и победил. Поэтому Ленинградская блокада — это не только трагедия, но и триумф. Да, Ленинград защищали профессиональные войска. Но и сам Ленинград стал городом-фронтом. Страдая от голода и холода, иногда еле живые, все жители — взрослые и дети — не сидели сложа руки, не ждали, когда их освободят, а как могли, боролись».
Среди уже достаточно большого количества материалов, дневников, воспоминаний, мемуаров, исследований о Блокаде предпочитаю доносить те, что свидетельствуют о героизме и стойкости, самоотверженности и мужестве – о лучших, высших человеческих качествах. Не думаю, что это выхолащивание и ретуширование исторической реальности. Я не отрицаю, что была и другая сторона Блокадной жизни Ленинграда. Вот только для воспитания подрастающего поколения (а память о тех днях мы храним и пытаемся передать ради воспитания именно высших качеств ЧЕЛОВЕКА) не нужны «жареные» подробности, вскрывающие глубинные мерзости «человекоподобных» существ. Повзрослевшие и окрепшие сознанием, наши дети прочтут и узнают об этом сами, и тогда это только усилит контрастность между высоким героизмом и подлым ничтожеством, между добром и злом; позволит им понять тот мучительно-суровый и почти бессознательный для истощенного тела выбор между этими противоположными, разделенными неизмеримой пропастью нравственными категориями.
«…Я думаю, что подлинная жизнь — это голод, все остальное мираж. В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящее...» (Д.С.Лихачев «Воспоминания»).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»