Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка заданий к комплексному
дифференцированному зачету по истории
и философии для студентов СПО

Катушкина Лариса Юрьевна,
преподаватель СПБ ГБ ПОУ
Экономический колледж
 
Результатом освоения дисциплин Общего гуманитарного и социально-экономического учебного и Общепрофессионального цикла «Философия» и «История» является готовность обучающегося к реализации  умений и знаний, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций, как показатель освоения содержания программ дисциплин в соответствии с образовательным стандартом.
Формой промежуточной аттестации по дисциплинам «Философия» и «История» является комплексный дифференцированный зачет в соответствии с учебным планом, рабочим программам дисциплин  по программе подготовки специалистов: Банковское дело.
Материал к комплексному дифференцированному зачету разработан в соответствии с содержанием рабочих программ дисциплин «Философия» и «История».
В результате освоения дисциплины «История» обучающийся должен уметь:
  • выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
  • ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире, выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины  «История» обучающийся должен знать:
  • основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже  ХХ и ХХI в.;
  • сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов в к ХХ - начале ХХI в.;
  • основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
  • назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
  • о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
  • содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
В результате освоения учебной дисциплины «История» обучающийся должен обладать общими профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение,
Рабочая программа дисциплины «История»  предусматривает изучение следующих разделов:
Раздел I. Россия и мир с 1945 до середины 60х годов ХХ века.
Раздел II. Россия и мир во второй половине ХХ века.
Раздел III. Россия и мир на современном этапе.
В результате освоения дисциплины «Философия» обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основ формирования культуры гражданина и будущего специалиста
В результате освоения дисциплины  «Философия» обучающийся должен знать:
            - основные категории  понятия философии;
            - роль философии в жизни общества и человека;
            - основы философского учения о бытии;
            - сущность процесс познания;
            - основы научной философской и религиозной картины мира;
            - условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры и окружающей среды;
             - социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижения науки, техники и технологий.
В результате освоения учебной дисциплины «Философия» обучающийся должен обладать общими профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Промежуточная аттестация по окончании изучения дисциплин позволяет определить уровень усвоения теоретических знаний и оценить умения и навыки практического применения знаний полученных на занятиях.
 Содержание заданий комплексного дифференцированного зачета соответствует учебному плану, содержанию разделов и тем рабочих программ дисциплин.
При выполнении заданий комплексного дифференцированного зачета по дисциплинам «Философия» и «История» оцениваются две категории:
  • Индивидуальное освоение умений, знаний, общих и профессиональных  компетенций обучающимися, окончившими  обучение по дисциплине
  • Качество освоения умений, знаний, общих и профессиональных компетенций для всей совокупности обучающихся, участвующих в данной процедуре – промежуточной аттестации
Задания комплексного дифференцированного зачета составлены с соблюдением логики и последовательности разделов рабочей программы и предусматривают проверку уровня знаний и умений, общих и профессиональных компетенций.
            Каждое задание охватывает знания теоретического материала, на основе которых выполняется практическое содержание:
Философия История
Теоретические знания
Знание «золотого правила нравственности». Знание и понимание сущности общественно-экономической формации. Соотнесение философских понятий с конкретной исторической ситуацией. Знание основных событий мировой и отечественной истории второй половины ХХ – начала ХХI века.
Знание и понимание общественной классификации Гегеля. Знание процессов, происходящих в политике и экономике в этот период.
Знание теории роста У.Ростоу, умение соотносить реальный исторический этап развития общества с теоретическим. Знание политической ситуации в  России и мире на современном этапе.
Знание понятия глобальные проблемы, умение иллюстрировать его историческим примером. Установить соответствие между политиком и историческим периодом
Установить соответствие между философом и эпохой Знание основного закона Р.ф.
 
 
Общие критерии оценки к содержанию и выполнению работы:
 - рациональное распределение времени на выполнение задания
 - самостоятельность выполнения задания (без обращения в ходе выполнения задания к преподавателю, к информационным источникам)
 - своевременность выполнения задания (в соответствии с установленным лимитом времени)
            Выполнение не менее 60 % заданий соответствует критерию сданного зачета по дисциплине
            Критерии оценки по заданиям, относящимся к проверке знаний и умений по дисциплине «История»:
Оценка «отлично» ставится студентам, которые:
  • Задание выполнено верно, без ошибок.
  • В логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
  • Представленные выводы соответствуют содержанию задания.
 Оценка «хорошо» ставится студентам, которые:
  • Задание выполнено верно, но обоснования ответов недостаточны;
  • допущена одна ошибка или два недочета.
Оценка «удовлетворительно» ставится студентам, которые:
  • Одно из заданий не выполнено или выполнено неверно.
  • Имеются грубые ошибки при выполнении всех заданий.
  • Выводы или позиция необоснованны.
  • Оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые:
  • Выполнено менее 50% практической работы.
  • Допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
  •  Показаны разрозненные и бессистемные знания
           
