Конкурсная игровая программа для 6-х классов
Рыцарский турнир
Линецкая Елена Анатольевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 291
Красносельского района Санкт-Петербурга
Как повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует многих учителей. Решению задачи в определенной мере способствуют внеклассные мероприятия по истории. Имея общую цель с урочной системой, внеклассная работа отличается от нее организационными и методическими формами, сущность и характер которых заключается в следующем:
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 291
Красносельского района Санкт-Петербурга
- Внеклассная работа осуществляется во внеурочное время.
- Она базируется на добровольном участии школьников.
- Внеклассная работа способствует пропаганде исторических знаний, формированию мировоззрения учеников.
- Внеклассные мероприятия посвящены актуальным событиям отечественной и всемирной истории.
- Они способствуют развитию творческих способностей школьников.
- Основное направление внеклассной работы расширение и углубление исторических знаний, полученных на уроке.
- Учебные задачи - углубить интерес к предмету, закрепить приобретенные знания и приобрести новые; сформировать историческое мышление и историческое сознание;
- Развивающие задачи - расширить мировоззрение ребенка, активизировать желание работать самостоятельно, использовать на практике знания, полученные на уроке, во внеурочной деятельности;
- Воспитательные задачи - формирование патриотических чувств и национального сознания, гуманистических ценностей, этических норм и эстетического вкуса.
Подготовка мероприятия предусматривает следующие этапы:
- Определить способы и формы проведения мероприятия;
- Определить участников игр;
- Объявить тему игры и домашнее задание;
- Назначить жюри мероприятия;
- Разработать систему оценок за конкурсы;
- Дать рекомендации относительно использования дополнительной литературы и источников.
«О, досточтимые рыцари,
юные повелители душ!
Явитесь на зов турнирных труб!
Турнир рыцарей ждет вас!
Пусть победит сильнейший!!!»
Турнир состоится 26 января в 2016 году
Место проведения – актовый зал, время-13 часов 30 минут.
Задание
- Продумайте костюм рыцаря, дамы сердца, придумайте имя, девиз, герб и его представление. Герб изобразите на бумаге формата А-3
- Выберите из класса даму сердца, оруженосца и свиту из пяти человек.
- Подготовьтесь красноречиво восхвалять и прославлять свою прекрасную даму.
- Вспомните все рыцарские атрибуты и их символические значения.
- Научитесь определять исторического деятеля по его высказыванию:
«Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать»;
«Мы, папы, призваны господствовать над вами, народами, и царствовать»;
«Сабля и религия неразлучны»;
«Возвратите Францию и заплатите за то, что владели ею»;
«Во Франции только один король»; «Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней шесть государей»; «Если изменю слову своему, какими глазами буду смотреть на свой народ, который я всегда учил говорить правду».
- Научитесь объяснять «крылатое выражение»:
Что с возу упало, то пропало», «Копья ломать»,
«Я не могу вызвать этого человека на бой, он с «открытым забралом»,
«Городской воздух делает человека свободным»,
«Рыцарь без страха и упрека»,
«Мой дом - моя крепость».
- Подготовьте ответы на вопросы:
- Что такое орден?
- Три заповеди средневекового рыцаря.
- Чем отличался рыцарь XI-XII вв. от воинов IX-X вв?
- Чей образ был идеалом рыцарской чести? Французский эпос эпохи Каролингов.
- Что означает куртуазность?
- Назовите автора пяти рыцарских романов. Как назывались поэты - певцы?
- Кого в Средние века называли маршалом?
- Эмблема рыцарей - крестоносцев.
- Какие волшебники участвовали в походах короля Артура?
- Как назывался меч короля Артура?
- Главная башня в Средневековом замке.
- Кто такие рыцари - госпитальеры?
Цели и задачи конкурса - игры
- систематизировать ранее полученные знания по теме; установить уровень овладения учащимися теоретических знаний;
- воспитание умения применять усвоенные знания в новой ситуации;
- развитие внимания, мышления, памяти; умения анализировать и обобщать;
- развитие чувства стиля эпохи через художественное и музыкальное оформление, костюмы;
- развитие творческой и познавательной активности учащихся.
Эпиграф:
«В те давние, глухие времена
Нередко женщины предпочитали
Не в зеркала смотреться, а в щиты
И побеждать мужчин не взором нежным,
А острием разящего меча».
«Феодальные времена».
