Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка урока по ФГОС. История 7класс

Северная  война

Ануфриева Светлана Валентиновна,
учитель ГБОУ СОШ № 501
 1. Пояснительная записка.
Современное общество стремительно развивается и поэтому школа должна соответствовать требованиям нового общества, т.к. образование – это двигатель прогресса. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать на уроке, как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, отбирать информацию, оказывать поддержку друг другу. Роль учителя в таком уроке изменяется, он не главное действующее лицо, а организатор разноплановой деятельности учащихся, консультант.
Данный урок соответствует требованиям ФГОС в том, что изменяет представление о школьном образовании, где ведущая роль на уроке принадлежала учителю, а не ученику. На данном уроке источником информации становятся личные наблюдения учеников и опыт. На уроке используются материалы различных форматов (тексты документов, карты, таблицы). Задания вариативны. В течение всего урока ведётся диалог: ученик-учитель, ученик-ученик. Целью урока по ФГОС является формирование УУД и получение в первую очередь личностного, а не предметного результата.  Организация деятельности учащихся на уроке строится на основе системно-деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов с опорой на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- диалогового взаимодействия
- ИКТ-технологию;
- технологию оценивания  образовательных достижений.
Эти технологии связаны с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих интерес учащихся к теме урока. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей, формирование активной гражданской позиции, воспитание и развитие личности.
            ИКТ-технологии при изучении истории позволяют расширить диапазон используемых источников информации, сделать информацию наглядной, превратить в эффективное дидактическое средство.
            Умение оценивать свои знания способствует формированию объективности в самооценке и саморазвитии, получению личностных результатов урока.
Урок истории в 7 классе разработан согласно требованиям ФГОС. В  основу урока положен системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход позволяет активизировать у обучающихся учебно-познавательную деятельность и формировать готовность к саморазвитию и непрерывному образованию.
            Урок построен с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физических особенностей учеников 7го  класса связанных с :
- переходом от учебных действий, осуществляемых только с классом под руководством учителя, к способности  принимать собственные решения;
- направленностью на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
- формированием у  обучающегося научного типа мышления;
- овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.
Тип урока: комбинированный
2. Цель: создать условия для формирования следующих универсальных учебных действий (УУД):
  • Личностные УУД (мотивация освоения темы урока, оценивание усваемового содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор, умение находить ответы на вопросы: «Какое значение для меня имеет изучение истории войн?», «Какую роль в решении проблем играют войны?»)
  • Познавательные УУД (формулирование познавательной цели, смысловое чтение, поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, произвольное и осознанное построение речевого высказывания)
  • Регулятивные УУД (постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, осознание качества и  уровня усвоения)
  • Коммуникационные УУД (контроль, коррекция действий партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли, инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации)
Задачи: 
  1. Организовать работу по  мотивации учения обучающихся (организовать работу с синквейном,  с таблицей ЗХУ)
  2. Подвести обучающихся к самостоятельной постановке цели и задач  учебной деятельности
  3. Организовать работу в группах (на основе работы с текстом учебника и раздаточным материалом, узнать причины,   основные сражения, состояние русской  и шведской армий, исторические персоналии и итоги Северной войны)
  4. Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока
  5. Способствовать развитию учебно-познавательного интереса к изучению истории России и отдельных исторических личностей.
  6. Организовать промежуточную диагностику на уроке
  7. Организовать рефлексию учебной деятельности
  8. Организовать оценку  деятельности Петра I  
Ожидаемые результаты:
  • Личностные: Учащиеся умеют: определять  собственное отношение к событиям в истории, формулировать свою точку зрения
  • Метапредметные: Учащиеся умеют: организовать свою деятельность в группах, определять её цели  и задачи, планировать  и оценивать свою работу, высказывать суждения, отвечать на вопросы, презентовать результат своей работы, взаимодействовать  друг с другом.
  • Предметные: Учащиеся знают: причины,  основные сражения и итоги Северной войны. Умеют: устанавливать причинно-следственные связи, работать с документами и учебником, исторической картой, составлять исторический портрет, рассуждать, делать выводы.  
3. Методы обучения:
  • Частично-поисковый
4. Средства обучения:
  • История России конец XVI-XVIII в.: учебник для 7 кл. общеобразоват.
учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
М.: Просвещение, 2012 г.
  • Раздаточный материал: документы, карты, карточки с заданиями, оценочный лист.
  • Атлас «История России конец XVII-XVIII в.»,контурная карта.
  • Презентация «Северная война»
  • Электронная карта «Северная война»
  • ТСО, ММ-комплекс 
     Интернет-ресурсы:
  • http://www.hrono.ru/index.php – «Исторический проект Хронос»
  • http://www .rulers.narod.ru - "Всемирная история в лицах".   
5. Организационные формы:
  • фронтальная
  •  групповая
  •  индивидуальная  
6. Педагогические технологии:
  • Технология диалогового взаимодействия с элементами ТРКМ
  • ИКТ
7. План урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
  1. Вводно-мотивационный
1 Актуализация знаний:  
1.1 Организовать беседу  по вопросам темы:
1.Что представляла собой Россия в начале XVIII века?
2. В каком состоянии находилась экономика России в начале XVIII в.?
3. Какими причинами, на ваш взгляд, было вызвано отставание экономического развития России?
4. Кто контролировал побережье Балтики?
5. Каким способом можно было заставить Швецию ослабить своё влияние на Балтике?
Участие в беседе
1.2 Организация работы по составлению синквейна Составление синквейна
Приложение 1
1.3 Организация беседы  по вопросам:
  1. Какое слово было ключевым в синквейне? (война)
  2. Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о войне)
  3. Кто знает, сколько длилась Северная война и почему она так называлась?(предполагают) 
  4. Война длилась с 1700 по 1721 г.. Посчитайте сколько это лет?
  5. Сформулируйте тему нашего урока:
(Северная война)
 Участие в беседе
1.4 Организация работы  с презентацией «Северная война» и с таблицей 3XУ Заполнение таблицы ЗХУ
1.5 Организация формулирования цели урока. Формулирование цели
  1. Технологический этап
2. Организация  планирования работы в группах в т.ч.:
Определение сроков выполнения работ
Обсуждение с учащимися критериев оценки качества работ в группе
Планирование работы в группе
 
