Проблема преемственности содержания обучения
истории в начальной и основной школах
Мельникова Анна Анатольевна,
ГБОУ школа 634 Санкт-Петербурга
Аннотация: Одним из кризисных периодов обучения ребенка в СОШ является переход от младшей школы к средней и сохранение преемственности обучения в этот период.ГБОУ школа 634 Санкт-Петербурга
Адаптация в пятом классе – один из труднейших периодов школьного образования. Помощь учащимся в этот период должна быть связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. В вопросах адаптации здесь на первый план выходят педагогические условия.
Введение: В настоящее время становится очевидным снижение интереса молодежи к историческому знанию, о чем красноречиво свидетельствуют невысокие баллы ЕГЭ (соответственно даже у тех выпускников, которые выбирают историю в качестве экзамена самостоятельно), курьезные ответы на устных экзаменах, нежелание рассуждать о прошлом в целом. Однако не следует считать, что основные проблемы связаны именно с выпускными классами старшей школы. Одним из кризисных периодов обучения ребенка в СОШ является переход от младшей школы к средней и сохранение преемственности обучения в этот период.
Актуальность: Адаптация в пятом классе является сложным периодом школьного образования. Обычно сложности привыкания возникает в связи с изменением системы деятельности учащихся (новая учебная ситуация), появлением нового социального окружения (состав учителей, иногда – смена класса).
Проблема: Пятиклассники во многом — по духу своему, интересам, манере поведения – близки к ученикам начальной школы. “Идейно” же, а так же по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам. При этом они, зачастую, самостоятельно не способны справиться с возросшим объемом школьных предметов, домашних заданий по ним, сменой режима и ритма школьной жизни. А учителя, в свою очередь, могут быть не готовы к работе с детьми младшего школьного возраста; особенно трудно в работе «переключаться» со старшеклассников на пятые классы. На уровне администрации школы: отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения; недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.
Отсюда возникают следующие проблемы:
- требуется много времени на адаптацию;
- снижается интерес к учебе и общие показатели обученности;
- появляется тревожность,
- а так же связанные с переходным возрастом отстранение от взрослых, напряженные отношения между собой, непредсказуемые реакции.
Условия успешной адаптации ребенка при переходе с одной ступени обучения на другую зависит от реализации преемственных связей между начальным и общим звеном. Выделим три основных направления:
- психологические условия;
- педагогические условия;
- коррекционно-профилактические условия.
Системный подход к проблеме преемственности содержания обучения истории при переходе от начальной к основной школе позволяет получить результаты, использование которых позволило бы усовершенствовать процесс обучения и развития школьников на данном этапе. Об этом свидетельствуют результаты экспериментов, где выпускник начальной школы, имея знания (на уровне обобщенных представлений) о предмете истории, об основных фактах и событиях нашей страны, ее деятелях, некоторых сведений из всемирной истории, обладая определенными умениями, успешно адаптировался к программе средней школы. А, с другой стороны, учитель основной общей школы, опираясь на преимущество выпускников начальной школы в их общем развитии, в развитии историчности мышления, успешнее решал задачи на второй ступени обучения.
Помощь учащимся в этот период должна быть связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. В вопросах адаптации здесь на первый план выходят педагогические условия:
- взаимоизучение программ учителями начальной школы и среднего звена;
- изучение особенностей образовательного процесса в четвертом классе, посещение уроков учителем-восприемником;
- наличие четких представлений у учителя, классного руководителя о целях и результатах обучения на начальной и основной ступенях;
- преемственные связи в используемых методах и формах обучения;
- развитие диалога с классным руководителем начальной школы, знакомство с психологическими особенностями учащихся;
- гуманистическая направленность контрольно - оценочной деятельности в адаптационный период.