Оборудование:
оформленный зал;
рыцарские костюмы (выполненные учащимися);
домашние заготовки для конкурсов;
Презентация;
Музыкальное сопровождение.
Сценарий
Рыцарский турнир
Когда-то в Средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари судьбой,
И на турниры ехали.
Но вот пятьсот лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят-
Мы не согласны с этим!
Ведущий: Я думаю, вы абсолютно правы. Рыцари есть! И в доказательство этих слов позвольте представить вам участников сегодняшнего турнира
(фанфары, участники проходят на сцену)
Рыцарь - это человек!
Он без страха и упрека!
Он в сраженьях целый век!
Против злобы и порока!
И с неправдою любой
Рыцарь борется упрямо!
И готов на смертный бой
Он за честь прекрасной дамы!
Ведущий: Итак, мы начинаем наш турнир! Представляю судей, самых честных и справедливых!
Прошу рыцарей пожать друг другу руки и пожелать удачи.
Начнем же наше сраженье по законам уваженья!
Первый тур: Конкурс - представление имени рыцаря. (5 баллов)
Герб - это ваш великанский размах.
Львиные пасти и очи орла,
Рода история, знак ремесла.
Чтобы Отечества память цвела
Второй тур: Турнир рыцарского герба. Представление герба и девиза.
Герб в переводе означает «наследство»- отличительный знак.
Девиз- краткое изречение. (5 баллов)
Промежуточное подведение итогов: слово жюри.
Победить в турнире не очень легко,
Здесь сражаются за каждое очко
Третий тур: Рыцарская атрибутика. Каким рыцарским атрибутам соответствуют следующие символические значения
( за каждый правильный ответ 1 балл, максимум 8 баллов)
- Справедливость (шлем).
- Правда (копье).
- Сила воли (палица).
- Рыцарское достоинство (шпоры).
- Доблесть предков (щит).
- Защита от нечистого прикосновения (перчатка).
- Крепость духа ( панцирь)
- Милосердие (кинжал)
Объясните «крылатые выражения» (1 балл)
«Ходить в Каноссу» (вымаливать прощение);
«Бросить перчатку» (вызвать на поединок);
«Что с возу упало, то пропало» (упавший товар принадлежал феодалу);
«Открытое забрало» (открытые действия, честное поведение);
«Копья ломать» (яростная борьба);
«Городской воздух делает человека свободным» ( Крестьянин становится свободным, если прожил в городе 1год и 1 день);
«Рыцарь без страха и упрека» (Благородный, честный, мужественный);
«Мой дом - моя крепость» (Неприкосновенность жилища).
Пятый тур: Турнир рыцарской славы.
Конкурс на знание рыцарскихтрадиций и обычаев (1 балл)
- .Назовите три заповеди средневекового рыцаря.
- Чей образ был идеалом рыцарской чести?
- Как называется умение вести себя в обществе, изысканно ухаживать за дамой ( куртуазность)
- Как назывались поэты-певцы во Франции, воспевшие образ идеального рыцаря? (трубадуры)
- Какая связь между рыцарями одного из орденов и больницами?
- Как назывался меч легендарного короля Артура?
- .Какие волшебники участвовали в походах рыцарей короля Артура? (Мерлин и Могис)
- . Как называется главная башня в средневековом замке?
Шестой тур: Турнир во имя прекрасной дамы.
Как же отрадно, что остались
Мужчины - рыцари на свете,
Готовые плечо подставить,
И не бросать слова на ветер.
Рыцарское отношение к женщине было воспето во многих песнях и сказаниях того времени. Отголоски той эпохи дошли до нас в правилах современногоэтикета. Словонашим рыцарям. ( 5 баллов)
Седьмой турнир:Рыцарский поединок.
«Наездник», «Битва»
В те давние, глухие времена
Нередко женщины предпочитали
Не в зеркала смотреться, а в щиты
И побеждать мужчин не взором нежным.
А острием разящего меча.
Турнир фехтования
Подведение итогов и посвящение в рыцари.
- http://knigki-pro.ru/knigi-pro/522-knigi-pro-rycarey.html
- https://llibre.ru/istoricheskaya-proza/10-luchshikh-knig-o-rytsaryakh
- http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1252657-kak-narisovat-gerb-rycarja.html
- http://krasivye-stihi-poetov.ru/stihi/stihi-o-risaryax.htm
- Материалы учебников для обучающихся 6 класса