Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Гуманитарные технологии в школе:  коммуникативноеобеспечение в полиэтнической  образовательной  среде.

Проблемы возникновения непонимания между детьми

Медведева Ирина Анатольевна,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 96

Калининского района Санкт-Петербурга,  учитель истории и культуры  Санкт-Петербурга

                                                                                                                                                                           "Плохой учитель преподносит  истину,
                                                                                                                                                                             хороший учит ее находить".
                                                                                                                                                                                                             А. Дистервег.

   Актуальность темы. Полиэтничность Санкт-Петербурга ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся соответствующей системы знаний по целому ряду предметов, но и дать возможность социализации личности в полиэтнической образовательной  среде.

    Проблемы возникновения непонимания между учащимися, на мой взгляд, следующие:

- языковые, некоторые ребята с трудом разговаривают по-русски;

- интолерантность, он не такой как я.

    В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же  рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры.

   Брехт Бертольд сказал: «Самое главное – научить человека мыслить». Эти слова не устарели, и наверно, наиболее близки, стали к современной  образовательной среде.

   Образовательная среда организуется учителем, согласно образовательным стандартам, программе предмета, целям и задачам определенной темы.  Сегодня современный урок  рассматривается не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика.  В деятельности ученика  мастерство учителя помогает учащемуся овладеть новыми знаниями,  при помощи современных педагогических технологий, которые позволяют ему свободно самореализоваться, быть способным к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.

    Гуманитарные технологии в образовательной среде это технологии самовыражения учащихся, самореализации их интеллектуальных качеств. Поскольку педагогические технологии гуманитарны по своей природе, то важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений учителя и учащихся. В результате участники взаимодействия в таком педагогическом процессе смогут услышать и понять друг друга, а следовательно, выработать общий язык общения.

    Мне, наиболее близка теория поликультурного образования, основанная на коммуникативной концепции культуры М.М. Бахтина, раскрывшего доминирующую роль межличностного диалога личностей - культур в развитии общественного сознания, духовного мира. Именно диалог культур будет способствовать  воспитанию личности учащегося как гражданина Российской Федерации, государства которое является одним из самых больших многонациональных государств в мире,  в духе толерантности,  сознания того, что стремление к этнической идентичности должно рассматриваться в качестве источника общего духовного богатства, а не угрозы национальным ценностям и существованию отдельных народов.  «Он не такой как я» будет восприниматься уже по- другому: «Да мы разные, но мы вместе! В этом наша сила!»        

    Население Петербурга изначально было «чрезвычайно пестрым – и в социальном, и в профессиональном, и в этническом, и в социально-психологическом, и в общекультурном отношениях». (4). Осталось оно таким и сегодня в ХХIвеке. Совокупность взаимоотношений проявлений жизнедеятельности человека в социуме дает возможность выделить город как особое и необыкновенно значительное явление в истории культуры. Культура города, по выражению М.Кагана, трехмерна: одно ее измерение – духовно-человеческое, другое – процессуально-деятельностное, третье – предметное, а ее реальная жизнь есть постоянный переход одной модальности в другую: культурного потенциала людей в способы их деятельности и поведения, этого процесса – в предметно развернутый мир, создаваемый людьми, а предметно-рукотворного мира в результате его распредмечивания  человеком – в его внутреннее духовное достояние. Если ученику помочь раскрыть красоту и гармонию культуры города, увидеть все ее грани, созданные руками полиэтнического общества, впитать и принять как частичку самого себя,  то можно с уверенностью сказать: «Такой человек сможет самореализоваться, быть толерантным, а самое, наверное, главное воспитан в духе петербургского стиля культуры». 

    Современное образовательное учреждение это полиэтническое сообщество. Я  преподаю  историю и культуру Санкт-Петербурга в 5-8 классах в ГБОУ СОШ №96. Если обратиться к статистическим данным, то можно увидеть состав учащихся школы с 5 по 8 классы и представить среднестатистический класс.  (Приложение)

    При изучении моего предмета можно очень хорошо проиллюстрировать диалог культур на основе коммуникативного обеспечения. Коммуникативное обеспечение  представляет собой целенаправленное воздействие учителя на учащихся в процессе  мотивации, организации и контроля их учебной деятельности, развивая социокультурную личность, обеспечивая ей высокий уровень коммуникативной компетентности и способность к диалогу культур. На своих уроках я использую гуманитарные технологии:  развитие критического мышления, исследовательскую и проектную деятельность, индивидуальные и групповые методы и приемы работы, из технических средств – мультимедиа.

