Актуальные вопросы преподавания истории в старших классах
Пронина Татьяна Дмитриевна
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора ….». Новый образовательный стандарт по истории ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призвана решать школьная дисциплина «история».
В процессе обучения истории учитель обязан выполнить образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории:
- Проблема распределения учебного времени на усвоение фактического материала, теоретических знаний и практической работы школьников. Стремление учителя, с одной стороны, сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрение компетентностного подхода в преподавании истории.
- Проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации. Введение ЕГЭ (столкновение между «знаньевым» подходом, отраженным в заданиях ЕГЭ, и требованиями в стандарте).
Достичь цели и решить задачи в обучении истории традиционными методами невозможно, поэтому учителя истории ведут поиск наиболее оптимальных методов обучения.
Цель моей работы рассмотреть особенности обучения истории в старших классах с тем, чтобы решить конкретные задачи, стоящие перед учителем истории:
- Конкретизировать цели и задачи обучения истории в старших классах
- Определить оптимальный вариант изучения истории в старших классах на базисном и профильном уровнях.
- Изучить новые образовательные технологии в обучении истории и найти оптимальный вариант их применения в старших классах.
Предмет исследования: цели, содержание и методы обучения истории в старших классах полной средней школы.
Эти цели и задачи решаются в 3-х главах, введении и заключении.
В первой главе рассматриваются глобальные цели и задачи исторического образования на современном этапе и в соответствии с ними конкретные цели и задачи обучения истории в полной средней школе на базовом и профильном уровнях.
Во второй главе – особенности обучения на профильном и базовом уровне и место элективных курсов в обучении истории.
В третьей главе рассматриваются новые образовательные технологии, использование которых в обучении истории должно помочь достичь цели и решать задачи, стоящие перед учителем истории.
Основными источниками в написании моей работы являлись нормативные документы: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Базисный учебный план» и «Государственный стандарт по истории», «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».
Эти документы являются основополагающими при планировании учебной работы учителем истории. В них сформулированы: цели и задачи, определено основное содержание и даты, требования к уровню подготовки выпускников в зависимости от возраста и профиля обучения. Базисный учебный план позволяет планировать элективные курсы в обучении истории и с их помощью решать конкретные цели и задачи для каждой возрастной группы.
Большой интерес для учителя истории имеют документы ненормативного характера, оказывающие влияние на обучение истории. Например, «Концепции исторического образования» на современном этапе, разработанные коллективами историков. В этих документах изложены взгляды специалистов на преподавание истории.
В результате анализа данных источников мною были выделены глобальные цели, задачи и принципы исторического образования на современном этапе; конкретные цели и задачи обучения истории в полной средней школе на базовом и профильном уровнях.
Кроме выше перечисленных документов при написании работы использовалась научная и научно-методическая литература.
Общие цели и задачи в обучении, воспитании и развитии личности ученика были определены в результате изучения научной литературы: статьи Гершунского Б.С. «Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования», Ермолина А. А. «Кому он нужен этот лидер?», Максимовой В.Н. «Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования», Шевелухи В. С. «На поприще ума нельзя отступать», Новикова А.М. «Почему реформы образования неэффективны?», Тюмасевой З.И. «Системному образованию – системные реформы», Болотнова В.А., Серикова В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе», Губанова М.И. «Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников».
В этих работах дается анализ современного состояния реформ в образовании России, ведется поиск общей цели для всех участников образовательного процесса. Авторы работ доказывают необходимость перехода к компетентностной модели обучения.
Повышение качества образования в настоящее время связано с профильным обучением. В своей работе я проанализировала «Концепцию профильного обучения» и попыталась на ее основе предложить модель обучения истории на профильном уровне.
Для написания работы я использовала и научно-методическую литературу по методике обучения: пособие для учителя Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю. «Как сегодня преподавать историю в школе», учебник Вяземского Е.Е. Стреловой О.Ю. «Теория и методика преподавания истории», учебное пособие Степанищева А.Т. «Методика преподавания и изучения истории».
В данной литературе представлены материалы по реформе исторического образования: цели исторического образования, опыт разработки новых жанров учебной литературы, форм занятий, способов диагностики и оценки результатов обучения. Также представлен отечественный и мировой опыт преподавания и изучения истории в школе. Особое внимание обращено на актуальные проблемы исторического образования в России, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приемов и форм организации учебного процесса.
