Технологическая карта урока в 5 классе
Государство на берегах Нила
Пальчик Людмила Георгиевна,
учитель ГБОУ школа № 583
Приморского района Санкт-Петербурга
учитель ГБОУ школа № 583
Приморского района Санкт-Петербурга
Предмет: история
Класс: 5
Базовый учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая 5 класс.- М.:
Просвещение, 2013
Цель урока: познакомить с географическими условиями Египта; выделить причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни людей; сформировать представления о признаках государства и показать, что в 3000 г. до н.э. оно одним из первых было создано по берегам Нила; доказать, что Геродот был прав, называя Египет «даром Нила».
Задачи урока:
1.Изучить географическое положение Египта и установить взаимосвязь природы и климата на характер хозяйственной деятельности египтян.
2. Рассмотреть этапы образования единого государства; обеспечить усвоение учащимися понятия « цивилизация».
3.Продолжить формирование умений анализировать историческую карту и текст исторического источника.
Прогнозируемые результаты:
Учащиеся характеризуют географическое положение страны; определяют влияние природно - географического фактора на развитие жизнедеятельности общества; выполняют познавательные и проблемные задания; принимают участие в беседе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Учебное оборудование: учебник, раздаточный материал, карта «Египет и Междуречье до середины I тыс. до н. э.», презентация.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный |
Организует проверку присутствующих на уроке, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
(Р) формирование навыка подготовки к систематической деятельности на уроке. |
2 | Мотивационный Цель: мотивировать учащихся на изучение данной темы. |
Мотивирует на учебную деятельность на основе заданий. -Вам необходимо определить, в какую страну мы сегодня совершим путешествие. 1.Страна полная тайн и загадок (показывает папирус). Каждый турист привозит в качестве сувенира этот предмет. Он является одним из символов этого государства. 2. -Вы слышали о семи чудесах света? Какие чудеса света вы знаете? Единственное из семи Чудес Древнего мира, сохранившееся до наших дней находится именно в этой стране. |
Записывают (индивидуально) название страны, после вопросов учителя показывают друг другу листы с названием страны. Ответы учащихся с обоснованием своего мнения. |
( П) формирование мыслительных операций. (Р) формирование навыка подготовки к систематической деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. |
2 | Актуализация учебной деятельности. Целеполагание.Постановка проблемы урока цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. |
2.1. – Мы начинаем изучать новую главу: Древний Восток. Ее первый параграф, и он называется … Выдвигает общую проблему: каковы особенности Египта? – Что надо узнать, чтобы найти решение проблемы? 2.2.Создает вместе с детьми план урока, ( к 3 пункту подвожу сама и формулирую его). |
2.1. Записывают тему урока. Государство на берегах Нила. высказывают предположения о том, что могут узнать нового о Древнем Египте. 2.2.Формулируют пункты плана решения учебной проблемы. 1.Географическое положение Египта. 2.Природно - климатические особенности Египта. 3.Объединение Египта. |
(К) умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей, владение речью. 2.2.Планировать деятельность в учебной ситуации. |
3 | Изучение нового материала |
Раздает учащимся рабочие листы№1 и №2 и организует работу в группах для изучения 1 и 2 пунктов плана. 1.Географическое положение Египта. 1 группа, используя текст учебника, карту заполняет пропуски в тексте. 2. Природно - климатические особенности Египта. 2 группа. Работает с историческим источником и текстом учебника, выделяет причинно-следственные связи между природными условиями и образом жизни людей. Организует ответы учащихся, помогает сформулировать их. Вопрос № 3. Объединение Египта. Дает проблемное задание: 1.Прослушать мой рассказ, записать на листочек новые термины, которые вам кажутся незнакомыми и ответить на вопрос «Кто управлял Египтом?» Помогает сформулировать ответы. 2.Поработайте в парах. - Рассмотрите иллюстрацию (Стр35). «Древнеегипетская плитка из камня с изображением царя Южного Египта» и докажите, что «Табличка Нармера рассказывает о борьбе двух царств и объединении страны» |
3.1. 1 группа читает текст, работает с картой и заполняет пропуски в тексте. Ожидаемая сущность ответа: Египет – страна, которая расположена на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря, в северо-восточной части Африки. 2 группа читает тексты и отвечает на вопросы. Ожидаемая сущность ответов на вопросы: -Ежегодно происходит разлив Нила. В ноябре вода спадает, оставляя черный плодородный ил. Такая земля давала хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием египтян. Учащиеся слушают учителя, анализируют исторический источник с приведением доказательств и аргументов. Слушают, записывают новые слова. Отвечают на вопрос. Обосновывают и аргументируют своё мнение. Отвечают на вопрос: -О существовании какого важнейшего образования на территории Египта это говорит? |
Коммуникативные УУД 3.1. Работа в группах. (П.)Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию (Л) Эмоционально- позитивное отношение к сотрудничеству, взаимоконтроль и взаимопомощь. |