            Критерии оценки по заданиям, относящимся к проверке знаний и умений по дисциплине «История»:
№ задания Содержание задания Критерии оценивания Максимальный балл
за выполнение задания
1. Вопрос № 1 Характеристика исторической ситуации с обоснованным выводом. 1-5
2. Вопрос № 2 Установление соответствия между событиями и датами или событиями и историческими личностями. 1-5
3. Вопрос № 3 Ответ на вопрос по содержанию современного документа. 1-5
4. Вопрос № 4 Установление исторического соответствия 1-5
5. Вопрос № 5 Работа с документом 1-5
Максимальное  количество баллов - 25
Отметка «2» - менее 10 баллов
Отметка «3» - 10-15 баллов
Отметка «4» - 16-20 баллов
Отметка «5» - 21-25 баллов
 
 
Критерии оценки по заданиям, относящимся к проверке знаний и умений по дисциплине «Философия»:
№ задания Содержание задания Критерии оценивания Максимальный балл
за выполнение задания
1. Вопрос № 1 Характеристика действий политических деятелей с точки зрения «золотого правила нравственности», оценка общественно-политического этапа развития истории. 1-5
2. Вопрос № 2 Оценка современного этапа исторического развития человечества в соответствии с классификацией Гегеля. 1-5
3. Вопрос № 3 Анализ современного этапа развития России в соответствии с теорией «стадий роста» У.Ростоу 1-5
4. Вопрос № 4 Иллюстрация понятия «глобальные проблемы человечества» с помощью конкретной исторической ситуации. 1-5
5. Вопрос № 5 Установление соответствия личности философа и философской системы 1-5
Максимальное  количество баллов - 25
Отметка «2» - менее 10 баллов
Отметка «3» - 10-15 баллов
Отметка «4» - 16-20 баллов
Отметка «5» - 21-25 баллов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Задания комплексного зачета по дисциплинам «История» и «Философия»
На выполнение заданий дается 180 минут (4 урока).
Каждое задание оценивается от 1 до 5 баллов.
Максимальное  количество баллов – 25 (по дисциплине)
Отметка «2» - менее 10 баллов
Отметка «3» - 10-15баллов
Отметка «4» - 16-20 баллов
Отметка «5» - 21-25 баллов
 
История
 
Вопрос 1.
 
Прочитайте отрывки из документов:
В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачёвым Михаилом Сергеевичем, обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьёй 127/7 Конституции СССР, полномочия Президента Союза ССР к вице-президенту СССР Янаеву Геннадию Ивановичу.
В целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной, гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Cоветского Cоюза, …..
ЗАЯВЛЯЕМ:
1. В соответствии со статьёй 127/3 Конституции СССР и статьёй 2 Закона СССР "О правовом режиме чрезвычайного положения", и идя навстречу требованиям широких слоёв населения, о необходимости принятия самых решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе, обеспечении законности и порядка, ввести чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР на срок 6 месяцев с 4 часов утра по Московскому времени с 19 августа 1991 года.
2. Установить что на всей территории СССР безусловное руководство имеют Конституция СССР и Законы СССР.
3. Для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения образовать Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР).
К гражданам России
В ночь с 18 на 19 августа 1991 года отстранен от власти законно избранный Президент страны. Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым реакционным антиконституционным переворотом.
Все это заставляет нас ОБЪЯВИТЬ НЕЗАКОННЫМ ПРИШЕДШИЙ К ВЛАСТИ ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ КОМИТЕТ. Соответственно объявляются незаконными все решения и распоряжения этого комитета. Уверены, органы местной власти будут неукоснительно следовать конституционным законам и Указам Президента РСФСР.
О каких событиях идет речь?
Почему эти события получили названия «переворот», «путч»?
Назовите не менее 3 участников этих событий.
Сделайте вывод о сущности данного политического процесса.
 
 
 
Вопрос 2.
 