В учебном пособии для студентов педагогических учебных заведений. Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Мишенко А.И., Шиянова Е.Н. «Педагогика» раскрываются основные педагогические теории обучения и воспитания как целостного процесса формирования личности учащихся, сущность деятельностного, личностного, системного подходов в педагогической науке и практике. Характеризуются средства воспитания, в качестве которых рассматриваются различные виды деятельности воспитанников - игра, общение, труд. Широко представлены идеи и достижения отечественных педагогов и психологов: К. Д.Ушинского, П.Ф. Каптерева, П. П. Блонского и других.
Методическое пособие Черновой М.Н. «Настольная книга учителя истории. 5-11 классы» составлено с учётом новейших тенденций развития школьного исторического образования. В данной книге представлены:
- современные методические и информационные основы курса истории;
- тематическое планирование;
- формы учебных занятий по истории;
- ресурсы Интернета в помощь учителю и учащимся;
- содержательные проблемы школьного урока по истории Отечества и всеобщей истории;
- методические материалы по Единому государственному экзамену (ЕГЭ);
- сценарии уроков разных видов;
- сценарии мероприятий по внеклассной работе и многое другое.
Основные принципы введения модульного обучения содержатся в работах: Юцявичене П.А. «Теория и практика модульного обучения», Ильясова И.И. «Структура процесса учения», Третьякова П.И., Сенновского И.Б. «Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография», Шамовой Т.И. «Модульное обучение: сущность и технология».
Но одним из главных условий осуществления эффективной модульной технологии обучения является нарастание внутренней мотивации к учению, связанное с предоставлением ученику возможности саморазвития и самореализации в соответствии с его интересами и склонностями. Важно правильно организовать обучение на подготовительном этапе модульного обучения. Проведение уроков на основе проблемного обучения в качестве подготовительного этапа, наиболее эффективно.
В монографии Махмутова М.И. «Теория и практика проблемного обучения» анализируется современное состояние узловых вопросов теории проблемного обучения. Автор исследует логико-методологические и психолого-дидактические вопросы проблемного обучения. Критически обобщены советские и зарубежные исследования в области проблемного обучения, а также передовой опыт школ. Цель книги — дать теоретическое обоснование проблемного обучения как развивающего и наметить основные пути практического воплощения этих идей. Книга рассчитана на научных работников, преподавателей и студентов педагогических институтов, а также на творчески работающих учителей школ.
Глава 1
Цели и задачи обучения истории в старших классах основной школы
1.1. Основные цели и задачи исторического образования на современном этапе.
Социальный заказ школе на современном этапе сделан государством от имени общества и семьи, в общих чертах он изложен в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», он гласит: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Выполнение социального заказа является целью всех учреждений образования. В советский период «высшей целью образования являлась возможность более полного удовлетворения государственных требований к трудовым ресурсам, «человеку отводилась роль «винтика» в государственном механизме эксплуатации трудовых ресурсов страны во имя укрепления могущества государства». Цели человека, обучающегося в школе, совпадали с государственными, поскольку выпускник школы был ориентирован на получение профессии, как правило, в вузе, и поэтому он хотел получить от школы прочные знания, позволяющие ему поступить в вуз. Российское образование давало большой объем фактического материала, который должен освоить школьник, господствовали репродуктивные методики обучения. Система воспитания была идеологизирована, она с помощью пионерской и комсомольской организаций развивала у большинства учащихся одно из главных для того времени качеств – послушание. «Науку менеджмента осваивали только те, кому суждено было стать партийной номенклатурой, либо хозяйственной элитой, либо занять руководящие посты в силовых структурах. Учили науке управления исключительно в Высших партийных и комсомольских школах, Институтах КГБ, Генштабах и Академиях хозяйственного актива». Именно поэтому комсомольские и партийные лидеры в перестроечный период смогли быстрее других приспособиться к новой системе и заняли в новом обществе лидирующие позиции.