     Проблемы непонимания,  возникающие  между детьми можно решать как  на уроках, так  и после уроков.

     В качестве примера решения проблемы непонимания между детьми в урочное время можно привести изучение истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе.

Название курса «Петербург город мировых религий

Наименование темы  Кол-во     час.
Тема 4. Петербург - город мировых религий         10
Санкт-Петербург - многонациональный город 1
Собор Казанской иконы Божией Матери 1
Голландская реформаторская церковь 1
Немецкая лютеранская церковь Св.ап.Петра 1
Римско-католическая церковь Св.вкм.Екатерина Александрийской 1
Армяно-григорианская церковь Св.вкм.екатерина 1
Мечеть 1
Синагога 1
Буддийский храм 1
Повторительно-обобщающий урок 1

     Работа учащихся организована с применением проэктно- исследовательской технологии.

Стадии работы:  ВЫЗОВ - РЕАЛИЗАЦИЯ - РЕФЛЕКСИЯ

На стадии «Вызова» определяем:

- что означает слово «многонациональность»;

- методом кооперации рассматриваем «+» и  «-» многонационального   

  Петербурга.

На стадии «Реализации»:

- индивидуальная работа по изучению одного культового сооружения;

- работа в малых группах по алгоритму;

- презентация работы в группе;

- заполнение общей  таблицы.

Стадия «Рефлексии»:

- небольшое эссе;

- синквейн;

- рисунок и т.д. (Приложение, рисунок)

   Так как школа полиэтническая образовательная среда, в классе есть учащиеся, исповедующие ислам, я стараюсь их включить в группу, которая  изучает  Мечеть. Затем прошу  рассказать про уклад жизни в семье, обычаях, правилах поведения, изучение Корана, посещение Мечети.   Как правило, ребята с интересом слушают этот рассказ. Таким образом, можно говорить о диалоге культур.   В ходе изучения данной темы появляются работы, которые вселяют надежды на то, что новое поколение петербуржцев - толерантно.   

   После уроков для решения проблемы непонимания детей организовываются совместные мероприятия - игры, экскурсии, концерты. Как правило, все это объединяет детей, дает возможность показать себя с  творческой стороны, уже на эмоциональном позитивном уровне. И опять можно говорить о диалоге культур.

     Вывод. Полиэтничность образовательной среды дает возможность учащимся соприкоснуться с культурой другого «Я», возникающий при этом диалог культур способствует разрешению проблем непонимания между детьми. Диалог культур будет формировать  «истинных  петербуржцев – истинных, то есть петербуржцев  не по паспорту, а по духу» (М.Каган).

Библиография.

1. Бахтин  М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – 444 с.

2. Горшкова В. В. Гуманитарная природа образовательных технологий в межсубъектной педагогической реальности. — Вл-к, 1999 г.— стр.83—85.

3. Джуринский  А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. – 2002 .– № 10. – С. 93–96.

4. Дмитриев  Г.Д.Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 3–12.

5. Каган М.С. История культуры Санкт-Петербурга: Учебное пособие /Библиотека Гуманитпрного университета. – СПб.: Изд-во СПбГУП,   2000. -232с. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Состав учащихся ГБОУ СОШ №96 5 – 8 классы.

№ п/п Национальность Кол-во уч-ся %
1 азербайджанцы 16 10,1%
2 армяне 5 3,2%
3 дагестанцы 1 0,6%
4 русские 125 79,1%
5 таджики 3 1,9%
6 татары 1 0,6%
7 узбеки 3 1,9%
8 украинцы 4 2,6%
  Всего 158

Состав сформированного  среднестатистического класса.

№ п/п Национальность Кол-во уч-ся %
1 азербайджанцы 3 11,5%
2 армяне 1 3,9%
3 русские 21 80,7%
4 украинцы 1 3,9%
  Всего 26 100%

 

Рефлексия после урока

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»