Участие в обсуждении
2.1 Организация  работы  в группах:
1 группа:  Определите причины Северной войны.
2 группа: Выясните, чему бы способствовала победа России в Северной войне.
3 группа: Определите особенности русской  армии.
4 группа: Определите особенности шведской армии.
Работа в группах
Приложение 2
3. Организация публичного выступления
 
Презентация результатов групповой работы
4. Организация беседы:
Обобщение итогов работы группы
Предположите исход этой войны?
Участие в беседе
5. Проведение  промежуточной  диагностики Оценивание усвоения материала
Приложение 3
6. Организация работы в группах:
Определите основные этапы и  сражения  Северной войны ,. отметьте их на контурной карте:
1 группа:  1 этап 1700-1703 гг. Начало войны. « Нарвская конфузия.»
2 группа: 2 этап 1704-1709 гг. Реорганизация армии. Полтавская битва.
3 группа: 3  этап 1710-1713 гг. Прутский поход.
4 группа: 4 этап 1714-1721 гг. Морские сражения. Ништадский мир.
Работа в группах
 
Приложение 4
 
 
 

 
7. Организация публичного выступления
 
Презентация результатов групповой работы
8. Консультирование работы групп:
Составьте исторический портрет Петра I,  Б.П.Шереметева,  А.Д.Меньшикова, Карла XII
Работа в группах
Приложение 5
9. Организация публичного выступления
 
Презентация результатов групповой работы
10. Организация рассуждения:
«…Отсель грозить мы будем шведу…» А.С.Пушкин «Медный всадник»
Участие в рассуждении
  1. Рефлексия
11. Организация  работы с таблицей ЗХУ Заполнение таблицы ЗХУ
12. Организация и подведение итогов деятельности  учащихся на уроке:
Оцените свою работу и поставьте себе оценку за урок
Участие в подведении итогов
Оценивание
Приложение 6
13. Определение домашнего задания по выбору учащихся:
Пар.14, сделать презентацию «Петр I и основание СПБ», « СПБ - новая столица»
Запись домашнего задания
 
 
 
 
 