Российская школа создала базу для качественного высшего образования, российские ученые в некоторых областях науки и техники достигли больших успехов, но при этом их разработки чаще используются в западном мире, в России в перестроечный период они оказались востребованы. В это же время американская школа значительно меньше фундаментальных знаний дает своим учащимся (они проводят в школе 6 часов, программы по предметам значительно облегчены), но в жизни они успешнее. Исследователи объясняют успехи молодых американцев тем, что их учат самостоятельно определять проблемы, находить пути их решения и выполнять задуманное собственными силами в команде с ровесниками. Глубокие социально-экономические и политические реформы российского общества, начавшиеся в последние десятилетия двадцатого века, привели к необходимости формирования новых качеств у людей, а это в свою очередь – к формированию нового социального заказа школе.
Современные ученые сформулировали общие цели обучения, воспитания и развития, которые должны быть направлены на формирование у выпускника средней школы:
- системы предметных знаний и умений, необходимых для обучения по базовому стандарту полного среднего образования;
- сформированности R-концепции личности, адекватной самооценки и способности к саморегуляции поведения и деятельности,
- высокой мотивации достижения успеха в избранном профиле обучения,
- психофизиологических знаний подростка о себе и стремления вести здоровый образ жизни;
- гуманистической позиции в общении и взаимодействии с людьми разного возраста, духовно-нравственные ориентации.
Представляется, что сегодня нельзя огульно отвергать традиционный подход к цели исторического образования, так как только на основе систематических знаний по истории может сложиться у учащихся понимание историзма, без которого невозможно научиться анализировать современную политическую ситуацию в обществе и мире, и, таким образом, невозможно создание гражданского общества. Но несомненно, современные методы и формы обучения должны ориентироваться не только на получение учащимися знаний, но, прежде всего, на формирование компетенций – способности исторические знания применять в реальной ситуации. Учащиеся должны усвоить основные понятия как общеисторические, так и социологические, без использования которых в речи современного человека нельзя отнести к категории образованных людей.
Конкретные цели в обучении истории установлены государственным стандартом. Они ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личностей, его познавательных и созидательных способностей.
Основные цели исторического образования на современном этапе8:
1. Основная цель – воспитание и развитие личности – осуществляется на основе овладения школьниками историческими знаниями, умениями их использовать при ориентированности изучения истории на социальную практику. Стремление осуществить гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся, помочь школьникам сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни России;
2. Деление целей исторического образования на те из них, которые можно планировать и достаточно гарантированно достигать при системной работе (усвоение учащимися определенных учебных знаний и умений), и на цели, прогнозируемые, на достижение которых направлена вся организация обучения, но достоверность анализа реализации которых по ряду причин (необходимость знания повседневного поведения учащихся, оценка отдаленного результата и т.д.) проблематична;
3. Направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций:
- акцент на личностный аспект общественного развития, внимание к роли человека, мотивам его деятельности;
- ознакомление учащихся с различными точками зрения на прошлое и на современный этап развития человечества;
- нацеленность на органическое единство школьных дисциплин: истории, для которой ведущим является исторический подход к изучению общества, и обществознания, ориентированного на логический или структурный подход при рассмотрении общественного развития.
- ознакомить учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте человечества, служащих основой для социализации вступающего в жизнь человека, для понимания современного состояния общества и возможных перспектив его развития;
- выработать у школьников представления о многообразии отражения и объяснения событий истории и современности, навыки работы с источниками исторических и гуманитарных знаний;
- формировать навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, умения сравнивать факты, версии, оценки, альтернативы развития и сами источники исторической информации, строить свою аргументацию в оценке прошлого;
- формировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, толерантного отношения к культуре и историческому прошлому иных народов;
- всесторонне развивать духовную культуру школьников, воспитывать гуманистические, демократические, патриотические убеждения гражданина новой России.
Основные принципы исторического образования содержатся в «Концепции исторического образования…» . Анализ данного документа позволил выделить основные из них:
- Единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.
- Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся независимо от форм обучения, видов учебных заведений и их местонахождения. Реализация вариативности должна быть ограничена различными учебными и методическими пособиями в рамках единой программы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся по окончании школы.
