Учебно-методический комплекс по истории для 6 класса
Средневековый город в Западной и Центральной Европе
Каширина Мария Николаевна,
учитель истории ГБОУ СОШ № 180
Санкт-Петербурга
Учебно-методический комплекс по истории Средних веков состоит из методических разработок трёх тематических занятий, оснащенных мультимедийным сопровождением( презентация), предназначенных для изучения темы: «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» 6 класс.учитель истории ГБОУ СОШ № 180
Санкт-Петербурга
Актуальность – Современный образовательный процесс строиться согласно ФГОС, который подразумевает формирование активной личности, способной самостоятельно решать жизненные проблемы. Порой возникает вопрос, а как этого достичь? В помощь учителю разрабатываются всё новые и новые технологии ведения урока. Одна из них была разработана методистами: Матвеевой Т.Е., Сапон С.А. ,Панфилова Н.Г.- «Технология развития информационно- интеллектуальной деятельности»
Новизна работы заключается в том, что все три занятия разработаны на основе этой технологии. Формирование личностных и метапредметных результатов происходит за счёт выполнения заданий. Развивающая система заданий состоит из трёх этапов: 1.Ситуативное 2.Учебно- развивающие (знания, понимание, умения) 3.Интеллектуально- преобразовательная деятельность 4.Рефлексия. Все эти виды заданий можно увидеть в учебно-м методическом комплексе.
Цель – учащиеся овладевают способностью использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности по составлению экскурсии по средневековому городу на основе:
Представления об особенностях средневекового города.
Понимания взаимосвязи между управлением городом и укладом жизни в нём.
Планируемые результаты:
Личностные: осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес, положительное отношение к процессу обучения, проявлять творчество при выполнении заданий.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, определять значение и смысл термина, извлекать информацию в соответствии с целью, создавать творческий продукт,
Регулятивные: определять лично значимую цель в рамках учебной темы, устанавливать последовательность действий по выполнению задания, адекватно оценивать действия по выполнению задания, планировать свою деятельность, оценивать результаты деятельности.
Коммуникативные: отвечать на поставленные вопросы, участвовать в диалоге, объяснять свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: составлять экскурсию по средневековому городу.
Возрастная категория – учащиеся 6 класса
Применение - может быть использован учителями истории на уроках по данной теме.
Содержание темы:
Блок 1: Формирование средневековых городов.(Урок №1)
Блок 2: Городское ремесло и торговля в Средние века.(Урок №2)
Блок 3:Горожане и их образ жизни.(Урок №3)
Термины и понятия по теме: Бюргер, коммуна, мастер, подмастерье, шедевр, ремесленный цех, гильдии, ярмарка, меняла, ростовщик, банкир, патриции, ратуша.
Учебные задания:
1этап: самоопределение деятельности.
Ситуативное задание: Составить экскурсию по Средневековому городу.
2 этап: Учебно-познавательная деятельность.
Блок 1: Формирование средневековых городов.
Содержание блока осваивается школьниками на основе параграфа 13 в учебнике в соответствии с данной структурой:
1.Изменения в общественной жизни.
2.Воникновение в Европе множества городов.
3.Борьба городов с сеньорами.
1.на основе п.13 п.1
Задание 1 (З) Назовите изменения, которые произошли в общественной жизни средневекового человека.
Задание 2 (П). Докажите, что изменения в хозяйственной жизни привели к формированию городов в Средние века в Западной Европе.
Задание 3 (У) Соотнесите изменения в хозяйственной жизни средневекового человека с их значением.
изменения | значение |
1.изобретение упряжки лошадей. | А)быстрый помол зерна, высокое качество муки. |
2. появление мельниц | Б) обмен между земледельцами и ремесленниками. |
3.в деревне выделялись умельцы ремесла. | В)перевозка грузов, ускорения обработки земли. |
2.на основе п.13 п.2
Задание 1 (З) Запишите, где было удобно, и где было безопасно появляться новым городам.
Задание 2 (П) Почему именно в этих местах было удобно и безопасно?
Задание 3 (У) Найдите на карте города Западной Европы , расположенные в этих местах.
Ответы оформить в виде таблицы:
Удобно | Безопасно | Аргументы | Название городов. |
3.на основе п.13 п.3
Задание 1.(З) прочитайте текст учебника, и найдите те абзацы, которые соответствуют названию пункта: «Борьба городов с сеньорами».
Задание 2 (П) Выберите в тексте причины борьбы городов с сеньорами.
Задание 3 (У) Составьте таблицу: результат борьбы городов с сеньорами.
Блок 2 Городское ремесло и торговля в Средние века.
Содержание блока осваивается школьниками на основе параграфа 13-14 в учебнике в соответствии с данной структурой:
- Союз ремесленников - цех
- Развитие торговли в Средние века.
- Союз купцов – гильдии.
Задание 1 (З) на основе текста заполните таблицу.