 
8. Таблица соответствия учебных заданий УЗ и УУД
Учебное задание Формируемые УУД
  1. Вводно-мотивационный
1 Актуализация знаний:  
1.1 Организовать беседу  по вопросам темы:
1.Что представляет собой Россия в начале XVIII века?
2. В каком состоянии находилась экономика России в начале XVIII в.?
3. Какими причинами, на ваш взгляд, было вызвано отставание экономического развития России.
4. Кто контролировал побережье Балтики?
5. Каким способом можно было заставить Швецию ослабить своё влияние на Балтике?
ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели.
ЛУУД: мотивация освоения темы урока.
1.2 Организация работы по составлению синквейна ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков, (обшеучебные) : произвольное  и осознанное построение речевого высказывания.
1.3 Организация беседы  по вопросам:
  1. Какое слово было ключевым в синквейне? (война)
  2. Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о войне)
  3. Кто знает, сколько длилась Северная война? (предполагают) 
  4. Война длилась с 1700 по 1712 г.. Посчитайте сколько это лет?
  5. Сформулируйте тему нашего урока:
(Северная война)
 РУУД (целеполагание): постановка учебных задач на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.
ЛУУД (самоопределение): мотивация учения, формирование основ гражданственности.
1.4 Организация работы  с презентацией «Северная война» и с таблицей 3XY КУУД (постановка): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
ПУУД (общеучебные): поиск, выделение информации.
РУУД (целеполагание): постановка учебных задач на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися и  того, что ещё неизвестно, (прогнозирование ) : предвосхищение результата  и уровня усвоения.

 
1.5 Организация формулирования цели урока.
  1. Технологический этап
2. Организация  планирования работы в группах в т.ч.:
Определение сроков выполнения работ
Обсуждение с учащимися критериев оценки качества работ в группе
КУУД (управление поведения партнёра) коррекция, оценка действий партнёра.
КУУД (планирование) определение функций участников, способы взаимодействия.
ПУУД (общеучебные): поиск, выделение информации, смысловое чтение.
ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей.

 
2.1 Организация  работы  в группах:
1 группа:  Определите причины Северной войны.
2 группа: Выясните, чему бы способствовала победа России в Северной войне.
3 группа: Определите особенности русской  армии.
4 группа: Определите особенности шведской армии.
3. Организация публичного выступления
 
КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли , инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
РУУД (планирование): составление плана и последовательности действий.
4. Организация беседы:
Обобщение итогов работы группы
Предположите исход этой войны?
ЛУУД (нравственно-этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор.
ПУУД (логические): установление причинно-следственных связей.
КУУД:коррекция действий партнера.
5. Проведение  промежуточной  диагностики РУУД: осознание качества и уровня усвоения.
КУУД(управление поведением партнера) :контроль.
6. Организация работы в группах:
Определите основные сражения  Северной войны и отметьте их на контурной карте
1 группа:  1 этап 1700-1703 гг. Начало войны
2 группа: 2 этап 1704-1709 гг. Реорганизация армии. Полтавская битва.
3 группа: 3  этап 1710-1713 гг. Прутский поход.
4 группа: 4 этап 1714-1721 гг. Морские сражения. Ништадский мир.
ПУУД (общеучебные): поиск, выделение информации, смысловое чтение.
КУУД (планирование) : определение цели, функций участников, способов взаимодействия, (постановка вопросов) : инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
 

 
7. Организация публичного выступления
 
ПУУД (логические): синтез как составление целого из частей.
КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
8. Консультирование работы групп:
Составьте исторический портрет Петра I,  Б.П.Шереметева,  А.Д.Меньшикова, Карла XII
КУУД (планирование): определение цели, функций участников, способов воздействия.
КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
ЛУУД :оценивание усваиваемого содержания.
9. Организация публичного выступления
 
ПУУД (логические): синтез как составление целого из частей.
КУУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
10. Организация рассуждения:
«…Отсель грозить мы будем шведу…» А.С.Пушкин «Медный всадник»
ПУУД (действие постановки и решения проблем): формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
ПУУД: анализ с целью выделения признаков.
ПУУД: выдвижение гипотез и их обоснование.
  1. Рефлексия
11. Организация  работы с таблицей ЗХУ ЛУУД (нравственно-этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания.
РУУД (коррекция): внесение необходимых документов.
РУУД (оценка): осознание того, что уже усвоено.
12. Организация и подведение итогов деятельности  учащихся на уроке:
Оцените свою работу и поставьте себе оценку за урок
РУУД (оценка): осознание того, что уже усвоено, осознание качества уровня усвоения.
13. Определение домашнего задания по выбору учащихся:
Пар.14, сделать презентацию «Петр I и основание СПБ», « СПБ - новая столица»
ЛУУД (самоопределение): мотивация учения.
 

                                                   9.Список источников

1.Данилова А.А., Косулина Л.Г. История России 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / 7 изд. М.: Просвещение, 2008.-288с.

2.Арьяева Л.В.Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. – СПб.:  ИПК СПО, 2012. - 244с.

3.Асмолов А.Г., Барменская Г.В., Володарская И.В.,. Карабанова О.А, Салхина Н.Г., Молчанов С.В.  Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения).— М.: Просвещение, 2011. - 159с.

4.Даудова О.Б. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб.: КАРО,2013. - 176с.

5.Данилова А.А., Косулина Л.Г. История России конец XVI-XVIII века: учебное пособие 7 класс. Н.Ю.Колесниченко - Волгоград: Учитель, 2008.-447 с.

6.Котова Н.Н. Угрина Н.Г. Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания.  [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602943/.

7.Учебное электронное пособие “Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новое время”. Мультимедийный учебник. - Дрофа,2012.

8.ФГОС-II — основа модернизации российского образования. [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://knmc.kubannet.ru/node/976

9.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/под ред. И.А. Сафроновой. - М.:  Просвещение, 2011. - 48с.

 
Приложение  1
Составление синквейна.
1 стр. - главное слово – имя существительное;
2 стр. – два прилагательных;
3 стр. – три глагола;
4 стр. – предложение, выражающее главную мысль;
5 стр. – вывод (одним словом) – синоним главного слова.

Приложение 2

Задание группам.
Рассмотреть карту в Атласе История России, прочитать в &14 п. «Начало войны»,  посмотреть презентацию «Северная война». Ответить на вопросы по карточкам:
1 группа: Определить причины Северной войны.
2 группа: Выяснить чему бы способствовала победа России в Северной войне.
3 группа: Определить особенности русской армии.
4 группа: Определить особенности шведской армии.

Приложение 3

Составить таблицу в тетради.
Название войны  
Даты войны  
Страны-участницы войны  
Причины войны  

Приложение 4

Работа в группах (задания на карточках).
Прочитать в учебнике в &14 предложенные пункты,  рассмотреть карту в учебнике и Атласе Истории России, ответить на поставленный вопрос, отметить на контурной карте.
1 группа: п. «Начало войны»,  «Реорганизация армии» (1700-1703 гг.)
Вопрос: Почему Карлу XII удалось быстро разгромить силы Дании, Саксонии и России в начале войны?
К/к : 1700г. - Нарвская битва, 1703г. – Основание СПб.
2 группа: п. «Полтавская битва» (1704-1709 гг.)
Вопрос: Чем можно объяснить серию военных успехов России в Северной войне?
К/к : 1709г. – Полтавская битва.
3 группа: п. «Прутский поход» (1710-1713 гг.)
Вопрос: Какую роль сыграла  Турция в Северной войне?
К/к : Направления действия русских войск в 1710-1713 гг.
4 группа: п. «Морские сражения», «Ништадский мир» (1714-1721 гг.)
Вопрос: Используя карту оцените итоги Северной войны для каждого из её участников.
К/к : Отметить земли присоединённые к России по Ништадскому мирному договору 1721 г.

Приложение 5

План составления исторического портрета.
  1. Историческая персоналия.
  2. Её роль в ходе изучаемых событий.
  3. Роль исторической персоналии в истории данного периода.
  4. Моё отношение к исторической персоналии.

Приложение 6

Результаты работы в группе.
ФИ Оценка
     
     
     
     
     
     
     
 
Лист самоанализа
ФИ  _____________________________________        
Я узнал(а) ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне было интересно ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне было трудно ______________________________________________________________________________________________________________________________________
Я понял(а)          ______________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне захотелось ____________________________________________________________________________________________________________________________________

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»