- Выработка единых подходов к преподаванию истории в школе. Необходимо оптимальное сочетание формационного и цивилизационного подходов. Первый из них хорошо отражает течение времени, преемственность и внутреннюю обусловленность этапов развития, позволяет проникнуть в логику социально-экономических процессов. Второй — как бы дает горизонтальный срез развития человечества в определенную эпоху, показывает взаимодействие и взаимовлияние культур разных стран и народов, позволяет широко применять сравнительно-типологическую методику. Сочетание “вертикального” и “горизонтального”, формационного и цивилизационного подходов позволяет показать глубину и многомерность исторического процесса. Целостность и логичность изложения исторического материала должны обеспечиваться целевой установкой на воспитание патриота и гражданина России.
- Научная объективность предполагает максимально полный и всесторонний анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений без подготовки их под заранее созданные и заданные схемы. Этот принцип важен для изучения каждого исторического сюжета в совокупности его позитивных и негативных сторон. Применение принципа научной объективности дает реальную возможность отойти от политической конъюнктуры, отказываться от неаргументированной критики одних явлений, процессов и безосновательной идеализации других.
- Историзм требует рассматривать исторический процесс с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин он возник, как оценивался современниками, как изменялся, развивался, какие результаты были достигнуты в итоге. Фундаментальный принцип историзма предполагает использование совокупности частных методов: проблемно-хронологического, сравнительно исторического, интегративного, ретроспективного, актуализации.
- Деятельностный и практикоориентированный подходы, которые отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.
- Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей исторического образования на различных ступенях и уровнях, логикой внутрипредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития учащихся.
- Личностно-ориентированная направленность процесса обучения на основе новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.
В связи со сложностью выполнения общих задач образования в современной педагогической науке встает проблема: что понимать под качеством обучения.
«Качество – это системная методологическая категория, отражающая степень соответствия результата образования поставленной цели».10
Ученые доказывают, что важнейшим субъектом образования, на который направлены воспитание и обучение, является ученик. От его позиции зависит успех или неуспех всей воспитательной и обучающей программы. «Мотивационные установки регулируют действия и поступки в разных проблемно-конфликтных ситуациях нравственного выбора. До тех пор пока знание не воплощается в подлинную веру, оно не будет путеводным ориентиром в ситуации, когда надо сделать выбор».
Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического образования. История не только открывает перед школьником картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире. Тем самым, формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения. По мере развития исторического мышления картина мира, формируемая у школьников под воздействием всего образовательного процесса, приобретает особую глубину и направленность. Представление об исторических корнях существующих социальных норм и мировоззренческих ценностей, об историческом опыте собственного народа и всего человечества позволяет школьникам более четко и осознанно определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Личностная самоидентификация подростков оказывается тесно связана с восприятием национальных культурных и исторических традиций, а также самоопределением в социальном пространстве современного российского общества, формированием национальной идентичности. Таким образом, система исторического образования призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, демократизма, толерантности.
При таком подходе в центре внимания находятся знания как отражение духовного богатства человечества, накопленного в процессе поиска и исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаньево-ориентированное образование, безусловно, имеет важное значение. Оно способствует социализации личности (вхождению человека в социум). С этой точки зрения такое «содержание образования является жизнеобеспечивающей системой».
Важным направлением в историческом образовании является процесс гуманизации, который способствует развитию личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Основной принцип гуманизации исторического образования предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способность критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории.
Смысл гуманитаризации педагогического образования - в возрождении интеллигентного учителя, потребность в нем. Действительное образование всегда отражает личностные взаимоотношения людей. Поэтому и развивается этот процесс по законам драмы. Появление на сцене нового персонажа меняет суть драматургии. Иными словами, весомое значение в обучении имеет стиль педагогического общения.
Стили педагогического общения: 1. учитель, тяготеющий к устрашению (в классе наблюдается мертвая тишина, но тишина пустая, ничего кроме покорности); 2. педагог, ориентированный на диалог.
Важно в системе «учитель – учащиеся», обеспечивать такое управление познавательной деятельностью обучаемых, при котором педагог: «а) ставит ученика в позицию активного субъекта учения, осуществляемого в общей системе коммуникативной работы класса;
б) развивает способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю) собственной деятельностью;
в) организует процесс обучения как решение учебно-познавательных проблем на основе творческого взаимодействия (диалога) с учащимися».