Прочитайте отрывки из документов:
 
В мае 1962 года Н.С.Хрущев в беседе с министром иностранных дел А.А.Громыко отметил серьезность ситуации вокруг Кубы: "Необходимо разместить там некоторое количество наших ядерных ракет. Только это может спасти страну...". Все участники совещания в Президиуме ЦК КПСС поддержали Хрущева. В Генштабе была разработана операция "Анадырь" по переброске на Кубу советской группировки (до 44 тыс. чел.) и 51‑й отдельной ракетной дивизии, имевшей 40 пусковых установок Р12 и Р14.
Р.Кеннеди на вопрос о Турции заявил: "Если в этом сейчас единственное препятствие к достижению упомянутого выше урегулирования, то президент не видит непреодолимых трудностей в решении и этого вопроса. Главная трудность для президента - публичное обсуждение вопроса о Турции. Формально размещение ракетных баз в Турции было оформлено официальным решением НАТО... Однако президент... готов негласно договориться и по этому вопросу".
Положительный ответ Хрущева пришел в воскресенье, 28 октября, в десять часов утра. СССР вывел свои ракеты с Кубы, США сняли блокаду с острова, а через шесть месяцев убрали свои ракеты из Турции. Земляне вздохнули с облегчением.
 
О каких событиях идет речь?
Какое название этих событий вошло в историю?
Назовите не менее 3 участников этих событий.
Сделайте вывод о сущности данного политического процесса.
 
Вопрос 3.
 
Рассмотрите историческую ситуацию и выполните зада­ние.
Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства и путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы. Верховный Совет и Съезд — за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов (до принятия Конституции), и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений («шоковая терапия») при проведении радикальных экономических реформ. Сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию, согласно ст. 104 которой высшим органом государственной власти являлся Съезд народных депутатов. По мнению же президента Ельцина, в том, что президент клялся соблюдать Конституцию, но при этом его права были Конституцией ограничены, заключалась «двусмысленность» будущей Конституции.
В течение 1993 г. в России нарастал политический кризис, завершившийся вооруженным штурмом Белого дома в Москве. Однако политической оппозиции не уда­лось сместить Президента РФ.
 
О каком политическом кризисе идет речь?
Когда он произошел?
Назовите не менее двух причин, вызвавших политический кризис.
Определите его последствия (не менее трех положений).
 
 
 
 
Вопрос 4.
 
Установите соответствие:
Политический лидер Даты правления
В.В.Путин 1991 - 1999
М.С.Горбачев 2008 - 20012
Д.А.Медведев 2000 – 2008, 2012 - 2019
Б.Н.Ельцин 1985 -1991
 
Вопрос 5.
 
Работа с текстом конституции Р.Ф.  Когда и кем была принята Конституция Р.Ф.? Как в соответствии с Конституцией Р.Ф. характеризуется наше государство: название, форма правления, политический режим, форма государственного устройства? Кто является главой государства в Р.Ф.?
 
Философия
 
Вопрос 1.
Прочитайте документы к вопросу №1 по истории.
Древнекитайский философ Конфуций учил: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Соблюдали ли это правило члены ГКЧП?
Верили они в то, что соблюдают это правило?
Ответ аргументируйте.
Создателем теории формационного развития был К. Маркс. Формация – этап общественного развития, в основе которого лежит определённый способ производства. Согласно его теории, в истории общества выделяются пять формаций:
  • первобытно-общинная;
  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • коммунистическая (социализм и коммунизм).
 
К какой формации хотели вернуть советское общество члены ГКЧП?
Могли ли они достичь успеха?
 
Вопрос 2.
Г. Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нём три этапа:
1. Восточный (Китай, Египет и др.) – осознаёт себя и свободен только один человек – правитель, все остальные – его рабы
2. Античный (Греция, Рим, средневековье) – осознаёт себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка»; все остальные служат ей и зависят от неё;
3. Германский – осознают себя и свободны все.
Как вы считаете, пришло ли человечество к германскому этапу развития?
Есть ли страны, которые находятся на других этапах?
Какие?
Обоснуйте ответ.
 
Вопрос 3.
Американский экономист и социолог У. Ростоу написал книгу «Стадии экономического роста». Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определённым уровнем развития промышленности, техники и науки.
Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:
1) доиндустриальное общество (занятое преимущественно аграрным хозяйством);
2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);
3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);
4) будущее постиндустриальное общество (технотронное, информационное общество).
На каком этапе в данный момент находится российское общество?
Ответ аргументируйте.
 
Вопрос 4.
 
Прочитайте вопрос №2 по истории. Какую глобальную проблему современности можно проиллюстрировать данной ситуацией. Сохраняются ли подобные угрозы в мире сейчас? Приведите примеры.
 
Вопрос 5.
 
Установите соответствие:
Конфуций Позитивизм
Платон Конфуцианство
О.Конт Христианская философия
В.С.Соловьев Античный идеализм
 
 
 
 
 
Эталоны ответов
 
История
 
Эталоны ответов на вопросы.
 
