Проблема преемственности содержания обучения
истории в начальной и основной школах
Мельникова Анна Анатольевна,
ГБОУ гимназия 66
Аннотация: Одним из кризисных периодов обучения ребенка в СОШ является переход от младшей школы к средней и сохранение преемственности обучения в этот период.ГБОУ гимназия 66
Адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного образования. Помощь учащимся в этот период должна быть связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. В вопросах адаптации здесь на первый план выходят педагогические условия.
Введение: В настоящее время становится очевидным снижение интереса молодежи к историческому знанию. Об этом красноречиво свидетельствуют: низкие баллы ЕГЭ (соответственно даже у тех выпускников, которые выбирают историю в качестве экзамена самостоятельно), курьезные ответы на устных экзаменах, нежелание рассуждать о прошлом в целом. Однако не следует считать, что основные проблемы связаны именно с выпускными классами старшей школы. Одним из кризисных периодов обучения ребенка в СОШ является переход от младшей школы к средней и сохранение преемственности обучения в этот период.
Актуальность: Адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного образования. Обычно необходимость адаптации возникает в связи со сменой деятельности человека и его социального окружения. У пятиклассников изменяется и социальное окружение (состав учителей, иногда – класса) и система деятельности (новая учебная ситуация).
Проблематика: Пятиклассники во многом — по духу своему, интересам, манере поведения – близки к ученикам начальной школы. “Идейно” же, а так же по своему объективному статусу стремятся присоединиться к старшеклассникам. Отсюда возникают следующие проблемы:
- снижение показателей обученности;
- снижение интереса к учебе;
- напряженные отношения между собой;
- повышенная тревожность;
- непредсказуемые реакции;
- отстранение от взрослых.
Кроме того, возрастной период 10-12 совпадает с началом кризисного периода, связанного с физиологическим созреванием организма, началом процесса пубертата.
Успешность адаптации школьника к обучению в основной школе, а конкретно в 5-6 классах зависит от реализации преемственных связей между начальным и общим образованием.
Существенные изменения, которые вносятся в построение начального обучения при направленности его на развитие учащихся, делают особо актуальным исследование новых педагогических путей достижения преемственности между начальными и последующими классами.
Вопросам преемственности между начальной и основной школами посвящено ряд научных исследований. Однако проблема преемственности исторических дисциплин хотя и привлекла внимание ученых- педагогов, но в связи с вышесказанным требует дополнительного внимания и изучения.
Такой подход к проблеме преемственности содержания обучения истории в начальной и основной школе позволяет получить результаты, использование которых позволило бы усовершенствовать процесс обучения и развития школьников на данном этапе. Об этом свидетельствуют и результаты экспериментов различных авторов, когда выпускник начальной школы, имея знания (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) о предмете истории, значении знаний по истории, об основных фактах, событиях, явлениях истории России, ее деятелях творцах, некоторых сведений из всемирной истории, обладая определенными умениями, успешно адаптировался к программе средней школы, а, с другой стороны, учитель основной общей школы, опираясь на преимущество выпускников начальной школы в их общем развитии, в развитии историчности мышления, успешнее решал задачи на второй ступени обучения. Но положительный эффект в данном случае зависит это от того, насколько в этом звене сохраняются дидактические особенности построения обучения.
Достаточно часто на этом этапе отбора исторического материала возникает противоречие между потребностью в научно-обоснованной методике осуществления преемственности при обучении истории и ее реальным состоянием.
Выделим ряд проблем преемственности:
- Отсутствие механизма согласования целей и задач на разных ступенях обучения.
- Несоответствие форм, методов традиционной системы обучения в школе новым требованиям социума.
- Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода.
- Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности.
Условия успешной адаптации ребенка при переходе с одной ступени обучения на другую можно разделить на три направления:
- психологические условия;
- педагогические условия;
- коррекционно-профилактические условия.
Помощь учащимся в этот период должна быть связана с серьезной подготовительной работой учителей, приступающих к работе с пятиклассниками. В вопросах адаптации здесь на первый план выходят педагогические условия:
- наличие четких представлений у учителя, классного руководителя о целях и результатах обучения на начальной и основной ступенях;
- преемственные связи в используемых методах и формах обучения;
- поиск возможностей развития учебного диалога;
- гуманистическая направленность контрольно - оценочной деятельности в адаптационный период.
- будут учтены варианты (формы) решения проблем в содержании обучения истории в начальной и основной школах;
- будут определены критерии преемственности в современных условиях развития образования и выделены направления реализации преемственности в содержании и формы их проявления, адекватные единству содержательного и процессуального аспектов этого феномена в начальной и основной школе;
- обучение истории в средних классах школы будет опираться на существенный задел в знаниях по истории, который реально обеспечивается в начальной школе, при этом будут выявлены и обоснованы возможности преемственного содержания истории в средних классах школы и внесены определенные изменения в подход к выявлению результативности обучения.