Урок истории в 5 в классе
Природа Древней Греции и занятия древних греков
Васильева Елена Геннадьевна,
учитель
Цель деятельности: ознакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, которые определили основные занятия населения.учитель
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний УИПЗЗ
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: научиться показывать и характеризовать на карте местоположение Древней Греции, ее природные условия и объяснять, как они повлияли на занятия древних греков.
2. Метапредметные: научиться прогнозировать занятия древних греков, знакомясь с территорией расселения ( регулятивные УУД); уметь по заданным признакам сравнивать условия Древней Греции и стран Древнего Востока (познавательныеУУД) ; уметь искать доказательства в исторических источниках (познавательныеУУД)
3. Личностные: будет сформирован историко-географический образ Древней Греции
Методы и формы обучения: работа с картой, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная работа; составление таблицы в ходе знакомства с новым материалам; презентации учащихся..
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, исторические карты.
Наглядно-демонстрационный материал: презентации по теме урока, выполненные учениками;. раздаточный материал, подготовленный учителем.
Основные понятия: античность, Эллада, эллины, полуостров.
План:
1. Местоположение Балканского полуострова
2. Природно-климатические условия.
3. Занятия древних греков
Межпредметные связи : география
Организационная структура урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | УУД | Контроль результатов учеб. деятельности |
1. Организационно-мотивационный | Презентация :Карта «Государства Древнего мира».Вспоминаем изученные государства Древнего Востока, определяем местоположение Балканского полуострова . Понятия «эллины», «Эллада», «античный» Понятие «полуостров» Вопрос: для чего надо знать историю древней Греции |
Работа с картой урока. (см. Приложение) Игра «Верю –не верю». Презентации учеников о летнем отдыхе в Греции. Составление плана изучения темы |
Фронтальная | Л: формирование учебной мотивации П: умение определять проблему и предлагать способы ее решения , Р: умение планировать необходимые действия, операции |
Устные ответы |
2. Информационно-аналитический | Учитель организует работу с исторической картой по вопросам, рассказывает о природных и климатических условиях Греции, сравнивая их с природными условиями стран Древнего Востока. Проверка первой графы таблицы (слайд в презентации). Проверка предположений о видах хозяйственной деятельности древних греков, обусловленных природно-климатическми условиями. Заполнение второй графы таблицы. (слайд в презентации) Учитель предлагает проверить предположения с помощью исторических источников: письменных (отрывки из поэм «Илиада» и «Одиссея»), вещественных ( описание результатов археологических экспедиций), произведения искусства. |
Отвечают на вопросы, заполняют первую и вторую графы таблицы (см. карту урока) Заполнение третьей графы, работа с текстами Гомера, анализ находок археологов и рисунков на греческих вазах. |
Индивидуальная, в парах. |
Л: включение детей в открытие новых знаний показать, что ошибка – это нормально, главное уметь учиться на ошибках. П: умение осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, умение обобщать, подытоживать информацию, формулировать вывод, вести поиск и выделять необходимую информацию. Р: умение сохранять учебную задачу, умение исправлять ошибки с помощью учителя, самостоятельно и при взаимопроверке К: умение задавать вопросы разного вида; умение адекватно использовать языковые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей. |
Устные ответы, вопросы для уточнения, письменная работа. |
3.Рефлексивно-оценочный | Подведение итогов. Как изменились наши знания о Греции? Оценка работы учащихся на уроке. |
Работа с картой урока: игра «Верю – не верю»; игра «Крестики – нолики» - оценка своей работы на уроке. Оценка урока (выбор смайликов) |
Индивидуальная работа, работа в парах. | Л. – развитие рефлексии, формирование личной ответственности за результат. К.- умение слушать и слышать, развитие сотрудничества. П.- использование ИКТ. Р.- развитие навыков самоконтроля, формирование самооценки. |
Проверка результатов игры. |
Урок « Природа Греции и занятия древних греков»
(рабочая карта для учеников)
Новые слова: уметь объяснить и запомнить.
Эллада - ……………………………………………………………………………………………………….
эллины - ……………………………………………………………………………………………………….
полуостров - ………………………………………………………………………………………………..
античность - ………………………………………………………………………………………………….
Заполнить таблицу
Особенности природы и климата | Как они влияли на жизнь и занятия греков | |
Предположение | Доказательство | |
«Верю – не верю»
- | Климат в Греции холодный, так как с трех сторон омывается морями. |
В Греции, как и в Египте и Междуречье есть полноводные реки. | |
Два месяца в году в Греции льют дожди и реки выходят из берегов. | |
В Греции жаркое засушливое лето и мягкая дождливая зима. | |
В Греции нет полноводных рек. | |
Земли, пригодной под пашню, в Греции немного. | |
Почти все греческие города стоят у моря. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0- нет, Х- да
1. Древняя Греция расположена на Балканском полуострове
2. В Греции есть крупные реки.
3. Зимой здесь очень холодно.
4. Большую часть Греции занимают горы.
5. Самая высокая гора – Олимп.
6. Горы делят Грецию на Северную, Среднюю и Южную Грецию.
7. Население занималось земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой.
8. Для занятия земледелием были благоприятные условия.
9. Огромную роль в жизни древних греков играло море.