 
 
Вопрос 1.
 
Речь идет о попытке государственного переворота 19 – 21 августа 1991 года. Президент СССР  М.С.Горбачев был отстранен от власти. Члены ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР) сделали попытку захватить власть (совершить государственный переворот).
В историю эти события вошли под названием «путч».
Б.Н.Ельцин, Р.И.Хасбулатов, Г.И Янаев.
Данные события явились итогом неудачных реформ М.С.Горбачева в последние годы перестройки. Страна оказалась в тяжелом экономическом положении, что вызвало у части членов ЦК, Политбюро и руководителей силовых министерств иллюзию необходимости возврата к СССР начала 80 –х годов. Для осуществления своих намерений они попытались совершить государственный переворот, однако не учли, что изменения в политической жизни страны, в сознании граждан СССР уже необратимы. «Путч» потерпел поражение.
 
Вопрос 2.
 
Речь идет о событиях 1962 года, когда отношения между СССР и США обострились до такой степени, что мир оказался на грани ядерной войны.
Данное событие вошло в историю под названием «Карибский кризис».
Основные участники: генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев, президент США Джон Кеннеди, премьер-министр республики Куба Фидель Кастро.
Сущность данных событий состоит в том, что СССР и США пытались угрожать друг другу ядерным оружием. СССР ввел ракетно-ядерные войска на Кубу с целью защиты республики Куба. Кроме того, советское руководство было возмущено тем, что США разместили свою ракетную базу в Турции в нарушение международных договоренностей. В ответ, США начинают угрожать ядерным ударом по Кубе и СССР. Ситуацию разрешил личный телефонный разговор Н.С.Хрущева и Д.Кеннеди. Результат: Советские ракетные войска были выведены с Кубы, США вывели свои войска из Турции и гарантировали неприкосновенность Кубы. Результатом Карибского кризиса стало также начало разрядки.
 
Вопрос 3.
 
Данные события характеризуют конституционный кризис 1993 года.
В течение 1993 г. в России нарастал политический кризис, завершившийся вооруженным штурмом Белого дома в Москве. Однако политической оппозиции не уда­лось сместить Президента РФ.
Причины:
  1. Стремление парламента ограничить полномочия президента.
  2. Противостояние парламента резким экономическим реформам 1991 – 1993 гг.
  3. Стремление президента к укреплению своей власти.
  4. Страх повторения попытки государственного переворота (как в1991 году).
 
 
 
Вопрос 4.
 
М.С.Горбачев - 1985 -1991
Б.Н.Ельцин - 1991 – 1999
Д.А.Медведев - 2008 – 20012
В.В.Путин - 2000 – 2008, 2012 – 2019
 
Вопрос 5.
 
Конституция Р.Ф. была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Наша страна называется Российская Федерация, Россия. Оба названия равноправны.
Форма правления: республика.
Политический режим: демократия.
Форма государства: федерация.
Глава государства: президент.
 
 
Философия
 
Вопрос 1.
 
Члены ГКЧП разочаровались в реформах М.С.Горбачева, хотели вернуть страну к доперестроечным временам. Т.к. они считали, что это благо для всех, в том числе и для них, то они верили, что поступаю в соответствии с «золотым правилом нравственности» и высказыванием Конфуция.
Члены ГКЧП хотели вернуть страну к периоду социализма 80-х годов, то есть к коммунистической формации на ее первом этапе.
Вряд ли они могли бы достичь успеха, т.к. к 1991 году изменилось общественное сознание.
 
 
 
 
 
 
Вопрос 2.
 
 
На самом деле человечество еще не пришло к германскому этапу развития. Даже те страны, которые провозглашают себя свободными и демократическими, в полной мере таковыми не являются. Во всех странах существует масса ограничений, люди еще не достигли такого уровня нравственного и духовного развития, чтобы возможна была абсолютная свобода.
 
 
Вопрос 3.
 
 
Россия находится в переходном периоде от индустриального к постиндустриальному обществу, т.к. в основном сохраняется промышленность и технологии индустриального общества, но уже есть отдельные элементы (частичная роботизация, развитие информационных технологий) постиндустриального общества.
 
 
Вопрос 4.
 
 
Данная ситуация иллюстрирует глобальную проблему угрозы ядерной войны. Эта проблема актуальна и сегодня. Так, например, КНДР разработала собственное ядерное оружие и провела его испытания, Все это усугубляет данную угрозу.
 
 
Вопрос 5.
 

 
Конфуций Конфуцианство
Платон Античный идеализм
О.Конт Позитивизм
В.С.Соловьев Христианская философия
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»