Гуманизация преподавания не мыслима без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур, их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ - часть мировой цивилизации. Гуманизация образования даёт возможность человеку овладеть не только базовыми знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий. Парадигма гуманизации ориентирована на становление человека в культуре, на раскрытие истинного, глубинного в нем. Человек получает образование не затем, чтобы в той или иной мере стать количественно соизмеримым реальной культуре (это абсурдно и невозможно), а затем, чтобы стать (в той или иной степени) соучастником культурного процесса, то есть быть не только потребителем культуры, но и носителем и создателем ее. Творят культуру не только те, кто пишет музыку, но и те, кто ее слушают, при условии, что она становится для него событием, возбуждающим цепную реакцию ума и сердца, из которой он в какой-то степени выходит обновленным5.
Предметом истории как науки является человек в бесконечной смене поколений, поэтому гуманизация истории означает ее очеловечивание. Познание исторических закономерностей, решение исторических проблем, понимание смысла истории должно идти не путем отвлеченных абстракций, а от человека и через человека.
Значительную роль в данном процессе может и должна играть школа. Именно она призвана воспитывать и образовывать молодое поколение россиян. Поэтому в концепции современной модернизации российской системы образования повышенное внимание уделяется гуманизации школы.
Профильное обучение и элективные курсы в 10-11 классах
2.1.Особенности профильного обучения на современном этапе. Место элективных курсов в профильном обучении
На ступени среднего (полного) общего образования федеральный компонент ФБУП (федеральный базисный учебный план) включает совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. История входит в состав инвариантной части – предметов, обязательных для изучения на базовом уровне (помимо истории – это русский язык, литература, иностранный язык, математика, физическая культура, а также интегрированные учебные предметы: обществознание (включая экономику и право) и естествознание). Учебное время, отведенное в этом случае на изучение истории, составляет 140 часов (т.е. из расчета 2 часа в неделю). Если история выбирается для изучения на профильном уровне, то она исключается из состава инвариантной части, а учебное время составляет 280 часов (т.е. из расчета 4 часа в неделю).
Кроме того, историческая проблематика может изучаться и в составе элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся из регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения. В составе исторического образования в полной средней школе элективные курсы могут выполнять три основных функции:
1) развитие содержания базового курса истории (в том случае, когда изучение истории на профильном уровне не запланировано, но учащиеся стремятся получить дополнительную подготовку по предмету, например, для сдачи единого государственного экзамена);
2) развитие содержания профильного курса истории («углубленное» изучение истории, которое позволяет на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся, расширить содержание курса, использовать методику исследовательских проектов и т.п.);
3) удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических исследований.
Для 10-11 классов региональный (национально-региональный) компонент предусматривается в объеме 140 часов за два учебных года, а компонент образовательного учреждения – в объеме не менее 280 часов за два учебных года. Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если это совокупное время оказывается меньше 2100 часов, то образованный резерв может быть использован для формирования элективных курсов.
Для образования определенного профиля необходимо включить в состав учебного плана не менее двух предметов, изучаемых на профильном уровне. Этот выбор является прерогативой образовательного учреждения. Состав профилей, указанный в приложении к ФБУП, является лишь одним из возможных примеров. Но, с точки зрения задач профильного изучения истории, наиболее эффективным представляется формирование социально-гуманитарного профиля, где наряду с историей на профильном уровне могут изучаться обществознание, право, русский язык и литература, а на базовом – иностранный язык, математика, экономика, естествознание и физическая культура. Возможным вариантом является и формирование гуманитарно-филологического профиля, где наряду с историей на профильном уровне могут изучаться литература, русский язык и иностранный язык, а на базовом – математика, естествознание, обществознание (включая экономику и право), мировая художественная культура и физическая культура.
Примерные программы по истории для основной школы, старшей базовой и старшей профильной школы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Примерные программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.
Примерные программы являются ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также могут использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем.
Примерные программы оставляют резерв свободного учебного времени, 14,3 % от общего объема учебных часов для изучения истории в старшей школе. Принципы использования этого резерва определяются либо авторами учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). Кроме того, авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных стандартом.
Каждая примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников (этот компонент программы полностью идентичен соответствующему компоненту стандарту).
2.2 Особенности обучения на базовом, профильном уровне
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.
Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного профиля. Так, например, в рамках социально-экономического профиля в базовом курсе истории может быть акцентирована особая содержательная линия «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – особая содержательная линия «История науки и техники» и т.д. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагаетс