Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
План-конспект урока в 8 классе

Значение петровских преобразований в истории России

 Денисов Михаил Павлович,
учитель истории ГБОУ СОШ № 414
Санкт-Петербурга
 
Тип урока: урок рефлексии.
Вид урока: комбинированный урок.
УМК:
учебник: История России. 8 класс. Ч1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. – М.: Просвещение, 2016 г.,
          История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей/ О.Н. Журавлева – М.: Просвещение, 2015
Цель урока:
создать условия  для рассмотрения и оценки деятельности Петра I.
Задачи:
1) повторить и систематизировать материалы о свершениях и реформах Петра I;
2) способствовать развитию навыков анализа и решения проблемы на основе  сопоставления исторических источников.
Планируемые результаты:
Личностные : учащиеся получат возможность совершенствовать навык аргументированного изложения своей точки зрения;
Метапредметные :  учащиеся будут анализировать текстовую информацию, обобщать факты, формулировать выводы;
Предметные : учащиеся будут развивать умение сопоставлять различные версии и оценки исторических  событий и личностей.
Оборудование: мультимедийный проектор, фрагменты документов, учебник § 12
Этапы урока:
  1. Организационный (2 мин).
  2. Мотивационный (создание проблемной ситуации) (5 мин).
  3. Этап целеполагания (учащиеся формулируют проблему и определяют задачи, которые необходимо решить) (3 мин).
  4. Содержательно-операционный этап (решение учебных задач) (20 мин).
  5. Применение новых знаний (10 мин).
  6. Контрольно-оценочный (саморефлексия) (5 мин).
Ход урока:
I. Приветствие. Проверка посещаемости и готовности к уроку.
II. Учитель  выводит на экран два изображения Петра I: фотографию памятника «Медный всадник» и фото памятника работы Шемякина.
Учитель просит сравнить образ Петра работы Фальконе и шемякинский образ Петра. Почему так не похожи эти образы?
В беседе учитель подводит учащихся к возможности разных оценок деятельности Петра и его роли в истории страны.
III. Учитель просит учащихся сформулировать основной проблемный вопрос урока и определить задачи, решение которых поможет ответить на проблемный вопрос.
Ожидаемый ответ: «Необходимо понять,  какую роль в судьбе страны сыграл Петр».  Учитель записывает тему урока на доске.
Учащиеся (с помощью учителя) формируют основные задачи урока:
1.выяснить, что думали о  Петре его современники и потомки,
2.перечислить главные преобразования и достижения  петровской эпохи,
3.оценить последствия Петровских преобразований.
Задачи урока  фиксируются на классной доске.
IV. Учитель выводит на экран слайд с текстом дополнительных материалов к уроку из поурочного планирования О.Н. Журавлевой (цитаты из воспоминаний современников Петра I). Учитель просит сравнить мнения разных авторов, современников Петра,  о государе. Цитируются София Ганноверская, Филиппо Балтари,  Юст Юль, Никита Кашин. Каким предстает Петр в этих текстах? В ходе короткой беседы учитель подводит обучающихся к выводу о том, что воспоминания современников очень интересны, но слишком субъективны.
Учитель предлагает обратиться к текстам историков. Как оценивали деятельность Петра профессиональные историки?
Учащиеся читают отрывки из текстов Соловьва, Милюкова, Платонова.
Выясняется, что одни историки склонны идеализировать образ Петра,  а другие настроены более критично.
Учитель предлагает учащимся вспомнить предыдущие темы, и дать собственную оценку деятельности Петра. Для этого в своих тетрадях учащиеся заполняют таблицу, состоящую из двух колонок. В одной колонке необходимо назвать основные свершения и реформы Петра, а в другой – перечислить негативные последствия и издержки. Во время выполнения задания учитель помогает находить нужный фрагмент текста учебника и формулировать записи в тетрадь. 
 
