Преемственность на уроках истории в 5-х классах
(из опыта работы)
Казимирова Оксана Михайловна
Вопрос преемственности обучения между начальной школой и основной является важным и актуальным. Переход в 5-й класс – это сложный период в первую очередь для учащихся. Происходит смена социальной обстановки, увеличивается учебная нагрузка. Многие ученики испытывают серьезные трудности, которые проявляются в снижении мотивации и интереса к учебе, снижение успеваемости, низкой организованности, росту тревожности.Успешная адаптация учащихся к обучению в 5 классе зависит от реализации связей между начальным и основным общим образованием.
Работу с пятиклассниками необходимо планировать с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а потому одной из основных форм работы должна быть дидактическая игра, элементы которой я использую в своей деятельности.
Дидактическая игра по теме: «Государство на берегах Нила»
Играют 2 человека. На карточках написаны высказывания или вопрос по теме урока или раздела. На столе раскладываются карточки текстом вниз. Участники выбирают карточку, соглашаются с высказыванием или нет, отвечают на вопрос. Если ответ верный, оставляют себе. Выигрывает тот игрок, у кого оказывается больше всего карточек.
Примеры вопросов:
1. Река Нил берет свое начало в Средиземном море (да/нет).
2. Дайте определение понятию папирус.
3. Предположите, почему в августе земледельцы не могли обрабатывать землю?
Также стараюсь осуществлять дифференцированный подход в своей работе, сочетая разнообразные варианты, формы и методы работы как с сильными учащимися, так и со слабоуспевающими. Например, с более низким уровнем обучаемости дается больше времени на выполнение конкретного задания, в то время как остальным можно предложить дополнительно задание на смекалку (ребус) или кроссворд. На уроках, а также в качестве домашнего задания могут быть предложены различные варианты заданий по объему и уровню сложности (Первые государства в Древнем Двуречье возникли: 1) 3 тысячи лет назад; 2) 5 тысяч лет назад; 3) 4 тысячи лет назад. Какие виды письменности и когда появились в государствах Древнего мира? Чем древнейшая письменность отличается от письменности большинства современных народов? Напиши сочинение на тему «Животные – герои древней индийской литературы»).
Современный учитель, работающий в 5 классе, не должен забывать о ФГОС ООО, предполагающем не столько обучение, сколько развитие ребенка. Главным отличием современного урока является системно - деятельностный подход. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам.
Моя задача так организовать работу учащихся, чтобы они искали и обрабатывали информацию, обобщали, систематизировали, ставили учебную задачу. Задания формулирую следующим образом: проанализировать, доказать (объяснить), сравнить, выразить символом, создать кластер, продолжить, обобщить (сделать вывод), выбрать способ решения, исследовать, оценить, придумать и т. д. вместо традиционных: списать, сравнить, найти, выписать и т. д.
Современный урок предполагает использование различных образовательных технологий. На своих уроках я применяю элементы технологии критического мышления. Основу «технологии критического мышления» составляет модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - рефлексия".
На стадии вызова из памяти "вызываются", актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес. Предлагаю учащимся два – три упражнения на концентрацию внимания. Например, «Что тебе известно по этой теме?» «Подберите эпиграф к уроку»; историческая разминка в форме блиц – вопросов, исторического лото и т.д.
Стадия осмысления. Главное на этой стадии – работа с текстом, а также использование развивающей наглядности: опорные схемы, таблицы, иллюстрации, работа с которыми позволяет лучше усвоить материал и получить наглядное представление об изучаемом аспекте. На уроке я предлагаю ученикам составить кластер, например, по пункту параграфа. Сама схема выводится на доску с помощью проектора. После заполнения учащимися, организованными в группы, в течение 7- 10 минут, кластера, подводится совместный итог работы. Показывается следующий слайд, где схема заполнена в идеале. На данном этапе учащиеся должны сравнить результаты своей работы и идеальный результат. (Из пункта «Миф о происхождении четырех каст» ребята выписывают названия каст). Подобная работа способствует развитию и совершенствованию важнейших мыслительных и коммуникативных навыков.
При работе с текстом на своих уроках я также использую следующие формы и методы:
- составление вопросов к тексту, ответы на них;
- комментированное чтение текста;
- составление простого плана;
- составление кластера;
- подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
- составление логической схемы, цепочки.
Итог урока в том, что реализуется принцип преемственности - реализуется системно – деятельностный подход в обучении. Развивается мышление, речь, способности к анализу и синтезу материала, а технология критического мышления позволяет отделять правильное от неправильного, существенное от несущественного.
В своей работе я стараюсь использовать развивающие и ориентированные на личность технологии – интерактивное обучение.
Важными принципами интерактивного обучения являются:
- активность и взаимодействие, благодаря которым учитель и ученик вовлечены в совместный процесс поиска решений;
- равенство, доверие в общении;
- экспериментирование, стимулирующее творческий подход.
Проверку усвоенного материла можно организовать в форме игры «Хочу спросить». Учащийся задает любому из класса свои вопросы, если ответ верный, то выставляется оценка, если ученик не дает правильный ответ, то отвечает тот, кто задавал вопрос. В результате такой работы, ученики накапливают опыт общения, вырабатываются определенные правила взаимодействия.
Для повышения мотивации и развития познавательного интереса я использую средства ТСО и ИКТ. Так, например, использую видеоуроки, электронные тетради, что не только позволяет разнообразить и активизировать учебную деятельность на уроке, но и сделать ее более интересной, а также мгновенно получить ученикам оценку своей работы.
Считаю, что использование в работе вышеперечисленных методов, приемов и средств обучения позволяет пятиклассникам без особых проблем адаптироваься к новому для них предмету – история.