Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II

Иванова Надежда Сергеевна
Вступительная беседа. На предыдущих уроках мы говорили о России в годы царствования Екатерины II. Вспомните основные события этого правления. Чью политику она продолжала?
Слайд 1. Кому этот памятник? Что написано на постаменте? – Петру I – Екатерина II. Она наследница и продолжательница его дел. Вспомните годы правления императрицы. 1762-1796 годы. Что оставляет правитель потомкам? Ученики перечисляют. Останавливаемся на слове «законы».
Проговариваем тему урока: Политика Просвещенного абсолютизма. Цели урока: познакомимся с понятием «просвещенный абсолютизм», посмотрим его специфику в российских условиях, самое главное, посмотрим на императрицу глазами современников.
Что означает «просвещенный абсолютизм»?
Абсолютизм – лат., неограниченный, независимый. Форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху.
Просвещенный. Идеи просвещения разработаны в произведениях французских просветителей - Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро. Просветители критиковали феодальное общество со всеми его пороками, отстаивали мысль о том, что все  люди рождаются свободными. Развивали теорию »общественного договора», согласно ей,
 народ  доверяет свои полномочия, которые ему принадлежат по «естественному праву» правителям, остальные люди занимаются каждый своим делом.
На странице 172 учебника прочитать основные меры Екатерины II в духе просвещенного абсолютизма. В течение двух лет Екатерина II разрабатывала «Наказ», в котором изложила свое видение политики просвещенного абсолютизма. К работе привлечены не только чиновники, но и представители-выборные депутаты от сословий. Все они привезли наказ от своих избирателей.
На странице 173 учебника прочитать наказы депутатов. Интересы каких слоев населения они выражали? Но, к сожалению, комиссия была распущена, и документ не был принят. Как понимала политику «просвещенного абсолютизма» Екатерина II? Она сформировала собственные взгляды. Она считала, что в России может быть только власть неограниченного монарха, но не такого как прежде, а философа на троне, который разрабатывает идеальную систему законов. Цель самодержавия - благо для всех подданных. Свобода граждан-вольность-делать то, что законы дозволяют. Таким образом равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами, для дворян –свои, для крестьян – свои, для купцов-свои. Помощь в управлении государством «просвещенному монарху» должны оказывать дворяне.
А теперь вспомним, при каких обстоятельствах Екатерина пришла к власти? Она не имела законных прав на престол (муж убит, сын, фактически, отстранен от правления). Кто возвел ее на престол? (дворцовые перевороты, гвардия, из кого состояла-  дворяне). Следовательно, Екатерина II должна была поддерживать дворянство.
В 1785 году подписана «Жалованная грамота дворянству». Какие у дворян привилегии? Владеть землей, крепостными крестьянами, право служить или не служить в армии. Императрице требовалась гибкость, осторожность. Чтобы не было нового дворцового переворота.
Сегодня мы познакомимся с Екатериной II, какой ее видели современники. А для этого мы будем очень внимательно рассматривать портрет этой выдающейся женщины.
Слайд 6. Отправляемся в Русский музей. Поднимаемся по парадной лестнице, проходим в залы и вот портрет императрицы.
Слайд 7. Задание. Прочитайте этикетку. Попробуем получить максимальную информацию 1) Итак, перед нами живописное произведение. Какие сведения подтверждают, что это действительно так? ( холст, масло, картину написал художник ).
2) Докажите, что эта картина – исторический источник. Вспомним определение исторического источника. Это носитель информации, свидетельствующий о прошлом, являющийся результатом деятельности человека и основой исторического познания. Свидетельствуют о прошлом-год создания картины, годы жизни императрицы; результат деятельности человека-написана автором; историческое познание- дает представление об императрице, о значимости законов в России). Какой это тип исторического источника?  А) изобразительный (картина); б) письменный; в) Вещественный (холст, масло, рама).
3) Современник писал портрет или нет? Почему? (год написания картины, годы жизни императрицы).
4) Кто главный персонаж? Императрица, она занимает центральное место, об этом свидетельствует название картины.
5) Местонахождение. Императрица находится в храме богини правосудия, а картина находится в Русском музее.
6) Размеры картины – гораздо больше человеческого роста.                                                          Все эти сведения мы получили из этикетки.
Слайд 8. Смысловое рассматривание картины. Какой смысл вложил автор? Что он хотел сказать? Внимательно смотрим детали.
Сама Екатерина II. Как она выглядит, как одета? (платье простого покроя, похоже на античный наряд, царская мантия, цепь ордена Андрея Первозванного). Как выглядит? – здесь видим богиню правосудия, Задрапированные колонны придают торжественность. В окне видны корабли торгового флота, указывает на процветание страны. Императрица показывает на алтарь, на котором сжигает маки. Мак-символ сна. Так императрица сжигает свой покой и сон во имя покоя и процветания государства. У ног Екатерины – книги. Это своды законов, они лежат внизу, так как на законах стоит государство. Внимательно рассматриваем детали на слайде, проверяем, что пропустили.
Слайд 9. Художник Дмитрий Григорьевич Левицкий оставил свое описание картины. Вопрос: какой это источник? – Письменный. Задание: прочитать вслух. Как вы поняли текст? Какие слова в тексте неупотребляемые, устаревшие? Что они означают?
Слайд 10. Читаем толкование устаревших слов. Следующее задание для тех, кто внимательно рассматривал картину и читал текст автора.
Слайд 11. Сравниваем источник изобразительный с источником письменным. Одна и та же деталь здесь названа различно. Найдите о чем речь. В чем причина несовпадения?
Слайд 12. Внимательно читаем ответ на вопрос.
Слайд 13. Сравнить смысловые детали картины с положениями из письменных источников. На странице 176 находится документ «Записки императрицы Екатерины II». Какая деталь картины соответствует положению из документа?
1-Фемида, законодательница в храме богини правосудия.
2-книги, законы у ног Екатерины II.
4-торговля, торговые корабли
5-лавровый венок на голове императрицы. Кого и за что награждали таким венком?
Слайд 14. Соотнести с изображением документ «Наказ Екатерины II Уложенной комиссии».
Слайд 15. Выразить собственное отношение, к изображенной на картине императрице. На протяжении нескольких уроков мы знакомились с внешней и внутренней политикой проводимой Екатериной II. Можем мы сказать, что это идеальный правитель? – Нет. Действия императрицы противоречивы, на ее политику оказывали влияние многие обстоятельства. Но Екатерина очень хотела быть идеальной правительницей. Художник Левицкий Д. Г. ее изображает идеальной, и как Екатерина II дает «Наказ» Уложенной комиссии, так художник дает ей наказ, каким должен быть идеальный государь.
Слайд 16. Выбрать для себя домашнее задание.  Выставить оценки.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»