Гуманитарные технологии в школе: коммуникативноеобеспечение в полиэтнической образовательной среде.
Проблемы возникновения непонимания между детьми
Медведева Ирина Анатольевна,
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 96
Калининского района Санкт-Петербурга, учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
"Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить".
А. Дистервег.
Актуальность темы. Полиэтничность Санкт-Петербурга ставит перед школой комплекс образовательных и воспитательных задач, решение которых предполагает не только передачу учащимся соответствующей системы знаний по целому ряду предметов, но и дать возможность социализации личности в полиэтнической образовательной среде.
Проблемы возникновения непонимания между учащимися, на мой взгляд, следующие:
- языковые, некоторые ребята с трудом разговаривают по-русски;
- интолерантность, он не такой как я.
В современном обществе объективной потребностью становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса, а так же рациональных вариантов и содержания обучения и его структуры.
Брехт Бертольд сказал: «Самое главное – научить человека мыслить». Эти слова не устарели, и наверно, наиболее близки, стали к современной образовательной среде.
Образовательная среда организуется учителем, согласно образовательным стандартам, программе предмета, целям и задачам определенной темы. Сегодня современный урок рассматривается не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика. В деятельности ученика мастерство учителя помогает учащемуся овладеть новыми знаниями, при помощи современных педагогических технологий, которые позволяют ему свободно самореализоваться, быть способным к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.
Гуманитарные технологии в образовательной среде это технологии самовыражения учащихся, самореализации их интеллектуальных качеств. Поскольку педагогические технологии гуманитарны по своей природе, то важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений учителя и учащихся. В результате участники взаимодействия в таком педагогическом процессе смогут услышать и понять друг друга, а следовательно, выработать общий язык общения.
Мне, наиболее близка теория поликультурного образования, основанная на коммуникативной концепции культуры М.М. Бахтина, раскрывшего доминирующую роль межличностного диалога личностей - культур в развитии общественного сознания, духовного мира. Именно диалог культур будет способствовать воспитанию личности учащегося как гражданина Российской Федерации, государства которое является одним из самых больших многонациональных государств в мире, в духе толерантности, сознания того, что стремление к этнической идентичности должно рассматриваться в качестве источника общего духовного богатства, а не угрозы национальным ценностям и существованию отдельных народов. «Он не такой как я» будет восприниматься уже по- другому: «Да мы разные, но мы вместе! В этом наша сила!»
Население Петербурга изначально было «чрезвычайно пестрым – и в социальном, и в профессиональном, и в этническом, и в социально-психологическом, и в общекультурном отношениях». (4). Осталось оно таким и сегодня в ХХIвеке. Совокупность взаимоотношений проявлений жизнедеятельности человека в социуме дает возможность выделить город как особое и необыкновенно значительное явление в истории культуры. Культура города, по выражению М.Кагана, трехмерна: одно ее измерение – духовно-человеческое, другое – процессуально-деятельностное, третье – предметное, а ее реальная жизнь есть постоянный переход одной модальности в другую: культурного потенциала людей в способы их деятельности и поведения, этого процесса – в предметно развернутый мир, создаваемый людьми, а предметно-рукотворного мира в результате его распредмечивания человеком – в его внутреннее духовное достояние. Если ученику помочь раскрыть красоту и гармонию культуры города, увидеть все ее грани, созданные руками полиэтнического общества, впитать и принять как частичку самого себя, то можно с уверенностью сказать: «Такой человек сможет самореализоваться, быть толерантным, а самое, наверное, главное воспитан в духе петербургского стиля культуры».
Современное образовательное учреждение это полиэтническое сообщество. Я преподаю историю и культуру Санкт-Петербурга в 5-8 классах в ГБОУ СОШ №96. Если обратиться к статистическим данным, то можно увидеть состав учащихся школы с 5 по 8 классы и представить среднестатистический класс. (Приложение)
При изучении моего предмета можно очень хорошо проиллюстрировать диалог культур на основе коммуникативного обеспечения. Коммуникативное обеспечение представляет собой целенаправленное воздействие учителя на учащихся в процессе мотивации, организации и контроля их учебной деятельности, развивая социокультурную личность, обеспечивая ей высокий уровень коммуникативной компетентности и способность к диалогу культур. На своих уроках я использую гуманитарные технологии: развитие критического мышления, исследовательскую и проектную деятельность, индивидуальные и групповые методы и приемы работы, из технических средств – мультимедиа.
Проблемы непонимания, возникающие между детьми можно решать как на уроках, так и после уроков.
В качестве примера решения проблемы непонимания между детьми в урочное время можно привести изучение истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе.
Название курса «Петербург город мировых религий
Наименование темы | Кол-во час. |
Тема 4. Петербург - город мировых религий | 10 |
Санкт-Петербург - многонациональный город | 1 |
Собор Казанской иконы Божией Матери | 1 |
Голландская реформаторская церковь | 1 |
Немецкая лютеранская церковь Св.ап.Петра | 1 |
Римско-католическая церковь Св.вкм.Екатерина Александрийской | 1 |
Армяно-григорианская церковь Св.вкм.екатерина | 1 |
Мечеть | 1 |
Синагога | 1 |
Буддийский храм | 1 |
Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Работа учащихся организована с применением проэктно- исследовательской технологии.
Стадии работы: ВЫЗОВ - РЕАЛИЗАЦИЯ - РЕФЛЕКСИЯ
На стадии «Вызова» определяем:
- что означает слово «многонациональность»;
- методом кооперации рассматриваем «+» и «-» многонационального
Петербурга.
На стадии «Реализации»:
- индивидуальная работа по изучению одного культового сооружения;
- работа в малых группах по алгоритму;
- презентация работы в группе;
- заполнение общей таблицы.
Стадия «Рефлексии»:
- небольшое эссе;
- синквейн;
- рисунок и т.д. (Приложение, рисунок)
Так как школа полиэтническая образовательная среда, в классе есть учащиеся, исповедующие ислам, я стараюсь их включить в группу, которая изучает Мечеть. Затем прошу рассказать про уклад жизни в семье, обычаях, правилах поведения, изучение Корана, посещение Мечети. Как правило, ребята с интересом слушают этот рассказ. Таким образом, можно говорить о диалоге культур. В ходе изучения данной темы появляются работы, которые вселяют надежды на то, что новое поколение петербуржцев - толерантно.
После уроков для решения проблемы непонимания детей организовываются совместные мероприятия - игры, экскурсии, концерты. Как правило, все это объединяет детей, дает возможность показать себя с творческой стороны, уже на эмоциональном позитивном уровне. И опять можно говорить о диалоге культур.
Вывод. Полиэтничность образовательной среды дает возможность учащимся соприкоснуться с культурой другого «Я», возникающий при этом диалог культур способствует разрешению проблем непонимания между детьми. Диалог культур будет формировать «истинных петербуржцев – истинных, то есть петербуржцев не по паспорту, а по духу» (М.Каган).
Библиография.
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986. – 444 с.
2. Горшкова В. В. Гуманитарная природа образовательных технологий в межсубъектной педагогической реальности. — Вл-к, 1999 г.— стр.83—85.
3. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. – 2002 .– № 10. – С. 93–96.
4. Дмитриев Г.Д.Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. – 2000. – № 10. – С. 3–12.
5. Каган М.С. История культуры Санкт-Петербурга: Учебное пособие /Библиотека Гуманитпрного университета. – СПб.: Изд-во СПбГУП, 2000. -232с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Состав учащихся ГБОУ СОШ №96 5 – 8 классы.
№ п/п | Национальность | Кол-во уч-ся | % |
1 | азербайджанцы | 16 | 10,1% |
2 | армяне | 5 | 3,2% |
3 | дагестанцы | 1 | 0,6% |
4 | русские | 125 | 79,1% |
5 | таджики | 3 | 1,9% |
6 | татары | 1 | 0,6% |
7 | узбеки | 3 | 1,9% |
8 | украинцы | 4 | 2,6% |
Всего | 158 |
Состав сформированного среднестатистического класса.
№ п/п | Национальность | Кол-во уч-ся | % |
1 | азербайджанцы | 3 | 11,5% |
2 | армяне | 1 | 3,9% |
3 | русские | 21 | 80,7% |
4 | украинцы | 1 | 3,9% |
Всего | 26 | 100% |