Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Преемственность на уроках истории в 5-х классах

(из опыта работы)
Казимирова Оксана Михайловна
Вопрос преемственности обучения между начальной школой и основной является важным и актуальным. Переход в 5-й класс – это сложный период в первую очередь для учащихся. Происходит смена социальной обстановки, увеличивается учебная нагрузка. Многие ученики испытывают серьезные трудности, которые проявляются в снижении мотивации и интереса к учебе, снижение успеваемости, низкой организованности, росту тревожности.
Успешная адаптация учащихся к обучению в 5 классе зависит от реализации связей между начальным и основным общим образованием.
Работу с пятиклассниками необходимо планировать с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а потому одной из основных форм работы должна быть дидактическая игра, элементы которой я использую в своей деятельности.
Дидактическая игра по теме: «Государство на берегах Нила»
Играют 2 человека. На карточках написаны высказывания или вопрос по теме урока или раздела. На столе раскладываются карточки текстом вниз. Участники выбирают карточку, соглашаются с высказыванием или нет, отвечают на вопрос. Если ответ верный, оставляют себе. Выигрывает тот игрок, у кого оказывается больше всего карточек.
Примеры вопросов:
1. Река Нил берет свое начало в Средиземном море (да/нет).
2. Дайте определение понятию папирус.
3. Предположите, почему в августе земледельцы не могли обрабатывать землю?
Также стараюсь осуществлять дифференцированный подход в своей работе, сочетая разнообразные варианты, формы и методы работы как с сильными учащимися, так и со слабоуспевающими. Например, с более низким уровнем обучаемости дается больше времени на выполнение конкретного задания, в то время как остальным можно предложить дополнительно задание на смекалку (ребус) или кроссворд. На уроках, а также в качестве домашнего задания могут быть предложены различные варианты заданий по объему и уровню сложности (Первые государства в Древнем Двуречье возникли: 1) 3 тысячи лет назад; 2) 5 тысяч лет назад; 3) 4 тысячи лет назад. Какие виды письменности и когда появились в государствах Древнего мира? Чем древнейшая письменность отличается от письменности большинства современных народов? Напиши сочинение на тему «Животные – герои древней индийской литературы»).
Современный учитель, работающий в 5 классе, не должен забывать о ФГОС ООО, предполагающем не столько обучение, сколько развитие ребенка. Главным отличием современного урока является системно - деятельностный подход. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.
Моя задача так организовать работу учащихся, чтобы они искали и обрабатывали информацию, обобщали, систематизировали, ставили учебную задачу. Задания формулирую следующим образом: проанализировать, доказать (объяснить), сравнить, выразить символом, создать кластер, продолжить, обобщить (сделать вывод), выбрать способ решения, исследовать, оценить, придумать и т. д. вместо традиционных: списать, сравнить, найти, выписать и т. д.
Современный урок предполагает использование различных образовательных технологий. На своих уроках я применяю элементы технологии критического мышления. Основу «технологии критического мышления» составляет модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - рефлексия".
На стадии вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес. Предлагаю учащимся два – три упражнения на концентрацию внимания. Например, «Что тебе известно по этой теме?» «Подберите эпиграф к уроку»; историческая разминка в форме блиц – вопросов, исторического лото и т.д. 
Стадия осмысления. Главное на этой стадии – работа с текстом, а также использование развивающей наглядности: опорные схемы, таблицы, иллюстрации, работа с которыми позволяет лучше усвоить материал и получить наглядное представление об изучаемом аспекте. На уроке я предлагаю ученикам составить кластер, например, по пункту параграфа. Сама схема выводится на доску с помощью проектора. После заполнения учащимися, организованными в группы, в течение 7- 10 минут, кластера, подводится совместный итог работы. Показывается следующий слайд, где схема заполнена в идеале. На данном этапе учащиеся должны сравнить результаты своей работы и идеальный результат. (Из пункта «Миф о происхождении четырех каст» ребята выписывают названия каст). Подобная работа способствует развитию и совершенствованию важнейших мыслительных и коммуникативных навыков.
При работе с текстом на своих уроках я также использую следующие формы и методы:
  • составление вопросов к тексту, ответы на них;
  • комментированное чтение текста;
  • составление простого плана;
  • составление кластера;
  • подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
  • составление логической схемы, цепочки.
Конец урока – это стадия рефлексии. Можно использовать разные приемы. Чаще я использую – игра в ассоциации. На слайде написано слово: Нил - … Учащиеся должны продолжить ряд, назвав свои ассоциации. Например: Евфрат и Тигр – Западная Азия – шумеры - Иштар – клинопись.  Другой прием – «закончи фразу: сегодня на уроке я узнал…, выяснил…, понял…, мне было знакомо…».
Итог урока в том, что реализуется принцип преемственности - реализуется системно – деятельностный подход в обучении. Развивается мышление, речь, способности к анализу и синтезу материала, а технология критического мышления позволяет отделять правильное от неправильного, существенное от несущественного.
В своей работе я стараюсь использовать развивающие и ориентированные на личность технологии – интерактивное обучение.
Важными принципами интерактивного обучения являются:
  • активность и взаимодействие, благодаря которым учитель и ученик вовлечены в совместный процесс поиска решений;
  • равенство, доверие в общении;
  • экспериментирование, стимулирующее творческий подход.
Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Работа в парах – форма сотрудничества, где учащиеся имеют возможность закрепить пройденный или новый материал на уроке, смогут проверить друг друга. Например, взаимопроверка знания исторических дат (устный опрос или письменный), затем учащиеся проверяют работы друг друга, оценивают их.
Проверку усвоенного материла можно организовать в форме игры «Хочу спросить». Учащийся задает любому из класса свои вопросы, если ответ верный, то выставляется оценка, если ученик не дает правильный ответ, то отвечает тот, кто задавал вопрос. В результате такой работы, ученики накапливают опыт общения, вырабатываются определенные правила взаимодействия.
Для повышения мотивации и развития познавательного интереса я использую средства ТСО и ИКТ. Так, например, использую видеоуроки, электронные тетради, что не только позволяет разнообразить и активизировать учебную деятельность на уроке, но и сделать ее более интересной, а также мгновенно получить ученикам оценку своей работы.
Считаю, что использование в работе вышеперечисленных методов, приемов и средств обучения позволяет пятиклассникам без особых проблем адаптироваься к новому для них предмету – история.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»