вопросы | Цех- союз ремесленников |
1.цели создания. | |
2.состав цеха | |
3.Занятия цеха | |
4.правила цеха |
Задание 2 (П) Объясните значение этих правил для регулирования взаимоотношений между ремесленниками.
Задание 3 (У) Спрогнозируйте, что могло бы быть, если бы цех не устанавливал строгих правил для ремесленников одной специальности.
2.На основе п.14.п.1.
Задание 1 (З) Назовите с какими трудностями и опасностями сталкивались средневековые купцы.
Задание 2 (П) Приведите примеры того, что феодальная раздробленность в странах Западной Европы осложняла торговлю.
Задание 3 (У) Предложите преимущества торговли в Западной Европе, если бы не было феодальной раздробленности.
3.На основе п.14.п.2.
Задание 1 (З) ) на основе текста заполните таблицу.
вопросы | Гильдии- союз купцов |
1.цели создания. | |
2.состав гильдии | |
3.Занятия купцов, которые входили в гильдии | |
4.правила гильдии. |
Задание 3 (У) Спрогнозируйте, что могло бы быть, если бы этих правил не было.
Блок 3 Горожане и их образ жизни.
Содержание блока осваивается школьниками на основе параграфа 15 в учебнике в соответствии с данной структурой:
1.Жители средневекового города.
2.Особенности средневекового города.
1.На основе п.15.п 1.
Задание 1 (З) Расскажите о жителях средневекового города
Задание 2 (П) Укажите связь между образом жизни патриция и рыцарем.
Задание 3 (У) Составьте схему: жители средневекового города.
2.На основе п.15.п.2.
Задание 1(З) Элементы средневекового города: градостроения, главные сооружения, достопримечательности.
Задание 2 (П) Рыночная площадь- центр средневекового города. Приведите не менее трех аргументов «ЗА» или «ПРОТИВ».
Задание 3 (У) На плане средневекового города обозначьте элементы градостроения средневекового города, сооружения, достопримечательности.
Блок Д. Диагностика освоения содержания темы.1 вариант.
1.Причиной роста европейских городов в период расцвета Средневековья было:
А)изменение климата в Европе. Б) начало Великого переселения народов.
В) развитие ремесла и сельского хозяйства. Г) прекращение феодальной раздробленности.
2.Часто города основывались у стен монастырей и замков феодалов, потому что:
А) горожане верили в Бога. б) в этих местах было безлюдно. В)за крепостными стенами можно было найти защиту. Г) жить около монастырей и замков было почётно.
3.Ремесленный цех создавался с целью:
А)борьбы с сеньорами. Б) привлечения на работу беглых крестьян.
В) обеспечения безопасности торговых путей. Г) защита от конкуренции со стороны чужаков.
4. Здание городского совета, находившееся в центре средневекового города, называлось:
А)капелла. Б) ратуша в) собор г0 цех.
5 Городские патриции, так же как и рыцари:
А) владели феодом. Б) стремились к роскоши. В) входили в феодальную лестницу. Г) в прошлом были выходцами из купцов.
2вариант.
1.В Средневековье всех полноправных горожан называли:
А)патриции б) банкирами в) баронами г) мастерами.
2.Горожане поддерживали королей, потому что:
А) любили роскошь б) страдали от междоусобной войны.
В)надеялись подняться по феодальной лестнице. Г) освобождались королями от уплаты налогов.
3.Отделение ремесла от сельского хозяйства привело к :
а)появлению городов. б) началу Великого переселения народов. В)восстаниям крестьян против феодалов. Г)возникновению феодальной собственности на землю.
4. Поговорка «Городской воздух делает свободным» означала, что в городах:
а)было светло и чисто. б) существовало самоуправление. в) никогда не запирались крепостные ворота. г) беглые крестьяне могли укрыться от своего сеньора.
5.Города основывались у речных переправ, так как там:
а) была питьевая вода. б) были залежи железа в)стояла королевская охрана г) проходило большое количество людей.
III этап Интеллектуально- преобразовательная деятельность.
Задание А (информативный уровень) Составить экскурсию по Средневековому городу по плану: а) название города.
б) местоположение.
в) жители средневекового города.
г) достопримечательности
средневекового города.
Задание Б (импровизационный уровень) проложить маршрут экскурсии на плане средневекового города.
Задание В (эвристический уровень) используя схему средневекового города составить экскурсию по средневековый городу.
IVэтап. Рефлексивная деятельность.
Задание 1 (самоанализ)
Чтобы написать экскурсию по средневековому городу нужно знать ___________________________________________________.
Я доволен (льна)______ (вполне, средне, не доволен) своей работой.
Задание 2 (самооценка)
Я оцениваю свою работу по теме на ____________(отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что _______________________________.
Использованная литература:
- Учебник история 6класс. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «Дрофа» 2015
- Авторское пособие Т.Е. Матвеева, С.А. Сапон , Н.Г. Панфилова Н.Г.-Спб. 2014год