Физминутка |
Проводит физминутку. “Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями. |
Выполняют упражнения | ||
4. | Первичное закрепление цель: усвоение учащимися нового способа действия. |
Просит обосновать свой ответ на вопрос: «Формированию чего было положено начало в результате возникновения на берегах Нила египетского государства?» Слова-подсказки: существует государство, город, письменность. Просит сделать вывод |
Ожидаемая сущность ответа: выводят понятие «Цивилизация» Цивилизация- это такой период развития людей(общества),когда существует государство, города, письменность. Люди более качественно обрабатывают землю. |
(П) Демонстрируют знания по изученному материалу (К) Умение слушать и участвовать в диалоге |
5 | Обобщение и закрепление в ходе практической работы цель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по эталону; создание ситуации успеха. |
5. Раздает задания и организует практическую работу: 1.Выполнение мини – теста; 2.Исправь исторические ошибки. 3.Самопроверка. На экран выводится слайд «Ответы»5 Предлагает вспомнить проблемный вопрос урока. -Решите задачу. -Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Прав ли был Геродот? |
Выполняют мини - тест, исправляют исторические ошибки. Самопроверка по эталону. Ожидаемая сущность ответа: - Река Нил оставляла после разлива плодородный ил, поэтому главное занятие египтян- земледелие, а это основа будущей цивилизации. |
(П)Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера 5Оценивать степень и способы достижения цели. Выражают свои мысли. |
6 | Рефлексия цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. |
6.Проводит интерактивную рефлексию. Цвета (характеристика Макса Лютера) обозначают настроение ученика к концу урока. Результат в виде диаграммы, по которой Вы сможете определить какое впечатление на каждого из учащихся произвёл урок). |
6.Называют цвета. (Приложение ) |
Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. |
7 | Информация о домашнем задании. |
Дает комментарии по его выполнению 1 уровень: Параграф 6, вопросы 1-4 2 уровень: Задание в рабочей тетради № 25. 3 уровень: Сочинить синквейн. |
Записывают д./з в дневник |
Рабочий лист 1
Задание для 1 группы.
1.Географическое положение Египта.
1.Откройте учебник на странице 35-36. Внимательно прочитайте материал пункта 1, рассмотрите рисунки.
2. Посмотри на карту стр.45 и заполни пропуски в тексте.
В северо-восточной Африке простирается _____________. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды одна из самых больших рек в Египте______.,он впадает в __________море. По берегам растут финиковые _____ и ________ акации и высокий тростник. В водах реки обитает множество ____________. В прибрежных зарослях можно увидеть и дикую--------. В Египте большая часть Ливийская, Нубийская, Аравийская____________, поэтому основное средство передвижения на _______. Крупные города ___________и _________.Столицей Египта является М_________.В Египте нет зимы, поэтому круглый год жарко.
Рабочий лист 1.
Задание для 2 группы.
Природно - климатические особенности Египта.
1.Открой учебник на странице 35-36. Внимательно прочитайте материал пункта 2 «Разливы Нила»
2.Внимательно изучите карту Древний Восток с.31 и найдите на ней реку Нил и основные районы земледелия.
3.Внимательно изучи дополнительную информацию ответьте на вопросы.
«Вступив в Египет, Нил имеет ширину десять или менее стадий и течёт не по прямому направлению, а образуя всяческие извивы…ибо с каждой стороны реки находятся горы, тянущиеся вдоль берега на большое расстояние…Ежегодно разливаясь, река наносит свежий ил…Скот же во время разлива прокармливается в селениях и деревнях заранее приготовленным для него кормом.» Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
-О какой реке идет речь в документе?
- Что происходит ежегодно с рекой?
-Какие занятия существовали у жителей Египта?
Рабочий лист 2
Тестовое задание.
Тема «Государство на берегах Нила»
1. Всесильный владыка Египта
А. Фараон
Б. Царь
В. Император.
2. Какой город стал столицей первого объединённого государства?
А. Фивы
Б. Сидон
В. Мемфис
3. Бронза это-
А. Сплав железа и меди
Б. Сплав олова и меди
В. Сплав золота и серебра
4. Служителей богов в Древнем Египте называли:
А. Жрецы
Б. Шаманы
В. Волхвы
5. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида в Египте
А. Эхнатон
Б. Хеопс
В. Тутанхамон
Исправь исторические ошибки
• 1. Нил не разливался уже несколько лет и изрядно обмелел.
• 2. Налоги в Древнем Египте собирал сам фараон.
• 3. Примерно три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну.
Рефлексия
Карта самодиагностики
Используемая литература.
Учебник 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. История древнего мира. -М.: «Просвещение» 2013 год.
Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И. Годер. «История Древнего мира»
Арасланова О.В., Соловьёв К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО, 2007, 510 с.
Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательного учреждения в 2 выпусках.Вып. 1 М. Просвещение, 2007,79 с.
Крылова О.Н., Муштавинская И.В.,. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие- СПб.;КАРО,2014-144с.
№1 |