Задание: составление таблицы «Цена свершений»
В колонке «свершения и реформы» первая запись может звучать так: «Победа в Северной войне и выход к побережью Балтики» (§4). Тут же в графу «издержки» делается запись: «введение новых налогов и повинностей разоряло крестьян и купечество». Следующая запись: «проведение военной реформы и превращение России в крупнейшую военную державу». А в графе «издержки»: «рекрутские наборы на долгие годы отрывали тысячи крестьян от семьи и работы». После беглого повторения §5 в колонку «свершений» учащиеся пишут: «Реформа управления повысила эффективность работы органов государственной власти». В графу «издержки» учащиеся выписывают отрывок текста учебника (стр. 38):  «формируется «регулярное государство», основанное на бюрократизации, слежке и полном подчинении всех сословий верховной власти». Беглое повторение §6 завершается записью в тетрадь: «экономические реформы привели к совершенствованию налоговой системы, расширению торговых связей, росту числа мануфактур, увеличению объема производства». Напротив, в графе «издержки»: «Усиление крепостного гнета. Перенапряжение сил нации» (стр. 46).
После составления таблицы учитель предлагает обратиться к разделу «Мнение историков» на странице 81, и выбрать фразу, которую можно использовать в качестве заключительного вывода.
Ожидаемый ответ: «Ценой разорения страны, Россия была выведена в ранг европейской державы» (Милюков П.Н.).

Учитель зачитывает отрывок из статьи И.С. Аксакова: "Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено".
Затем учитель выводит слайд с отрывком из текста Феофана Прокоповича «Слово на погребение Петра Великого» (текстом дополнительных материалов к уроку из поурочного планирования О.Н. Журавлевой).
Учитель: С кем сравнивает Феофан Петра?
Учащиеся : С Самсоном, Моисеем, Соломоном ….
Учитель: «Аксаков сравнивал Петра с «палачом», Феофан с Библейскими героями – удивительная полярность мнений? А вот еще одно «высказывание»  (учитель выводит на экран проектора фото картины «Утро стрелецкой казни» художника Василия Сурикова).
Учитель просит сравнить высказывание Аксакова с «высказыванием» Сурикова. Что общего?
Наводящими вопросами учитель старается подвести класс к выстраиванию ассоциативного ряда: головы стрельцов и главки церковных куполов.
Учитель цитирует Геннадия Гора, биографа Сурикова: «В Москве, на Лобном месте умирала непокорная допетровская Русь, побежденная великим преобразователем».
Учитель просит высказаться относительно названия картины, нет ли противоречия между «утром» и «смертью»?
Выслушав возможные ответы, учитель зачитывает отрывок из книги искусствоведа Дмитрия Сарабьянова: «в полотне «Утро стрелецкой казни» сила, противопоставленная народу — Пётр I, расправляющийся со стрельцами, но делающий это ради того, чтобы способствовать движению России к новым, пусть трудным для народа, но необходимым для нации путям».
Завершая обсуждение исторического полотна, учитель говорит о том, что отношение Сурикова к личности Петра I и его роли в российской истории было неоднозначным. По воспоминаниям художника Петра Кончаловского, Суриков восхищался силой, смелостью, размахом и решительностью Петра, но при этом возмущался его жестоким отношением к народу. По словам Владимира Кеменова, историка искусства,  картина «Утро стрелецкой казни» отчётливо показывает, что «при всём сочувственном изображении стрельцов художник не допустил ни малейшей их идеализации, так же как при всём „недолюбливании“ Петра I не допустил никакого сгущения красок с целью его обличения или разоблачения».
Подобное стремление художника к объективности должно быть для нас примером.
V. Учитель: Давайте проверим насколько вы усвоили материал урока и научились видеть проблему в объеме, с учетом разных критериев оценки.
Задание:
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения: «Петр I сумел заложить основы для эффективного экономического развития России в будущем». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
На выполнение и проверку задания отводится 10 минут.
 
VI. Учитель: Подведем итог.  Для этого ответим на два вопроса:
1. Мы выполнили задачи, поставленные вами в начале урока?
2. Как каждый из вас оценивает свою работу на уроке?
Критерии оценивания работы на уроке (выводятся на экран):
Решение задачи на умение приводить аргументы в защиту и опровержение высказывания (от 1 до 2 баллов).
Продуктивное участие в обсуждении скульптурных изображений Петра и  в формулировании цели и задач урока (1 балл).
Составлении таблицы «Цена свершений» (1 балл),
Участие в обсуждении  картины Сурикова (1 балл).
Учитель : Согласны ли вы с оценками? Что нового дал вам этот урок?
Запись домашнего задания.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»